Принцип домино, или Случайный прохожий

Петровский Валерий
       
У каждого городка есть свой маленький пригород. И если города отличаются разрезом улиц, конфигурацией спальных районов, то прилегающий к аэропорту частный сектор в Чебоксарах, Костроме или Тамбове – не отличить. Едешь после двухчасового перелета меж аккуратных садовых домиков и не знаешь, куда прилетел. И столь же всегда схож неизменный окраинный квартальчик с продуктовым магазином и автобусной платформой поблизости, куда я приехал в гости. Отсюда одна дорога – в центр города.

По крайней мере, я так думал, когда наутро сел на внезапно подскочивший усталый автобус. Но он завернул за угол и увез меня за город. Изредка можно себе позволить вот так сесть и уехать, куда глаза глядят. У Чехова есть такая повесть, где мальчик едет на подводе и смотрит на степь. Долго едет. Он и рад бы сойти, но ему важно узнать, что там дальше в этой бесконечной степи. И он все едет и едет. На самом деле там, в дали, то же самое: дорога, пыль и трава на обочине.

В этом я убедился уже минут через десять на проселке за городом. Назад я возвращался на попутном бензовозе с серьезным водителем. По долгому как вздох мосту он перевез меня к центру города. Здесь неожиданно свернул и оставил меня на съезде под мост. Передо мной застыла чистая и прохладная церковь. Было жарко и хотелось пить. У приоткрытой калитки маялись под солнцем три неприкаянные «Волги». Свадьба?

К вспотевшему цинковому бачку намертво посадили на цепь теплую алюминиевую кружку. Вода была как вода, независимо, что в церкви. Да и сам церковный придел был схож с картинной галереей, только иконы вместо картин. И людей столь же мало, как на постоянной выставке. Лишь потерянно застыла невеста в белом. Я никак не мог углядеть ее жениха, хотя выпил две кружки, пока осматривался. Когда долго пьешь, вода постепенно теряет вкус.

Жених объявился, когда молодых повели под венец – хлипкий и нервный юноша. Совершенно не под стать невесте, роскошной и пышной. Есть девушки в чужих городах! Красавица была на полголовы выше своего нареченного. А венчание было долгим и монотонным. Процедура была столь долгоиграющей, что жених сомлел. Я не сразу это отметил, впрочем, так же, как и окружающие. Сначала чуть заметно покачнулась высокая невеста, которую он должен был держать под руку. Затем он потянул ее за собой на пол, куда незаметно сполз то ли от волнения, то ли от нехватки воздуха. В полусумеречной церкви горели свечи и чадило благовониями кадило в руках батюшки.

«Воды! Воды!» Случилось то, что должно было случиться. Слишком они были разными. Почему они решили пожениться, что их привело в церковь, мне было неведомо. Столь же было непонятно, почему оказался рядом я, совершенно посторонний человек. Просто прохожий. Да и родственников рядом было так мало, что это не походило на торжественное бракосочетание.

Воду принести мне было трудно из-за насмерть привязанной к бачку кружки. Нашли стакан, налили воды, дали бледному жениху отпить. Новобрачный, очухавшись, отмахивался и от помощи, и от невесты. А мне хотелось плеснуть ему полстакана в лицо – такую свадьбу испортил! Наконец молодого водрузили на место, и венчание продолжилось. Гулко гудел голос священника, свидетели устали держать венцы над молодыми. Все изрядно выдохлись.
Когда это закончилось, процессия направилась к выходу. Жених по-прежнему отшатывался от нареченной. Их ожидал черно-белый свадебный кортеж, похожий на домино. Я стоял и высматривал, в какую машину они сядут – черную или белую. Как будто от этого зависела вся их дальнейшая жизнь. А еще мне показалось, что это из-за меня у них все так нескладно получилось.

Пришел посторонний человек, случайный прохожий, и все так неожиданно повернулось. Принесла же нелегкая! Ехал бы себе мимо на этом грязном бензовозе, хотя бы до следующей остановки. А еще лучше – сел бы с утра на верный автобус и не мешал людям жить.
…Зачем приезжал в этот абсолютно чужой город?

Опубликовано на английском в журнале METAZEN (США-Канада) 6 сентября 2012 г.:
http://www.metazen.ca/?p=10885