Тест

Василий Вашков
С химией в понедельник их обломали по полной. Семён уже после звонка, не торопясь шёл на урок в самом благостном расположении духа, собираясь, как обычно, спокойно отсидеться на последней парте, пока химоза будет что-то занудливо курлыкать у доски, грустно потряхивая своими жидкими кудряшками. Одиннадцатый «В» уже сидел за партами, но за учительским столом виднелась не милая безобидная Вероника Кузьминична, а монументально возвышалась всеми своими килограммами могучего тела, Изольда Карловна, завуч, обладающая кроме внушительных размеров громогласным рыкающим басом, вредностью старухи Шапокляк, ядовитостью скорпиона и мёртвой хваткой бультерьера.
-Опаздываешь! – рявкнула она так, что колбочки и пробирки в шкафу с химической посудой, жалобно звякнули, - Звонка не слышал!
-Я, это, я в столовой был, - выпалил Семён привычную отмазку, - Там народу…, это…, очередь, в общем.
-Успел? – подозрительно - ласково, будто бабушка любимого внучка, спросила завуч.
-Что?
-Поесть успел?
-Ну, это, успел….
-Ай, да молодец! Успел-таки! – Изольда Карловна умилённо склонила голову к плечу.
-Ну, да…
-Поразительно, и как же тебе это удалось сделать, если столовая только после этого урока откроется! – вдруг рявкнула она.
Семён захлопал глазами, сообразив, что столовая действительно открывается только после второго урока, который, собственно, сейчас и начался. Он беззвучно открыл рот, не соображая что сказать, но очередной громоподобный раскат баса пресёк эту его жалкую попытку.
-Рот закрой! И врать прекрати! Тебе же хуже, раз опоздал, садись сюда, - указательный палец, сильно смахивающий на ручку от бейсбольной биты указывал на первую парту.
Семён снова попытался открыть рот, чтобы возразить на такую явную несправедливость, но, встретив глазами тяжёлый, как двухпудовая гиря, взгляд, рот захлопнул и молча уселся прямо перед учительским столом, судорожно двигая руками по гладкой поверхности парты. Так несчастная бабочка, пойманная коллекционером и ловко пришпиленная его иголкой, ещё долго разводит лапками, будто недоумевая: «Как такое могло случиться?»
-Та-а-а-к! – протянула Изольда Карловна, отшпиливая взгляд от Семёна и с нехорошей лаской оглядывая одиннадцатый класс, - Все собрались?
Класс понуро молчал, предчувствуя недоброе.
- Вероника Кузьминична заболела, поэтому урок проведу я, - завуч была кратка и деловита, как команда «Пли!» на расстреле, - А, так как в химии я не сильна, - она снова обвела взглядом притихший класс, - То будете писать тест. Уж его-то я сумею проверить, не сомневайтесь. Правильные ответы у меня есть. И отметки за него своей властью в журнал выставлю, посмотрим, что у вас в аттестатах получится.
Класс глухо возроптал, такой подлянки не ожидал никто. Когда до окончания школы осталось всего-то ничего, и в журнале ясно вырисовывались уже почти реальные благостные четвёрки, и вдруг какой-то тест.
-Тест не на какую-то конкретную тему, он просто позволяет определить насколько вы, в целом, понимаете предмет. Есть возражения?
Класс примолк, возражений не было.
Семён получил отпечатанный набор вопросов, к каждому из которых, кто-то услужливо приготовил аж целых четыре ответа. «Выбирайте, - мол, - Не жалко!» Не двигая головою, он вывернул глаза и посмотрел в листок соседки Машки, нет, вопросы у неё были другими. Попробовал заглянуть назад, но глаза туда не поворачивались, а головой вертеть под пристальным взглядом Изольды Карловны он не рискнул. «Не судьба!» - мелькнула у него в голове, слышанная где-то фраза, и он взялся читать собственные вопросы.
«Автором Периодического закона является….»
Семён задумался.
В памяти туманно проявился смутный портрет волосатого и бородатого мужика, типичного старого рокера, только без косухи и серьги в ухе. Помнится, классе в восьмом, Семён увлечённо пририсовал к его портрету в учебнике чёрные очки, дымящуюся сигарету и чёрный платок на голову, получился нормальный крутой пацан. Вот только фамилия его…. Фамилию Семён забыл.
«Так, а ответы-то какие?»
«Автором Периодического закона является: а) Мендель, б)Мендельсон, в) Менделеев, г) Нельсон Мандейла»
«Во, блин, замутили. Который же из них?»
Лохматый бородатый мужик в бандане и очках никак не ассоциировался ни с одной из этих фамилий.
«Так, - думал Семён,- Мандейла, вроде бы слово знакомое, слыхал я что-то в этом духе, это точно, но, кажись, не на химии, ваще на что-то матерное смахивает….
 Мендель и Мендельсон, эти, наверное, родственники, отец с сыном поди….
 Может, Менделеев…?»
Он снова скосил глаза в Машкин листок. Безрезультатно. Попробовал тихонько повернуться назад, но тут же услыхал предостерегающее покашливание завуча».
«Эх! Будь что будет, в отчаянии подумал он и поставил плюсик возле Менделеева.
Второй вопрос был гораздо круче:
«Гексахлорциклогексан входит в состав: а) пищевых продуктов, б) косметики, в) ядохимикатов для уничтожения насекомых, г) алкогольных напитков.
«Так, - Семён мучительно наморщил лоб, - Гек-са-хл… блин, не выговоришь. Что же это такое? Пить я такого не пил, это точно, значит – не напитки; есть я бы это тоже не рискнул, хотя, чего там сейчас намешивают, фиг его знает. Машка таким моську мазать тоже не станет…. А! Чёрт с ним! Такая дрянь только для тараканов и сгодится».
Рядом с ответом «ядохимикаты» появился крестик.
 Под цифрой «три» значилось: «Соединение «3-пропилгексанол» относится классу: а) спиртов, б) эфиров в) углеводов, г) альдегидов.
«Ну, это уже ваще! – обиделся Семён, - Они хоть сами понимают, чё спрашивают? Хотя… если «пропил», то, наверное, спирт…»
Он неуверенно поводил над листочком ручкою, но, так как больше ничего в голову не приходило, сделал соответствующую отметку.
Дольше шло вообще загадочное:
«Активированный уголь является: а) электролитом, б) адсорбентом, в) гомологом, г) изомером».
Слова все были хотя и звучными, но загадочными, непонятными, будто из иноземного языка.
Семён принялся яростно чесать затылок, так, что соседка Машка даже испуганно отодвинулась к самому краю парты.
Но, трение, способное вроде бы извлечь огонь, не извлекало даже искры понимания.
«Ладно, если вещество на букву «А», то пускай и ответ будет на ту же букву, - пришёл он к странному умозаключению, отметив в тесте слово «адсорбент».
«При образовании ковалентной связи неспаренные электроны: а) меняют орбиталь, б)меняют спин, в)спариваются, г) испускают фотоны.
«Во, чудики! Чего тут спрашивать-то? Ясно, что они первым делом спариваться будут, раз сами они не спаренные….
Так оно и пошло, вопрос за вопросом, пока Семён, наконец, не дошёл до последнего:
«Формула этилового спирта…» – дальше шли буковки и цифры.
«Этиловый – это тот самый, - смутно припомнил Семён, - Но, формула-то у него какая?»
В голову ничего не приходило. Тесты уже начали сдавать, вот-вот должен был прозвенеть звонок.
«Ну, и ладно, - подумал он, - Парой больше, парой меньше…. А следующий у нас какой урок? Литература, что ли?»
И вдруг в его голове всплыл забавный стишок, слышанный именно на литературе. Учитель литературы, Иван Иванович, при слове «химия» нервно вздрагивал и честно сознавался, что из всей школьной химии помнит только формулу воды и спирта, и то, только благодаря поэзии «Аш-два-о!» – девиз не наш, наш – «Цэ-два-аш-пять-о-аш!».
«Вот же он! - облегчённо подумал Семён. Найдя соответствующий ответ, он радостно поставил крестик и отправился сдавать тест.
Когда через неделю, выздоровевшая Вероника Кузьминична зачитала оценки за тест, он долго недоверчиво тряс головою и успокоился только тогда, когда собственными глазами увидал в журнале напротив своей фамилии жирную пятёрку.