Рабы Дувана

Сергей Чибисов
Дуван не был, как Роберт Аветисян вечным студентом, но личностью был, так же легендарной. Вовка Дуванов был знаменит тем, что никогда не унывал. Любой беде он широко улыбался в свои густые усы, глядя ей прямо в лицо, своими огромными не спрятанными глубоко глазами. Беда сразу умирала.
В пору нашего студенчества о компьютерной графике мы не читали даже в фантастической литературе, а до рождения человека придумавшего слово «Архикад» должно было пройти ещё немало лет. Мы рисовали, чертили, красили, отмывали, штриховали, используя только свои собственные руки. В ту пору в МАРХи было широко распространено «рабство». Рабство (помощь в графическом оформлении демонстрационных планшетов) было узаконено неофициально самими преподавателями, с целью дополнительной практики в оттачивании студентами профессиональных навыков.
Обычно «молодые» помогали «старикам». Препы сами это поощряли и в ответственный момент, могли даже освободить от занятий, отправив в рабство, на завершение какого ни будь выдающегося курсового проекта.
У нас на дипломе например без рабов обошёлся только мой лучший друг Гена Перлин. Генка был работяга и отличник, для него понтово было справиться с работой одному.
А вот на дипломе у Худякова Лёхи рабов было штук двадцать, но не потому, что он был лентяй, просто он задумал грандиозный диплом. Полгода он придумывал и разрабатывал проект какого-то невероятного города за полярным кругом, а остальные полгода двадцать рабов, под его началом делали подачу. Он организовал макетную мастерскую в холле перед спортзалом, и двадцать рабов резали бумагу, картон и клеили, клеили этот невероятный придуманный Лёхой город. Короче его защита в конце концов была как раз из тех, которых ждали, боялись пропустить, откладывали свои дела, походы в баню и на «полгоры» (пивной ларёк такой был.) Протиснуться в актовый зал было невозможно!
Всю торцевую стену зала занимала экспозиция из тридцати метровых планшетов (против минимально разрешённых восьми.) Перед планшетами стоял огромный десять на десять метров макет города, а на противоположной стене на небольшом экране, в полумраке крутился самодельный цветной фильм, снятый любительской кинокамерой с этого макета на собственноручно Лёхой проявленную ленту. Это было типа полёта вертолёта над этим придуманным городом.
В этот день я рабствовал Димке Рогозину, и на защиту Лёхи, мог взглянуть лишь мельком.
Поздно вечером, когда я усталый, с исчириканными тушью руками, от того, что я постоянно вытирал о них ресфедер с засыхающей то и дело тушью, когда я мечтал добраться до «сто одиннадцатого» и умчаться в свою родную общагу, чтобы забыться там сладким сном, меня вдруг остановил Гришка Тимошин.
-О! Серый ! Отлично! Ещё пару человек и Дуван спасён!-
Возле него уже стояло человека четыре, пойманных Гришкой независимо друг от друга у выхода из института. Одного из них Серёгу Ковалёва я знал по стройотряду «Архыз». Заловили кого-то ещё одного и, решив, что хватит, двинулись на «трубную», где тоже были мастерские дипломников. В комнате у Дувана стояли, прислонённые к стене, натянутые подрамники, на одном из них, какой-то очкарик, что-то чертил.
-Когда защита?-
 спросил я у Гришки.
-В том-то и дело, что завтра, к утру надо всё успеть!-
Ответил озабоченно Гришка.
-А где Дуван? И что делать?-
Тут открылась дверь, и вошёл Дуван. Он, как всегда широко улыбался, в руках его была большая сумка наполненная «Солнцедаром» (было в ту пору такое дешёвое креплёное вино.)
-Это, чтобы спать не хотелось!-
Продолжал улыбаться Дуван.
Закусили мы килькой и ливерной колбасой с чёрным хлебом.
Стали знакомиться, кто ещё кого не знал. Потом кто-то и говорит,
-Так, что же делать будем?-
-Диплом!-
Улыбается Дуван.
-Сейчас Эдик планы закончит, можно будет к фасадам приступать.-
Все хаотично бродили по комнате, наталкиваясь друг на друга.

Мудрая мысль пришла Гришке Тимошину,
-Давайте выберем главного, чтобы анархии, так сказать не было.-
Я предложил Серёгу Ковалёва, он отличник и вообще в стройотряде бригадиром был, командовать сумеет. Других кандидатур не было, и Серёга приступил к командованию частями.
-Кто будет делать фасад?-
-Кто генплан?-
-Кто записку писать?-
Мне, как всегда досталось рисовать перспективу.

Группа Дувана поссорилась со своим руководителем диплома, я уж и не помню из за чего, но все выкрутились, и хоть, что-то там, начирикали. Дуван же раскачивался так долго, что подпустил защиту диплома вплотную.

К утру из всей бригады остался я и Гришка Тимошин. Прибежали из института,
-Скорее!-
говорят,
-Через одного человека- Дуван.

Мы с Гришкой и Дуваном потащили подрамники,
-надписи там доделаем.-

Защита была в актовом зале. Подрамники устанавливали на такой стеллаж, двухсторонний, который стоял на специальном вращающемся подиуме.
Пока один студент показывал свой диплом и защищался, другой сзади устанавливал свою работу. Потом круг поворачивали, и члены комиссии взирали на новый проект.
Мы с Гришкой расставили подрамники, повернули круг и отошли в сторонку, чтобы разглядеть, что же в целом получилось.
Прямо скажу и мягко, иллюзии, что диплом делался год, не получилось. В зале воцарилась гробовая тишина. В этот момент подрамники с грохотом посыпались со стеллажа. Мы с Гришкой кинулись устанавливать их по новой.
После того, как я поставил последний подрамник слово взял рецензент. Он развернул листок бумаги, достал очки и стал читать заочно, ещё за пол месяца написанную рецензию. Что, мол, театр придуман очень и очень хороший, и то-то и то-то, и что, побольше бы в СССР таких театров, потом снял очки и рассеяно улыбаясь, поклонившись по сторонам, передал листок секретарю и сел на своё место.
В зале опять установилась тишина. Я всё пытался прищуриться, чтобы увидеть, хоть какую-то общность в стиле подачи. Увы, каждый подрамник был выполнен в своём стиле и своим почерком.
Встал какой-то высокий седой профессор и громовым басом сказал:
-Да разве может быть такое в лучшем архитектурном ВУЗе мира! Да это позор МАРХи! И т.д., и т.п., и т.д., и т.п.!
А Дуван стоит, и широко улыбается…. (а, что ему оставалось ещё делать?)
Работу отправили на рассмотрение кафедры, но потом всё- таки трояк поставили. Дуван вообще-то был способным, здорово рисовал. Он так, потом в конце концов и стал преподавателем живописи в каком- то Украинском институте.
А сначала они с Прядом и Серёгой Тереховым во Владивосток распределились, там отработали положенный срок.

На иллюстрации один из моих эскизов: "Гостиничный комплекс в Мытищах" Этот комплекс я придумал  в 60 лет, в Москве, где одним ребятам организовал проектную фирму. Во внутреннем дворике -парк, под комплексом многоуровневая стоянка. Я до сих пор работаю, как учили, только в ручной графике:)))