Глава 6. Соблазны, соблазны...

Ольга Изборская
Редакторша, став  влюбленной, так расцвела, что решительно помолодела. Она стала так восторженна, что походила на юную курсистку светящимися глазами и ласковыми интонациями. Как этого было не заметить настороженной супруге?

Она прощала своему мужу бесконечное количество женщин "для низа", как она их презрительно называла, но не могла пропустить явления такой достойной соперницы. Причем, ее осознание произошло так мгновенно, как это возможно только у жен выдающихся мужчин. Еще ни сам "палач", ни "его жертва" ничего не осознавали.

       Соблазнены были все: "Расточительница своих средств и сил" думала, что она работает как вол, ради идеальной темы, а не ради идеального мужчины. Учителю было приятно красоваться, как фазану, перед ней, все-таки разнообразие.

 Осознавать себя стало решительно некогда. Вот так Соблазн!! Весь Смысл психологических курсов на этом месте рухнул! Осталась отчаянная цирковая балансировка на краю скалы.
Из записей курсистки:

Этот современный руководитель курсов по самоусовершенствованию –красиво писал в одной из своих книг:
       "Мысль уже самими буквами, самими словами определяет одно, редко - два понятия. А остальные? Теряются. И в тени вашей мысли остаются многочисленные возможности... как других участников, так и ваши. Без слов - все свободно и достаточно неопределенно. Даже извержение вулкана.

       Извержение вулкана плохо для крошечных существ, пристроивших свои жилища у его подножия.

       А для всей Земли - это выход зажатой внутри ее горячей энергии, это - создание крупинок алмаза, сапфира, рубина и изумруда.

         Но есть гораздо менее существенные и малопонятные события, которые, если не описывать, а просто смотреть на них - то можно ничегошеньки не понять. Спросите ребенка о том, что он видел сегодня? И сопоставьте - со своим.

 Получалось некое внутреннее совпадение моих размышлений и размышлений этого руководителя курсов по самоусовершенствованию…

 Я шла домой и размышляла: На курсах предлагалось покопаться в своем подсознании, чтобы, с помощью него, выстроить свои взаимоотношения с миром. Вот и мне Пора Серьезно Разобраться:
 
      - Умная, талантливая женщина, находящаяся в поиске. Поиск чего? - спросите - всего! - Есть такой сорт людей, которым столь многое интересно, что им даже психологи дали характеристику: "искатели". Или, если по библейским понятиям: "алчущие и жаждущие правды". И происходит этот поиск потому, что, по мнению многих, и меня, в том числе, нет в самой жизни никаких определений.

Хаос.
Хаос случайностей, совмещающихся ежесекундно в каждой точке пространства. И когда вы вносите себя и свое движение в этот хаос, то некоторые совмещения пересекаются с вашими.

        Поэтому, чрезвычайно полезно описывать происходящие с вами события: тогда они теряют ореол загадочности или неопределенности, и становятся простыми и даже вечными в своем стандартном содержании.

Тут я остановилась. На улице. Остановилась и удивленно подняла брови:  -Это я ли так думаю о себе?

Умная? Талантливая? А раньше? Совсем недавно?
Находящаяся в поиске? – А раньше? – В отчаянии!

Алчущая и жаждущая? – А только что перед этим?

«Учитель Жизни»? Учитель счастья?..
Что-то слишком легко? – Не пустая ли это эйфория?

…Таких "учителей века" по России... множество – и графов среди них.. сомнительно найти… Раньше был один Толстой-учитель России. Истинный граф – и тот ошибался…

Мой граф Монте-Кристо? Учитель мести… Сколько лет? – Пятнадцать лет учился смирению. И лишь после такой суровой школы стал самим собой…

Поищем-ка, по-редакторски, у этого «атланта» необоснованных (как это?) постулатов:

Вот. К примеру: была еще новая постановка вопроса: "вы больны и бедны, потому что вы сами этого хотели" – Это вызывает скрип внутренних колес в организме каждой жертвы. Всё приходит в негодование и сопротивляется.

Что это значит? – Неужели то, что вторая часть фразы – верна? И потому – болезненна.
Еще сообщалось, что есть три двигателя жизни: "Секс, Деньги, Слава"...

Меня сразу покоробило от этого цинизма.
Тут не было того, что внушали мне в институте, даже в двух институтах: Есть три двигателя жизни: «инстинкт самосохранения – (иначе: страх, смерть); инстинкт продолжения рода; и инстинкт утоления голода».

Странно, до невозможности?
Что, мир вышел из уровня инстинктов? Мир поднялся на уровень Баловства Жизнью?

Секс, Деньги, Слава – стали двигателями? Исчезли: Страх, Голод, Смерть? – которые были двигателями во все века?

-Ах, вот чего нет у него! Трех настоящих двигателей Жизни: "Чести, Совести и Правды"! - Как же надо задурманить мозги, чтобы мы - слушатели вовсе забыли об этом?
 
- Нет! Надо печатать его и дискутировать!
Или искать тех, у кого есть это?!

ВРЕМЯ ПРЕДКОВ:

-"Почему я опять  взялась читать воспоминания А. Дюма? И отчего это мне так интересно?

Оттого, что моего отца за глаза "дразнили французом" и фамилия его, которую он скрывал, была французской?

Скрывал он ее и после того, как вернулся из концлагеря. Почему?
Мне совершенно серьезно казалось, что больше такой фамилии быть не может ни у кого, раз она есть у этого знаменитого французского писателя.

Почему? А почему бы не произвести собственное родословное расследование? У меня же есть где-то воспоминания моих родителей…

Я всегда думала, что фамилия отца была самым большим секретом в семье, только и именно потому, что его дважды забирали в тюрьму и отправляли в ссылку.

Из-за этого он и скрывал свою настоящую фамилию, а всем говорил, что он Константин Дюма. Но какова была его настоящая фамилия мы, дети, так и не узнали?

Но это уже были заметки мимоходом…
Я пришла на работу и подошла к главному, еще не очень соображая: а что же я ему скажу?

Он удивленно и, как-то даже задумчиво-восторженно, оглядел меня и сказал: "Я думаю, надо печатать вашего "учителя жизни", с меня достаточно преобразования вашей внешности.

Я бы хотел, чтобы добрая половина моих сотрудниц записались к нему на курсы. Вы, оказывается – красавица! Да не просто красавица, а возвышенная, одухотворенная… Нечто в стиле Достоевского. И, можете ничего не доказывать – ваша внешность гораздо убедительнее!"

И он наклонился над своими бумагами так резко, что я подумала о том, что он смутился.
Я была потрясена! Я действительно потеряла дар речи. Как я готовилась!

Как я сомневалась в своей правоте и – хотела доказать главному то, что было надо моему "Атланту" – и… Моя внешность победила все возражения?

Я пошла к двери его кабинета и, оглянувшись, увидела каким юношеским восторгом и грустью провожает он меня.

Работать я так и не смогла. Сидела в тишине и хлопала глазами. Потом, кто-то поставил мне на стол чашку кофе. Я начала пить и только тут удивилась этой напряженной тишине. Сотрудников редакции вовсе не было слышно.

Я огляделась и смутилась еще больше. Многие смотрели на меня с таким задумчивым и отрешенным видом, словно я была "Неизвестной" с картины Крамского.

Сердце начало так громко стучать…
Нет! Я не возгордилась и не возрадовалась. Я оделась и вышла на улицу.

Рядом с редакционным зданием был сквер. Я вошла туда и села на скамейку.
Я пыталась все проанализировать, как делала всегда, но соображать я вовсе перестала.

Наступили следующие выходные. Как я их дождалась?!

Была, правда, еще одна забота: наличие денег для этих "семинаров" – стоили они, ох! Недешево. Но такая потребность проснулась в моем организме, что я решила впервые выписать себе аванс в счет трех моих прошедших отпусков, в которых я не была, и отпускные не получала, не желая тратить эти деньги на пустое лежание на горячем песке у моря.

Какая-то неслышная теплая волна поднималась в моей одурманенной душе. Впервые в жизни я почувствовала такое мощное разделение: мой организм хотел не того, чего хотела моя душа.

Мне, как телу, захотелось стать максимально-красивой! А душа ныла и отворачивалась от моих действий.

Совершив целый ряд косметически-стилистических процессов, я, почти бегом, примчалась на второй семинар!

Какое радостное единство ощутила я тут! Как дружелюбно и открыто встретили меня!

Все в группе были в некоем общем гипнотическом трансе. И видели только то, что очень хотели, давно мечтали...

Мы делились всем, что было нерешенного у каждого, открывали такие темы, которые могли бы смутить каждого, если бы мы не были вместе на этом семинаре: мужчины рассказывали о своей трусости, женщины о сексуальных и суицидных желаниях… То ли чушь, то ли чудо?

Еще одна медитация.
На сотворение Жизни.

 Я, теперь уже с любопытством, закрыла глаза, ожидая видеофильма по программе "National geographie":
 
      Увидела, расплавленное, но сохраняющее круглую форму, Солнце. перед расплавленным Солнцем стоит преграда, как бы из кованого металла. В ней небольшое отверстие, из которого вытекает тонкий солнечный луч. Он направляется в прозрачные коробочки-ячейки, заполняет их, и они поворачиваются, подставляя лучу следующие.

 Из заполненной коробочки луч вытекает вниз, становясь маленьким шариком, похожим на мыльный. Светящийся шарик летает в темном безвоздушном пространстве, сталкивается с другими, лопается или увеличивается... И все это называется "создание и осмысление жизни".

Как это разумно и гармонично!
Остальные стали наперебой рассказывать свои видения. Я – молчала. Но, чтобы не выдать своей дрожи, зажала руки коленями.