Радужное небо глава 9

Анатолий Половинкин
ГЛАВА IX
В ТУПИКЕ
       Началась новая трудовая неделя, и Мария Ромашкина спешила на свое рабочее место. Работала она продавцом на овощном рынке.
       Мария терпеть не могла своей работы, и тяжело сожалела о выпавшей на ее долю участи. Ведь она имела высшее образование, и больше пятнадцати лет проработала на предприятии инженером. Хотя именно в то время, когда она туда устроилась, для заводов и фабрик наступили трудные времена. Все расхищалось и разворовывалось, промышленность останавливалась, но предприятию Марии относительно повезло. Их завод пережил тяжелые девяностые, но, примерно полгода назад, прокатилась новая волна сокращений, и Мария попала под нее. Оказавшись в сорокалетнем возрасте без работы, она не знала, как ей теперь быть, и куда идти. Сорок – это критический возраст для того, кто ищет работу. В этом возрасте очень трудно куда-либо трудоустроиться, по крайней мере, на приличное место. Марии не помогло ни высшее образование, ни связи родителей, которых, к тому времени, уже можно сказать и не было. Промышленность стояла, и единственное место, на какое смогла устроиться Мария, это было место продавца на овощном рынке.
       Конечно, это было очень обидно для Марии. Обидно и унизительно, после стольких лет работы инженером, имея высшее образование, вдруг оказаться никому не нужной, годной лишь на то, чтобы торговать овощами. Первым душевным порывом было, естественно, обвинить во всем новую власть. Но, взглянув на положение вещей под другим углом, Мария с горечью поняла, то, что происходит в стране сейчас, было неизбежным. Это было естественным завершением того коммунизма, который царствовал в России на протяжении семидесяти лет. Выросшая в семье непримиримых коммунистов, Мария прекрасно знала, как относились правящие круги к простому народу. Ее с детства учили, что коммунисты – это правящий класс, а все остальное население – это безмозглые рабы, которых нужно держать в слепом подчинении, и запрещать им вольно думать.
       Политика всеобщей национализации привела к тому, что русская земля лишилась хозяина, того самого, который бы следил за порядком и заботился о стране. Руководству партии было глубоко безразлично положение населения и его будущее. Оно заботилось лишь о собственном благополучии, о том, как бы заполнить свой карман, и удержаться у власти.
       Поскольку понятие «государство» было весьма расплывчатым, то и с приходом новой власти, все природные ресурсы и богатства стали переходить в руки директоров и прочих чиновников, которые управляли этими ресурсами. Таким образом, бывшие директора стали законными владельцами всех ресурсов. Но, поскольку приобретенная собственность досталась им почти без затрат, заводы и фабрики не строились на личные средства так называемых «хозяев», то и о судьбе их эти хозяева не слишком-то и беспокоились. Будучи выходцами из коммунистической партии, воспитанные на коммунистической идеологии, они не чувствовали себя хозяевами, а скорее временщиками, а потому-то и повели себя, как временщики, стараясь выкачать из производства как можно больше денег, и как можно быстрее. Прекрасно понимая, что в России стабильности не бывает, и то, что свои приобретения они совершили далеко не вполне законным и честным способом, а, следовательно, также быстро они могут их лишиться, новых хозяев, отнюдь не волновали судьбы рабочих и их нужды. Все эти новые хозяева, а по существу все те же коммунисты, готовили себе отступление в виде счетов в зарубежных банках. Их не волновала судьба России, все, что им нужно было, это обеспечить себя и свои семьи до конца своих дней. В случае нового перехода власти, они просто-напросто уехали бы за границу, махнув рукой на свою бывшую родину. Ведь не зря же существует поговорка: «А после нас хоть потоп», которая была весьма популярна в последние годы социализма.
       Напрасно многие считают, что в сегодняшних бедах виновата новая власть. Все, происходящее сегодня, является лишь логическим завершением той политики, что велась в России все после революционные годы. Дарвинизм, вдалбливаемый детям в головы с первого класса, наконец, угнездился в них, и проявил себя в полной мере. Кто сильный, тот и прав, выживает сильнейший. Три поколения людей воспитывались на этих принципах и, в конце концов, получился тот результат, который мы видим сегодня. На винограде репейник не вырастет, и на гнилом дереве здорового плода не будет. Вот он, результат политики Ленина, вот он, тот атеизм, к которому стремились революционеры. Прав был Достоевский, когда говорил: «Я предвижу, чем закончится ваш коммунизм; полным атеизмом и общими женами без детей». Когда у человека нет нравственности, он теряет и остатки совести, а когда нет совести, тогда единственной святыней для человека становится он сам. А в подобном обществе, порядок и дисциплина могут поддерживаться только силой, то есть только тем, чтобы над каждым человеком стоял надсмотрщик. Именно такой тюремный режим и пыталась создать советская власть. Но подобное не может продолжаться вечно, потому-то и рассыпался социализм, как карточный домик. Рухнула концентрационная система, и человек оказался свободен, полностью свободен. Но каким образом может распорядиться свободой человек, полностью лишенный совести, нравственных критерий, чувства долга и обязанности? Можно ли человеку давать полную свободу, тогда как даже само это понятие всеми толкуется по-разному? Хлеба и зрелищ, вот какие требования выдвигал русский человек в конце восьмидесятых годов, вот как он понимал свободу. Что ж, в девяностые годы он все это получил, но от этого не стал счастливее. Телевидение и ночные клубы развлекают современного человека двадцать четыре часа в сутки. Полки магазинов ломятся от избыточного количества товаров. О таком изобилии русский человек и мечтать не мог в советские времена. Пожалуйста, ешьте, пейте, развлекайтесь, теперь в этом нет ограничений. Но все это свобода безнравственности, разнузданности и вседозволенности. А такая свобода разрушает человека, а отнюдь не делает его счастливее.
       Русский народ издавна требовал народной власти. Это всегда было его любимым коньком. Но что такое народная власть? Разве это не власть, избираемая народом? Иной народной власти быть не может. Но разве президент и депутаты избираются не народом? Разве мэры городов и государственная дума избирается не народом? Так кто же виноват в том, что народ выбирает в правительство людей, замешанных в коррупции, а порой и откровенных бандитов? Кто виноват в том, что русский народ за банку сгущенки и за бутылку водки готов проголосовать хоть за самого сатану? Кого винить в этом, как не самого себя?
       Нет, не способен народ распорядиться свободой, нельзя давать ему и права выбирать власть. Власть народная имеет то же лицо, что и сам народ, это всего лишь зеркало, отображающее истинные помыслы и истинную натуру народа, да и человека в частности. Каков народ, такое и правительство. И не может быть иначе.
       Но встает вопрос, как быть теперь? Что делать, чтобы выбраться из той пропасти, в которую мы сами себя столкнули?
       Здесь может быть только один выход, во всеобщем всенародном покаянии, и исправлении самих себя. Потому как пока люди не исправят самих себя, не очистят свою душу, ни о каком улучшении земного бытия не может быть и речи. И исправление каждый должен начинать с самого себя, а не в коем случае не ждать того, когда исправятся люди вокруг него. Жизнь может измениться к лучшему только в том случае, если каждый изменится сам в себе. Пока ты сам остаешься порочным, злобным, завистливым и развращенным, для тебя никогда не наступит улучшения. Изменись внутри, человек, и тогда мир изменится вокруг тебя. Тогда ты будешь и воспринимать все происходящее совсем по-иному, и не будет этого неудовольствия жизнью, этой неудовлетворенности души.
       Советская власть держалась лишь благодаря обещаниям скорого наступления светлого будущего, и смогла продержаться ровно столько, насколько хватило терпения у народа. Со временем даже самые наивные люди поняли, что никакое светлое будущее никогда не наступит, да и не может наступить. Да и что оно вообще представляет собой это «светлое будущее»? Это ничто иное, как простая химера, в которую может поверить только абсолютно наивный человек. Народу объясняли это так; в один прекрасный день объявят светлое будущее, и люди проснутся счастливыми. Какой абсурд! Как может стать счастливым человек, если он живет исключительно для своих нужд, если он не способен ничем пожертвовать для ближнего своего, а ждет лишь того, чтобы другой человек пожертвовал для него? Оттого то и спился, оттого и деградировал русский народ, что не дождался он ничего подобного, поскольку каждый лишь ждал, но ничего не давал. Не имея любви и доброты в самом себе, человек и не получил ее ни от кого, поскольку был всегда окружен себе подобными. Но человек не хочет изменять самого себя. И рассуждает он таким образом; «Принимайте нас такими, какие мы есть». А кто нас должен принять, если все рассуждают подобным образом? И мир мы можем построить только такой, какой мы сами. Общество само является причиной своих бед.
       Мария же, находящаяся, как бы, между двух огней, ищущая Бога, и одновременно с душой, испорченной родительским атеизмом, металась в духовном тупике. Она понимала то, как глубоко заблуждалась всю свою жизнь, и то, как заблуждается все остальное человечество, но не знала, как достучаться до людских сердец. Ей было больно видеть, как погибают вокруг нее люди, погибают в своем неверии, но ничего не могла сделать. И больше всего ее мучило ее собственное бессилие.