Крысы. Герои нашего времени?

Елена Кировская
У каждого времени свои герои – в прошлом веке это были Печорин с Онегиным. В 90-х - киношный Брат-Бодров. В 21 веке в них всё чаще ходят ...воры в белых воротничках. В простонародии - откатчики. На сленге современников - это манагеры: бренд-менеджеры знаменитых и не очень лейблов, снабженцы супермаркетов и розничных сетей. О них слагаются даже романы, эдакие современные антигерои. Антигламурные герои.

Хотите пример? Если вы не видите на полке в супермаркете свои любимые духи или сигареты, это означает, что менеджерам этих товарных групп просто «не отстегнули». Эти антигерои зарабатывают, в основном, на коммерческих взятках. Между прочим, у «деловаров» считается, что это очень опасный и психологически тяжелый труд.

Взятка всегда была в России двигателем прогресса. Классика утверждает, что раньше предпочитали брать борзыми. Нынче «зеленью».

Любитель правды-матки Салтыкова-Щедрин, который чаще других в 19 веке клеймил позором мздоимцев, писал: «Брали мы. Правда, что брали. Кто богу не грешен, царю не виноват? Да ведь и то сказать, лучше что-ли денег-то не брать, да и дела не делать? Как возьмешь, оно и работать как-то сподручнее, поощрительнее. Это все единственно, что деньги на дороге найти да не воспользоваться».

Но как и две сотни лет назад, Россия по-прежнему остается раем для взяточников и мздоимцев. И на вопрос, как в России дела, мы часто отшучиваемся, дескать, воруют-с…

Откаты в деловом мире – это реальность, это, увы, не миф. Писать про откаты в бизнесе все равно, что ходить по тонкой проволоке над пропастью. Одни берут. И не скрывают этого. Другие – не берут. Но рады бы. Третьи норовят схватить за руку. А жизнь, как всегда, оказывается богаче вымысла.

Во-первых, далеко не все «манагеры» берут откаты. Во-вторых, не каждый взятку и предложит. В-третьих, есть лояльные руководители: мол, даже если и берет человек на лапу, но делает работу хорошо, что ж, пусть работает... пока.

Практика подсказывает, что чаще всего под подозрением оказывается распорядитель рекламных бюджетов компании. Даже если он не злоупотребляет, не берет с агентств или рекламных служб взятки за размещение, он частенько находится под подозрением. Причем незаслуженно. А незаслуженные подозрения, они всегда обидны. Чисто по-человечески.

Вот что мне рассказала сотрудница рекламной службы. «В рекламе очень важно соблюдение сроков, например, оперативно отреагировать на некую информационную волну. Иногда сам шеф проверяет-перепроверяет, долго тянет: стоит ли давать эту рекламу? Пока он «чешется», волна прошла! И ваша реклама не дала нужного эффекта. Тогда начальник с новой силой начинает вас подозревать: а почему эта акция оказалась не эффективной? И снова твои проекты с утроенной силой «прочесываются». Каков результат? У хорошего специалиста не хватит терпения воевать с ветрами недоверия начальства.

Кстати, есть сведения, что среди неэффективно работающих агентств распространяются списки менеджеров, берущих откаты. При этом сведения эти пользуются такой популярностью, что руководство готово за них платить. Что еще остается агентствам, явно проигрывающим в конкурентной борьбе? Только поиск себе подобных "спецов": "Ты ничего в рекламе не понимаешь, я ничего в ней не понимаю. Но… мы договоримся. А если ты перестанешь работать, у нас есть на тебя компромат".

Каковы негативные последствия откатов? Во-первых, разбазариваются ресурсы компании; во-вторых, заваливаются перспективные проекты; в-третьих, пропадает вера в возможности своего бизнеса. Оттого большинство руководителей компаний все же озабочены диагностикой и предотвращением «внутрибюджетного» воровства.

Откат к тому же - отличная форма добиться скидки. Есть шефы компаний, которые часто торгуются с поставщиками в роли менеджера по закупкам, максимально их прогибают. И после этого требуют отката, мотивируя "стандартом отрасли". Им, как правило, удается значительно снизить цену.

Искать психологический портрет откатчиков бесполезно, это все равно что писать общий портрет преступника. Выход? Только усиленные методы работы служб безопасности: проверка доходов, изучение рекомендаций и отзывов. Если специалист успел поработать в крупной компании, иногда отзывы о его работе можно найти даже в СМИ – насколько он склонен к откатам. Точных методов диагностики откатчиков не существует.

И еще. Правда, как известно, у каждого своя. Есть та правда, что «по закону». А есть и глубокие личные убеждения, ведь в жизни случается масса ситуаций, когда вопрос невозможно решить без «не подмажешь - не поедешь». А решать нужно! И тогда мы сами «откатываем», не правда ли?

Есть сайты, которые дают дельные советы тем, кто уверен в своей правоте. Вот они.

1. Передавайте (или берите) откат в месте, неожиданном для другой стороны. Самыми удобными местами для установки видео и аудио-записывающей аппаратуры являются автомашина вашего оппонента, ваш кабинет, заранее назначенное место. Особенно – сауны, кафе, рестораны.

2.Помните о возможности наличия портативной видео и аудио- аппаратуры у самого оппонента: чаще всего они лежат в сумках, кейсах или барсетках.

3. Не обсуждайте, за что вы даете или получаете деньги. Если же вас старательно выводят на разговор, всячески избегайте его: это засада!

4. Уходите от налички! Человечество давно придумало web-money и western union - чтоб все меньше нервничали.

5. Если вы являетесь получателем отката, не прикасайтесь к купюрам, к конверту, к папке, в котором они находятся.

Вспомните детективы: купюры и конверты помечаются специальной краской, которая видна лишь при ультрафиолете. Или взяткодателем переписываются номера купюр.

Если вы ни к чему не притронулись, а работники органов появились в месте ведения переговоров, настаивайте на том, что «не знаю, что это», «товарищ забыл». А уж если «вяжут», гните своё: деньги – «это возврат долга».

Чистой совести вам, господа.