Почему Ор? Игорь Захаров

Еще в процессе чтения, ассоциативно вспомнилось стихотворение одного из самых почитаемых мной поэтов Серебряного века Анатолия Штейгера:
-------------
У нас не спросят: "Вы грешили?"
Нас спросят лишь: "Любили ль Вы?"
Не поднимая головы
Ответим горько: "Да, увы,
Любили, как еще любили".
-------------
И ближе к концу вспомнилось еще одно его же:
-------------
Так от века уже повелось,
Чтоб одни притворялись и лгали,
А другие им лгать помогали
(Беспощадно все видя насквозь),
И всё вместе любовью звалось...
-------------
Конечно, это повесть о Любви. О том, какой она может быть прекрасной и, в то же время, горькой и невыносимой. О том, как ей трудно существовать в условиях условностей и правил.
Тимоша мне представляется очень цельным человеком, имеющим тот самый внутренний ценный стержень, за что его и любят сознательно или интуитивно. Жизнь тащит его через такие испытания Любовью, что можно неоднократно руки на себя наложить! Однако, сознавая свою греховность, он все же духовен и честен перед самим собой, и не нарушает одну из главных заповедей - не убий, относя это в первую очередь к себе.
Начальная часть повести - описание среды обитания Томы - перекликается потом со схожей ситуацией в лице Ларисы. И таких разнесенных параллелей при желании можно найти еще. Эти сопоставления не случайны - мы видим возможные варианты развития ситуаций. В первом случае: Тома собралась с силами и поехала к матери в роддом, во втором - Лариса убежала из дому.
Рисуя природу, Тимоша отождествляет людей с деревьями. Очевидно, в Томе он угадывает, что, как дерево может выпустить очередную ветку в любую сторону, так и Тома может развиться в абсолютно любом направлении. И, любя в ней женщину, он помогает, подсказывает, подталкивает ее - еще подростка - развиваться в направлениях, в которых сам хоть что-то смыслит.
Любовью за любовь - именно так можно описать его отношения с женщинами. Каждый раз он влюблялся и любил искренно, всецело отдаваясь чувству. Как человек, наделенный чувством прекрасного, он не мог не ценить красоту - не абсолютную, а сиюминутную и местечковую: вот этого леска, вон той речки, вот этой девушки, вон той женщины...
Занятие живописью в зрелом возрасте, казалось бы, зачем? Однако, именно это делает его активным. Творческие муки, активная мозговая деятельность позволяют ему сохранять и физическую активность. Что также вызывает наравне с иронией уважение - не мальчик, вроде, а какой живчик! И он творит, творит запойно, порой забывая о любимой. Но и любит он так же запойно, забывая и о живописи, и обо всем на свете.
Повесть также подкупает своей естественностью, хотя есть моменты киношности - перескакивания с сюжета на сюжет, включения элементов фэнтэзи. Но язык повествования - мастерский! Описания чего угодно - картин, природы, быта, переживаний - очень зримы. И в этом смысле, повторюсь, не повесть читается, а фильм смотрится. Также о мастерстве автора говорит то, как Галина раскрывает Тимошины мысли, чаяния, переживания, т.е. пишет от лица мужчины и по-мужски. Выводит характер, который, возможно, многие найдут неправдоподобным. Но мне лично он близок и понятен. Здесь происходит некоторая ломка стереотипа – женщины чувствуют глубже и тоньше, но лучше говорят об этом мужчины.
Все действующие лица создают Тимошино окружение, как довольно случайное. Но именно из таких случайностей жизнь и складывается. И Тимоша, понимая это, плывет по течению, уповая на Бога, стараясь просто соответствовать той или иной ситуации. Хотя читатель вправе ожидать от такого целостного самобытного мужика поступков в духе Рэмбо или Терминатора. Что он однажды и доказал в схватке с собакой. Но это единственный случай, когда сила пошла на силу. В остальных эпизодах - махровая провинциальная интеллигентность, даже застенчивость.
Разбирать по косточкам характеры тех или иных персонажей смысла нет. В данный сюжет, в зависимости от желания автора, можно было включать любой подходящий типаж и развивать действо ситуационно. Они лишь дополняют, играют роли второго плана.
Название повести до поры, до времени остается непонятным. Но потом все становится на свои места. Именно ор, а не крик, или плач, или еще что-нибудь. «Кажется, если можно было бы выкричать эту боль, если можно было закричать так, чтоб содрогнулись небеса, так наверно, в голос все ушло бы, отпустило. Это был бы ор человека, всегда огорченного, всегда недовольного своей судьбой, что бы он ни попросил! И что бы ему ни пожаловали по жизни небеса!»


Рецензии
Игорь огромная благодарность за труд прочтения.Пожалуй ты верно подметил то,что я хотела сделать изначально, это было первым движением: я искала ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО героя нашего времени. Не того, о котором принято говорить "измельчал, спился", а вот такого ц ельного сильного человека, пусть даже греховного. И что о любви - не совсем это так, скорее о сшибке между любовью и творчеством.Вообще сильные есть среди женщин тоже. Угадал ты и то что не поверят - да, не поверили, скзали что плачущий мужик вовсе не мужик. А за любовь к девочке обозван даже старым козлом (рецензия Джен).А к а к тебе отклик Вандышева?

Галина Щекина   24.01.2008 20:07     Заявить о нарушении
Перечитал еще раз отклик Вандышева. Ну, что сказать? Нормальная, здоровая точка зрения - ОН ТАК ВИДИТ. Хотя нет ни одной мысли бесспорной. Например, о педагогическом и тренерском таланте Тимоши. В моей школе был учитель черчения Шульгин Сан Саныч - простой мужик, производственник, без педагогического образования. Учащиеся его обожали, учителя... Понятно? Класс, которым он руководил, постоянно побеждал на всех школьных и городских мероприятиях. В один год из четырех от области, поехавших в Артек, трое были из его класса! В выходные и каникулы он с классом куда-нибудь да выбирался. Закончилось все логично с т.з. специалистов от педагогики - уволили за проф.непригодность.
Ничего не знаю про спортивный опыт Жени, но его рассуждения на эту тему отдают незрелостью. Могу судить об этом, т.к. сам отдал спорту 24 года.
"Сшибка между любовью и творчеством" - самая малоправдоподобная мысль :-) Когда поэту плохо, он пишет. Когда он счастлив, он просто наслаждается счастьем. У Тимоши ведь так и происходит. Влюблен - он забывает о творчестве. Вернее, вспоминает время от времени, но в тот момент это не столь насущно. Начинает заедать быт - самый грозный инквизитор любви - у него возникает потребность уйти в творчество.
А вообще, все отзывы можно поделить на две категории по аналогии с наполовину полным стаканом. Кто-то видит его наполовину пустым, а кто-то наполовину полным:-)

Клуб Вологжан Ступени   25.01.2008 10:38   Заявить о нарушении
Да это верно - не сшибка, а скорее противоречие, да и оно видимость.Нельзя есть один мед или один лук... жить одною любовью или одним творчеством. То одно то другое берет верх:))

Галина Щекина   25.01.2008 11:55   Заявить о нарушении