Взрослые и дети

Любовь Розенфельд
       

       * * *

Маленькая Любочка впервые пошла в детский сад. Когда мама её забрала, спросила:
–Ты плакала?
–Плакала… –со вздохом сказала Любочка.
–А воспитательница тебя пожалела?
–Пожалела.
–А что она сказала?
Огрубевшим голосом девочка скомандовала: «Люба Фокина, закрой рот!»

       * * *
       
       Вита в детстве была толстушкой. Мама девочки просила воспитателей в детском саду не давать ребёнку булочек, заменять мучные блюда домашними салатами, которые мама давала дочке с собой.
       Во время полдника воспитательница вдруг обратила внимание на Виту, у которой не было на тарелке булочки (сознательная Вита отдала её соседке по столу).
–Что, Вита, уже напхалась булки? – грозно спросила воспитательница.
–Нет, я напхалась чаю, – честно призналась Вита.


       * * *

       Коля Зубков лечился в больнице. У мальчика большущие карие глаза, немного выпуклые. Как-то он не расслышал команду медсестры, в ярости она заорала, перейдя на украинский язык:
– Зубков, иди на укол, шо ты вырячив очи, як баран яйця! (???)
       * * *

       Шестилетняя девочка обратилась к воспитательнице в больнице:
–А можно вы будете моей мамой?
–Ты понимаешь, – в замешательстве ответила воспитательница,– у тебя же есть мама, она может обидеться, если узнает…
–Нет, она не узнает, а потом, когда я выпишусь и вернусь домой, она опять станет моей мамой. Хорошо?
–Ну, тогда – другое дело!
 
       ТАКАЯ БАБУШКА
       (записка внучке в больницу)

       Здравствуй, внучечка Танюся. Таня, баночку с крышкой, смотри, чтоб никто её не забрал. Очень прошу, не давай её никому. Таня, письмо твоё мы получили, пиши ещё, но маме некогда, а я отпишу. Что там тебе делают? Уколы ставят? Привет тебе от Лены.
Танёк! До свидания.
       Целую, бабушка.
Утречком, как встанешь, выпей яичко и запей водой.



       САМАЯ ЛУЧШАЯ БАБУШКА

 (пишет внуку, который после каникул в селе возвратился в город, домой)

       Здравствуй, дорогой Колечка!
Как ты доехал? У нас были такие приключения. Когда я тебя проводила, и поезд уже ушёл, смотрю, навстречу мне – дед торопится. С работы спешил, хотел с тобой проститься, да не успел. Идёт, сопит. Тут нас догнала чужая собака. Пришлось отбиваться. Дед, конечно, был героем, справился с одной собакой, и та убежала, поджав хвост. Дома – беда. Твоя подружка, соседка Лена, заболела. Плачет. Мать от себя не отпускает. Я ей рассказала, как мы тебя провожали к поезду, как наш дедушка опоздал, как сражались с собакой. Она немного успокоилась.
       Утром вышла я кормить курочек, наделила твоего любимца Тарзана, покормила лентяя Рыжика. Тарзан невесёлый, скучает по тебе. Убрала я в комнате, только хотела прилечь отдохнуть, слышу – во дворе шум. Глянула в окошко, а пёс твой замечательный сорвал с проволоки моё старое платье, которое я выстирала и повесила сушить. Просунул Тарзан одну лапу в рукав, а головой запутался в юбке. Я скорей – спасать платье! Поздно. Изорвал он его, да ещё и измазал глиной. Представляешь!
       Хотела я загнать Тарзана в конуру, а оттуда вылетает соседский петух, как закукарекает, крыльями захлопал, летит. Ну, Тарзан твой не растерялся, как цапнет петуха за хвост! Теперь уже он был героем, но только потому, что ворона, видно, промышляла на комбинате, а наш пушистый Рыжик, как всегда, спал на диване.
       Ты ж помнишь, Колечка, как ворона гоняла этого петуха, как она и Рыжика любила подразнить. Подлетит, бывало, клюнет из рыжиковой чашки и дёру!
       Колечка, если что ещё случится с Тарзаном, я обязательно тебе напишу. И ты мне пиши. Как у тебя дела в школе? С кем ты теперь дружишь?
       Не забывай свою бабушку Проню.
       
       МАЛЕНЬКАЯ КАТЯ

       Катушечке было чуть больше года. Она пришла в гости к бабушке, жива была ещё прабабушка и её сестра (за девяносто). Катенька брала старушку за руку, считая, что помогает ей идти на кухню. При этом девочка постанывала и покряхтывала, как бабушка, и сочувственно смотрела на её больные ноги. Так и помогала, как могла.

       * * *
       Миша выскочил на улицу раньше мамы, стоял возле парадного. Недалеко гуляла молодая женщина с маленькой девочкой в коляске. Когда вышла Мишина мама, женщина спросила её, сколько лет сыну.
       –Скоро семь.
       –Вы знаете, у вас очень хороший мальчик. Я специально ждала вас. Моя девочка плакала, я никак не могла её успокоить, а ваш мальчик подбежал и стал её веселить, он и подпрыгивал, и строил рожицы, и хлопал в ладоши, пока моя малышка не рассмеялась. Это редко бывает, чтобы мальчик так относился к малышам.


       * * *

       Вове был годик с небольшим, он уже начинал разговаривать. Приехали с мамой и папой к бабушке в село. Вова увидел курицу, привязанную за ножку к колышку, (может быть, бабушка поймала её для бульона, чтобы принять как следует гостей?).
       Видим, маленький Вова стал беспокойно ходить вокруг курицы и что-то говорить. А мы, взрослые, никак не могли понять, что его беспокоит, что он говорит. А потом прислушались и разобрали: «Зацепилась, зацепилась…». Он решил, что курочка случайно зацепилась ножкой, что ей больно, и она хочет убежать. Мальчик страшно переживал. Когда поняли, в чём дело, бабушка курочку отвязала и отнесла в сарай. Тогда Вова успокоился.


       * * *

       Это было очень давно. Тогда не было ещё прививок от многих болезней, не изобретены были средства для спасения людей и от такого страшного заболевания, как бешенство.
       Моя тётя – детский врач, в давнее время она была участковой, и, видно, не могла забыть случай, который был на её участке. Трагедия произошла в благополучной семье, мальчика четырёх лет искусала бешеная собака. Ребёнок погибал. Его поместили в специальный бокс, малыш был беспокойным, ему хотелось кусаться. Не выдержал отец мальчика, он пытался силой прорываться к ребёнку, хотя его не пускали врачи. И тут мальчик закричал из последних сил:
       – Нет, нет, папочка милый, не подходи ко мне. Я могу тебя укусить, и ты заболеешь и умрёшь. Не подходи ко мне, папочка!..

       
       ЖЕСТОКИЙ УРОК

       Нажаловались соседи Вовиной маме, что мальчишки, мол, бросали кошку в огонь, и ваш Вова там был, смеялся… Мама забрала Вову домой и, не разобравшись до конца, включила в кухне духовку, стала кричать, чтобы Вова туда лез: «Будешь знать, каково кошке в огне!» Вова плакал, кричал, что это не он бросал кошку. «Но ты же был там и не помешал!» «Они большие мальчишки, а кошка убежала…»
       В конце концов, мама отключила духовку, потом узнала, что Вова прыгал на крыльце, а вовсе не смеялся, как ей сказали, у него была истерическая реакция на происходящее… значит, всё в порядке, и кошка спаслась? Не переусердствовала ли мама?


       ОБИДА

       Был какой-то праздник, Любу, шестилетнюю девочку, вместе с мамой пригласили в гости. Там была милая женщина тётя Лена Стуруа (да, из тех самых, знаменитых Стуруа). Любе нравилась тётя Лена, она называла её почему-то тётя Лека.
       –На, Любочка, – тётя Лена протянула девочке мандаринку, привезенную из Грузии.
Через некоторое время она обернулась и спросила:
       –Вкусно, детка?
       –Сначала горько, а потом вкусно, – ответила Люба, которая впервые держала в руках золотой плод. Она прогрызла дырочку в кожуре, добираясь до вкусного…
       Почему-то все взрослые за столом рассмеялись, а тётя Лена быстро избавила мандаринку от кожуры и разделила на дольки.
       –А теперь попробуй! Как?
       –Теперь вкусно…
       Люба ушла в другую комнату и всё думала: «Почему, ну, почему они смеялись…» Обида осталась…


       * * *

       Алик был большим вруном, немного актёрствующим, а его сестричка Люба вечно проявляла доверчивость и попадалась на шутки брата. Иногда, чтобы забрать у Любы любимый ею кисель, брат вдруг резко показывал рукой за окно: «Скорее, скорее, иди, посмотри. Там настоящий орёл летит». Пока Люба бежала к окну, стакан из-под киселя уже был пустым.
       Уже взрослым, приехал он в отпуск из Иркутска, где служил в армии. Стал рассказывать сестре–школьнице, какие там морозы.
       –Иду один раз, а у дяденьки ухо отпало.
       –Как?
       –Так. Упало на снег и лежит. Я ему крикнул: «Гражданин, у вас ухо отпало!»
       –А что там осталось у него вместо уха?
       –Он в шляпе был, а под шляпой, где должно быть ухо, одно гладкое место. Белое такое.
       –И что он?
       –Что, что, сказал «спасибо», поднял ухо, потом пошёл дальше.


       * * *

       Когда я вижу детей в городе Ашкелон в Израиле, где я живу, всегда радуюсь, улыбаюсь. Они такие милые, весёлые, чёрные с огромными глазами и кудрявыми головками, рыженькие голубоглазые, бегают вместе с мальчиками девочки в длинных платьицах. Многие сидят прямо в песке или на бордюре тротуара, некоторые катаются на качельках. тут же мотаются и чернокожие эфиопские малыши, бегают за мячом.
       Забавно слышать, как молодая мама зовёт своего ребёнка: Мордехай! Мордехай! Бежит к ней чернокожий малыш с таким громким именем, обнимается с мамой.
       А в субботу они все нарядные – белые рубашечки, из-под которых выглядывают верёвочки – цицит, белые юбочки. Лохматые головки… Весёлый смех.
       Ничего не могу с собой поделать... Я счастлива, что вижу их, и всегда думаю, что это так хорошо, что они все живы, что они вернулись оттуда – из гетто, из страшных расстрельных рвов, из лагерей смерти. Они живы, вот они все тут, такие тёплые, мяконькие, живые…
       В тот момент, когда я прохожу мимо них, падает какой-то тяжёлый камень с души.
И если все они живы, можно поверить в Бога?