Трудились для приближения Победы

Фаина Канашева
       Когда Красная армия освободила Истру, дотла сожженную фашистами, директор совхоза «Овощетрест» («Истринская ферма») стал приглашать на работу мужчин, чтобы они побыстрее отремонтировали разрушенные помещения, а некоторые отремонтировали под жилье. Стремился все сделать к весне. Знал, если будут хотя бы небольшие комнатки, люди, оставшиеся после оккупации без крова, придут в совхоз работать. К весне нужны рабочие руки и как можно больше.
       В первых числах апреля 1942г. мы со старшей сестрой пошли в контору совхоза проситься на работу. Контора находилась в двухэтажном красном кирпичном доме, в Истре, с юго-западной стороны монастыря, (сейчас в этом доме залы музея Ново-Иерусалимского монастыря).
На работу нас зачислили. Работы начались с расчистки территории вокруг двухэтажного здания, Гефсиманского сада, дорог и полей от мусора, хлама и осколков разных снарядов и бомб. Попадались и тела убитых военных, как наших, так и немцев. Кое-где находились еще необезвреженные мины.
       Минеры ходили по территории и полям. Искали мины. На одной из них в Гефсиманском саду подорвалась работница совхоза. Я чуть не наступила на мину, когда шла вместе с рабочими и директором Гавриловым на парники. Надо было перешагнуть звенящий, зеркальный ручеек, обросший по краям травой и небольшими кустарничками. Когда я занесла ногу, чтоб поставить ее на другом берегу ручейка, меня вдруг сильно кто-то дернул за край телогрейки и оттянул назадОдновременно с этим я услышал крик одной из девушек:
-Мина!
-Фая, что ты под ноги не смотришь? - закричал директор. - Посмотри сюда и Вы,- обратился он к остальным,- смотрите все,- и он показал, да и мы сами тотчас увидели большую круглую мину с двумя проволочками. Я увидела эту мину, и, уткнувшись в грудь Гаврилова, заплакала. Меня всю колотило. Я очень испугалась. Если б не директор, ужас! Меня и директор, и подруги стали ласково уговаривать, чтоб я успокоилась. От стресса слова сказать не могла. Директор поставил к мине красный флажок, знак минерам.
       Директор оберегал нас, потому и всюду ходил с нами. А полей в совхозе немало. На первом участке: вокруг монастыря, от шоссе до реки, от берегов реки к двухэтажному дому, от реки правого северного берега к дачам. На втором участке, за деревней Никулино, тоже несколько гектаров. На парниках старшие работницы все подготовили к посеву семян капусты.
       Когда был собран и вывезен весь хлам с железяками, и обезврежены все мины, директор Гаврилов с бригадирами Ириной Нуждиной и Александрой Титовой, разделили молодежь на две группы. Первая бригада и вторая. Я, Маша Климова, Аня Громова, Катя Молчанова, Тамара Пичугина, Женя Цыганова, Оля Климова, Галя Нефедова, Тамара Бурдыкина, Лида Дубкова. Бригадир наш Титова. Строгая была женщина, но справедливая. Нас послали лопатами копать землю, где не может подъехать трактор. Кусочки небольшие, как островки. До вечера с работой справились. Потом мы делали торфоперегнойные горшочки, в которые парниковые рабочие сеяли семена капусты и ставили в парники. Потом закрывали остекленными, рамами, матами.
       Так началась сельско-хозяйственная работа. Сажали редиску, лук, морковь в общем всевозможные овощи. Работать было тяжело, холодно. Часто болела спина. Хорошо, что нас обедом кормили бесплатным, кашей из цельного зерна. Повар Грачева была доброй женщиной. Чувствовалось, что она молоденьких жалела, иногда давала добавку. Зарплата была небольшой, хватала на отоваривание карточек, но продуктов по ним давали мало. Мне все время хотелось есть. Работали с редкими выходными, по двенадцать часов в день. Отпусков не было. А деньги за отпуск отправляла бухгалтерия в фонд «Победы».Ежегодные займы тоже шли в фонд победы. Одежды хорошей не было, обуви тоже.
       Нам директор дал комнатку в двухэтажном доме, на две семьи. Комнатка небольшая, но был балкончик на восток. У балконного окна стоял столик и на нем постоянно цвели в горшочках цветы. Мы три сестры, Женя, Маня и я, радовались нашему полкомнатному уголку.
       В те военные годы на удивление и нашу радость овощи росли быстро и дружно. Мы ухаживали за ними с удовольствием и даже с любовью: пололи, рыхлили, поливали. Правда поливать овощи приходилось речной водой, так как в первый и второй годы вода еще не была проведена. С речки носили воду ведерками, из баночек поливали. К концу лета уродились огурцы, потом созрели помидоры. И многие плоды были крупными, красными и вкусными. Росли прямо на открытом поле, без всяких пленок. К осени почти все овощи поспевали. Позже всех созревала капуста. Но она была такая крупная, чистая, тугая и очень вкусная. Все выращиваемые овощи отправлялись на фронт. Так что вся наша бригада помогала бойцам быть здоровыми, крепкими как наша капуста. Своей работой мы тоже приближали победу над фашизмом.
       Осенью 1942г. меня, Галину Нефедову, Полину Светлову, Тамару Пичугину, Алексея Абашкина, Сергея Смирнова отправили учиться на курсы трактористов в Текстильщики. Комнату в общежитии выделили нам одну и для девчат и для ребят. Мы запротестовали, но комендант сказал, как отрезал:
- других комнат,- нет. В комнате было очень холодно. Печь голландка была ледяной.
- А где дрова брать?- спросила коменданта Светлова (она была старше всех нас).
- Дров нет, отправляем все на паровозы, идущие на фронт. -ответил комендант, и вышел . Через минуту вошел вновь и, обращаясь к нашим мальчикам, проговорил более тихим голосом
- Вы, мальчики, будьте находчивей и смелее, да и хитрее.- И чуть улыбаясь, вышел, закрыв за собой дверь. Алешка и Сергей оказались находчивыми. Каждый вечер после занятий уходили в неизвестное направление и с собой приносили то деревянный чурак, то доску, то охапку дров. Затапливали голландку и мы окружив ее согревались и становилось как-то веселее. А на ночь клали сушить обувь.
       Через три месяца мы окончили курсы на «хорошо» и «отлично», с практикой справились прекрасно и вернулись в свой совхоз с документами о присвоении нам специальности трактористов. До весны нас отправили на второе отделение для работы в слесарной мастерской. Чистили и ремонтировали старенькие трактора и всевозможную сельхозтехнику.
       Весной дали на двоих с Тамарой Пичугиной трактор ХТЗ. Работали по очереди. Первое поле наше было там, где был стадион. Между рекой Истрой и Волоколамским шоссе, за которым находится наш монастырь. Трактор был изрядно изношен, часто выходил из строя. Мелкий ремонт осуществляла на месте. Но завести мой ХТЗ тяжелым ключом-ручкой, я не всегда могла. Не понимаю, как это я на экзамене трактор завела с полуоборота? А рядом шоссе. Машины ходили все военные. Я выбегала на дорогу, останавливала машину и просила водителя завести мой трактор.
       Никогда никто не отказывал. Спускается из кабины молодой военный и так с ухмылочкой спрашивает меня:
- А ты кто, паренек или девчонка?-
       Я засмеялась, он догадался. Стояла я перед ним словно огородное пугало. На голове мужская шапка-ушанка, левое ухо которой довисает до плеча. Телогрейка широкая, длинная, подпоясана веревкой. Брюки далеко от моего размера. Бутцы и те номера на три больше чем моя нога. При этом вся одежда вместе с руками и лицом заляпана на только грязью, но и мазутом.
- Ну, веди меня к твоему коню.- сказал он спокойно и как-то даже жалостно. Трактор военный завел с полуоборота. Мне помог сесть в мое железное кресло.
- Спасибо большое,- крикнула ему я.
 Он оглянулся и помахал мне рукой. Поле допахала благополучно с его легкой руки.
       Зашла как то в контору а там мой механик сидит и улыбается: -Когда же я увижу свою трактористку в красивом платьице, в туфельках на каблучке?-
Глядит механик на работников бухгалтерии, а вопрос конечно ко мне. Женщины засмеялись, и он все улыбается.
- Когда я на свою зарплату смогу все это купить. А пока нет ничего у меня, фашисты сожгли все мои вещи,- не смущаясь ответила я и вышла из конторы.
       Осенью 1943г. на втором участке совхоза в нерабочее время, безвозмездно, вся молодежь совхоза вместе с директором и агрономом, посадила саженцы яблонь на огромной территории. В посадке приняли участие мальчики Титовы Виктор и Сергей, Были и другие подростки из деревень Никулино и Сычевки, но фамилии их забыла. Цветет ли этот сад весною, наполняя вокруг ароматом воздух? Дает ли плоды? Тоже не знаю. Нас, девчат Катю Молчанову, Машу Климову, Аню Евстратову, Аню Громову, меня и других обучал лейтенант из близлежащей части военному делу. Учил ползать по- пластунски, стрелять из нагана, винтовки, бросать гранаты, бутылки с зажигательной смесью т.п.
- Как научитесь всему, поедете на фронт, - говорил он.
Но на фронт мы не попали. Лейтенант сам уехал на фронт, и занятия наши прекратились. Но работа на совхозных полях продолжалась.
       Мы молодые не хныкали, когда было тяжело, а чаще старались смотреть на нашу несладкую жизнь с юморком. И на душе становилось спокойнее. Лодырей среди молодых рабочих не было. Жили как одной семьей, Помогали друг другу. На трудную жизнь не роптали, понимали, что овощную продукцию выращиваем для фронта. И это наш маленький вклад к приближению победы над фашизмом, а значит к приближению конца войны. Были у нас и свои маленькие радости. Писали письма на фронт и получали ответы. Иногда по вечерам собирались девчата и ребята, вспоминали довоенную жизнь, мечтали о будущем, о любви. Учились танцевать под граммофон. Он был со множеством пластинок. Хозяйкой музыки была Аня Громова. Ходили в кино. Даже в московские театры ездили (ближе к концу войны).
       Так проходила наша юность в войну в тяжелом труде, в мечтах и надеждах на лучшее. Долгожданная победа пришла. Встретили мы ее со слезами радости. Ровно через год после победы, мы, друзья и подруги решили встретиться у нашего совхозного жилого дома. Соскучились. Радостной была эта встреча. Вспоминали о войне, о нашей совхозной работе. Плакали и смеялись. Пришли не все. Эту встречу запечатлел на фото наш друг Гена Кирсанов. Он тогда был начинающий фотограф и снимок получился не особенно качественный, но для нас всех фото это дорогая память о нашей послевоенной юности. Со дня фотографирования прошло около шестидесяти лет.