Ода критику

Галина Ларина
Критика. Слово резкое, как лезвие бритвы. Слово, заставляющее автора быть начеку перед лицом опасности.

Критик. Человек, который взялся судить других. Не по праву Мудрого и Справедливого, а по праву самозванца. Его не любят. Его опасаются. С ним (на всякий случай) держатся любезно.

Но в нём нуждаются. Потому что критик – это активный читатель. Читатель заинтересованный, который вникает и в сюжетную канву, и в строй мыслей, и в индивидуальный почерк автора.

А главное – высказывает мнение обо всём этом. Мнение стороннего человека, у которого нет корыстных мотивов, и которым руководит лишь внутреннее побуждение: исследовать творчество различных авторов и чётко формулировать свои заключения.

Последнее особенно увлекательно для критика. Это своеобразная проба сил в довольно непростом мастерстве. Не всем оно по силам.

И авторы готовы с жадностью читать о себе, о своём творчестве. В душе каждый из них убеждён в своей правоте, талантливости, неповторимости. И хочет найти подтверждение своим верованиям.

Так что же всё-таки дозволено критику, если судить с позиции неприкосновенности личности автора с одной стороны и демократических прав критика на свободу слова с другой?

Каждый решает для себя эту дилемму в соответствии со своими моральными установками. Моя установка такова.

Творчество – высшее благо, дарованное Человеку, отличающее его от животного и объединяющее его с Божественным Началом. Творчество даёт высшую радость бытия. Оно является тем каналом, по которому мы приумножаем свою жизненную силу из неистощимого природного источника.

Каждый человек имеет право на творчество; человек, лишённый возможности творческого выражения, обедняет свою жизнь.

Все люди от рождения обладают неравными талантами. Каждый человек может развить свои таланты или заглушить их. Гении – это те немногие, которые путём огромного труда смогли развить свои природные таланты. Гении интересны потому, что мыслят и чувствуют глубже, объемнее, многограннее прочих. Они неизменно новы, поскольку всегда дают пищу уму и чувствам менее развитым.

Может ли любой средний человек претендовать на титул «гениального», если он просто, между делом, облекает в словесную форму то, что назойливыми виражами витает в его голове, пытаясь вырваться? Вопрос остаётся открытым. Каждый должен сам на него ответить. Но это не значит, что простому человеку не следует браться за перо.

Однако каждый должен дать себе отчёт о своём месте в иерархии творческих личностей. Можно писать безграмотно, нечётко формулируя свои мысли. И тогда читатель просто ничего не поймёт. Можно писать банально, о вещах, которые и так всем известны. И тогда читателю будет просто неинтересно. Можно писать вяло, со скудомыслием, с приземлёнными неразвитыми чувствами. И так делают те, кто не желает работать над собой. Ну что же, имеют право. И даже такое творчество даёт им радость. Но не прибавляет их почитателей.

Однако можно обогатить свой язык, углубить свои знания, проникнуть в мир сильных страстей, утончённых чувств. Можно подняться над рамками обыденного бытия и взглянуть на мир несколько шире. Перейти от монолога (о собственных любовных переживаниях, например) к диалогу или к более объемному повествованию с участием различных персонажей, с тщательной психологической прорисовкой их портретов, речевой и поведенческой индивидуальности.

Можно шагнуть за рамки своего времени, но описывать иные события не современным сленгом или канцелярским языком, а провести многие часы в приглушённых залах библиотек, чтобы проникнуться самим духом той эпохи и передать его нам.

Можно шагнуть за границы своего места обитания и поведать нам о других странах. Но не ограничиться перечислением ресторанных блюд, которые вы там съели, и туристических объектов, которые вы посетили, а приоткрыть завесу над тем удивительным, что приметили у других народов, поразив читателя своим талантом исследователя и открывателя.

Можно отойти от личных переживаний и взглянуть на проблемы своего города, страны, планеты, Вселенной, но не поверхностным взором обывателя, а с проникновением в многоуровневые пласты причин и следствий, обогатив читателя многомудрым рассуждением мыслителя, возжигая в нём жажду познания и активного участия в судьбах Мира.

И все эти усилия сведутся к нулю, если не оплодотворить своё детище живительным, страстным горением своего сердца, отчего и самая малая форма может стать значительной.

А теперь вернёмся к месту и роли критика в обозрении всего этого многообразия творений, расстановке приоритетов и навешивании ярлыков.

Вправе ли критик требовать от автора большего, чем присутствует в его произведениях? Нет, каждый автор пишет настолько хорошо, насколько он способен. Вправе ли критик говорить об авторе уничижительно, мотивируя это тем, что на свете есть гораздо более талантливые писатели? Нет, каждый автор имеет право на самовыражение, каковым бы оно не было. Ибо сказано: «Не хлебом единым жив человек».

Но критик вправе отметить те характерные особенности, которые проявляет в творчестве именно этот автор. Критик может выделить очевидные достоинства его творческой личности. И критик может в положительном ключе выразить надежду, что автор поработает над некоторыми недостатками в своих творениях.

Дальше – дело за автором. Сравнивая критические заметки о себе и собратьях по перу, автор сможет увидеть, за что хвалят других (а о нём не пишут таких слов), каков круг интересов других авторов (а он-то ограничивается только своим). У автора может появиться желание повысить планку своего творческого мастерства, ибо он перестаёт вариться в собственном соку, но получает некоторый сравнительный обзор вне себя.

И если это произошло, значит – СЛАВА КРИТИКУ! Он выполнил ту высшую цель, которая оправдывает все издержки его неблагодарного труда.

Что касается меня, то я прошу прощения у авторов за возможные отступления от тех принципов, которые сама для себя определила, поскольку дело это для меня новое, и могут встречаться некоторые огрехи.

Свои критические замечания я помещаю в «Именной путеводитель по Проза.ру», в котором упоминаются представители самых разных творческих направлений и с различной степенью литературного мастерства – от начинающих до признанных. Этим я подтверждаю свой принцип о равенстве и праве каждого на место в творческой лаборатории под названием Проза.ру.

Насколько мой труд удачен и востребован – решать вам, уважаемые авторы!