Глава 5. Спящая душа

Ольга Изборская
Обучение смирению.

 Зачем я, все-таки, пошла на эти курсы? – Не из-за редактора же? – Можно было по этой книжной макулатуре выбрать кого-то.
Мне самой это было необходимо, тянуло. Мое внутреннее состояние пугало меня. В голове происходили какие-то катаклизмы...

 Я дрожала и втягивала голову в плечи, словно надо мною проезжал поезд.
Из-за чего?

Из-за того, что все, поймите, ВСЕ  мои планы, обусловленные окружающей меня цивилизацией, никак не хотели выполняться.

Я была послушна, я хотела быть «как все»: выучиться полезной профессии, выйти удачно замуж, спокойно рожать и воспитывать законных детей, продвигаться по службе, помогать карьере мужа и радоваться подрастающему поколению моих детей.

Выучиться полезной профессии – не получалось, потому что почти нет таких профессий: большинство профессий не полезны, а вредны. И сразу наступало уныние.

Выйти замуж – не только удачно, а вообще «выйти» - не получалось. Все кавалеры пытались быстренько отказаться от меня. Я не понимала: почему?

Родить законных детей – тоже не получалось, а незаконных – так не хотелось. И, в результате, я становилась преступницей – убивала детей во чреве.

Радоваться по жизни было вообще нечему. Жизнь меня уже давно только пугала.
Получив работу редактора, я не возрадовалась, а стала как-то особенно придирчиво, даже зверски, кромсать те произведения, которые были полны радости и веры в людей. Мне это казалось такой откровенной ложью, что я не могла спокойно к этому относиться и проверять только грамотность.

Этакая жизнь становилась тупиком, и я стала замечать, что меня столь многое не интересует и страшит, что я оказываюсь менее интересной, чем моя пишущая ручка или моя изысканная чашка для кофе.

Во мне родилась испуганная потребность что-то решительно изменить, но, опять-таки, изменить так, чтобы это было безопасно, чтобы кто-то другой, сильный и самоуверенный, взял на себя ответственность за мое перерождение.

Вот так и попадают «под влияние»!

Но и поход на реальные, а не книжные курсы меня тоже пугал.

На курсах предлагалось заниматься медитацией. И решения всех «подсознательных» проблем надо было начинать с медитации.

Пугало меня это потому, что, видимо, заранее было условлено, что вы знаете: что это такое «управление с помощью медитаций»? И умеете этим пользоваться.

А я – не умею!

К тому же, сколько я ни пробовала сама - медитации у меня решительно не получались.
Видимо, я не верила в возможность что-то увидеть в этой "загадочной" медитации?

Или другие тоже подобострастно врали, чтобы не оказаться окончательными дураками, выложившими такие деньги?

Так что, мой поход на эти курсы походил на опускание самой себя в холодную воду.
Пока я все это раскладывала по полочкам, я уже оказалась участницей нескольких медитаций.

И, даже как-то радостно, продолжала делать вид, что медитирую, хотя у меня ничего не получалось.
 -Кто хочет поделиться? - каждый раз возвращал нас "из медитации" ленивый голос. Вот что услышала я, изумленная:
       -Я видела поток лавы, мчащийся прямо на меня - ответила, вся дрожа, моя соседка, приехавшая спасаться от суицидных настроений.
         -А я - перебила ее столичная фифа, которая все не решалась на семейную измену - видела, что я бью отбойным молотком по асфальту.
         -Я была тортом - смущенно призналась пышная светловолосая украинка, спасавшаяся от двух возлюбленных сразу.
        -Мне так хотелось прижать к себе свою дочку, но я боялась привязаться к ней – говорила красивая еврейка - музейная хранительница.
          -На меня мчался волкодав, а я спрятался за женщину - признался совершенно смущенный успешный бизнесмен.

Мне решительно показалось, что все это вовсе не медитации:

- Они так нуждаются в обыкновенной исповеди! Если бы он сказал им это! Ему бы цены не было! А так? Зачем «медитировать» на сознании? Ведь в том, что они говорят, нет ничего подсознательного: самые простые аналогии?

  Руководитель самодовольно продолжал: "Следующая медитация:
       "Я - женщина" - эта "медитация-размышление" должно было помочь вам «найти границы своего мира».
       - Расслабьтесь, и позвольте себе... Вы так напряженно относитесь к жизни... словно, вы сами создаете ее... Жизнь давно уже создана... "
       И, когда я послушно закрыла глаза и решила опять подремать, я, вдруг с дрожью, увидела:

       Я увидела свернувшуюся в дородовой клубок взрослую женщину, лежащую в Земном шаре, как в утробе. Отбросила границы Земли, и увидела довольно красивый гроб, закрывающий эту женщину. Я испуганно отбросила гроб и увидела женщину, ставшую Земным шаром: торс, руки и ноги-континенты, а под нею океаны мельчайших человечков.

       Дальше я посмотреть не успела, меня прервал снисходительный голос ведущего. Это было чрезвычайно неприятно! Почему же?
   - Может быть, очень уж большая его уверенность?
   - Может быть, односторонность движения? От него - ум, от всех (извините) - глупость?
       - А вдруг бывает?
 
       Наступил очередной перерыв на кофе и я побежала в соседнее кафе. Там, сидя за столиком лицом к двери, я вдруг увидела чудо: в дверь плавной красивой походкой вошел мой Мистер Икс! Мой руководитель семинара! Прямо из оперетты! В маске обаяния и загадки.
       Вошел. Взял чашку кофе и... направился прямо ко мне!...
       - Можно?
       - Конечно!
       - Вы действительно редактор? (Видимо, на семинаре как-то проскочило сообщение, что я редактор крупного журнала?)
       - Да.

       - Дело в том, что я давно решил, что я буду печатать книги только с тем редактором, который сам придет на мои курсы.

 Умоляю вас, будьте внимательны! Запомните и обдумайте эту фразу.
 
      (Что за магическая фраза!?

Она до сих пор звучит музыкой в ушах завороженной жрицы печати! Музыкой Высших Сфер!

Музыкой разверзшихся небес, оказавших ей благосклонность. Наконец-то! Музыкой правильного выбора, сделанного ею. Музыкой того случая, когда и она оказалась "в нужное время в нужном месте").

        Ох, эти наши земные восторги и ожидания!
       И чего же она тогда пошла в его ученицы?

- А ответственность? За эти «современные знания»? Не говоря уже о полной неприспособленности…  Не говоря уже о беззащитности... перед сильными мира сего?

- Какая ответственность? – забывчиво и рассеянно посмотрим вдаль – и снова вернемся к вожделенному созерцанию нового кумира!

       - А собственно, чего уж так в жизни всего бояться-то?
       - Жизнь дает и отнимает Бог. События давно запрограммированы кармой.
       Играй, не хочу! Все равно из положенных рамок не вывалишься.

        Эти постулаты только что в меня вдолбил семинар.
 Ангел-хранитель:

 - НЕТ. Это уже не семинар, а те, что борются со мной.

       На самом деле существует только Свободная Воля. Бог дает возможности, а дьявол предлагает соблазны. Бог предостерегает, а дьявол - обольщает невозможной победой.
 
        А я даже стала авантюрно разыгрывать из себя знатока современного ведения дел.
       ...

       Договорились, что на следующий семинар я уже получаю задание для редактирования его книг.

          А у духовного учителя -"гарпагона" был свой сераль (гарем) - многочисленные родственники.

(Более понятно его стандартное имя: "соблазнитель", но не будем называть его пошлыми определениями темных сил, дабы не пригласить к диалогу еще нескольких).

(Простите, что часто меняются названия этого "умоведа", но так скучно бесконечно повторять одно и то же, когда за ним скрывается такая бездна отрицательных оттенков!)
 
      Родственники у духовного учителя? - скажете Вы.

       Даже у Льва Николаевича Толстого были родственники, а он был Духовным Учителем всей России. И, тем не менее, именно родственникам, в частности, графине Софье, удалось довести его до... Вы и сами все прекрасно усвоили еще в школе.
 
   Поэтому, боясь не просто обидеть, а вообще, боясь этих родственников, целый ряд событий придется опустить, иначе они сделают сериал похожим на "Санта-Барбару". Но пока они не возникали на горизонте и не могут помешать завариваться событиям.

       Их дело расхлебывать уже заваренную кашу. Особенно, жирную. А тут, при создании книг, дело пахло несколькими тысячами. Немало. Особенно, для семейного бюджета. И супруга -"хозяйка гарема", очень и очень обеспокоилась.

Она даже предприняла некоторые разведывательные шаги. Встретила редакторшу раньше мужа и слегка повыспросила ее о планах, намерениях и даже выразила недвусмысленное сожаление, что "ее оратор" не пригласил на этот "гешефт" ее ближайшую подругу-редактора.

"Избраннице случая" это тоже показалось очень странным. Она тоже поспрашивала супругу об образовании "глашатая современности".

 Ответ был скорее многозначительный, чем понятный: технический институт, потом работа над диссертацией, командировка на работу за границей, длительная, на Восток. То ли в Монголию, то ли в Китай...

 Там знакомство с восточными практиками, затем учеба в Америке на курсах и - написание книг, а потом и свое предпринимательское дело.
 
Получив материалы, я была еще раз огорошена…

 Фактически имелось только дневниково-письменное осознание чужих популистских домыслов.
 
 Но я и так заметила, что у этого гимнаста ума ни в одной брошюре нет ни одной сноски на других авторов. И, уж тем более, нет перечня использованной литературы. Популяризатор популярных течений - Но удачный. Или удачливый. Оказался в нужное время в нужном месте.

 И еще нет никакой профессиональной психологии. А уж тем более на медицинской основе.

(Соблазн произошел: Было уже поздно. Рыбка-птичка попалась в сети. Теперь, она будет сама его оправдывать, и сочинять для него героические поступки).

 - А что? Отчаянно вздохнув, подумала «вторая удачливая» - кому от этого плохо? Его востребовало само Время. Вернее - безвременье. Нет никакой государственной идеи: царская власть отпала, коммунизм, как идея, - отпал, а нового конкретно ничего не предложили.

Капитализм что-то никак не показывает "свое человеческое лицо", а звериное беззаконие ошарашивает. Вот и появились доморощенные провидцы. Сам осознал, простенько написал, и теперь ведет уточняющие семинары. Разумно.

   Но уж очень дорого! Хотя, если платят?.. Вот, может даже позволить себе заказать книги о себе-любимом.

 Мне было совершенно ничего неизвестно о настоящем уровне обеспеченности "этого гарпагона" (Если не уметь складывать цену за семинар с количеством его участников и частотой проведения).

       Однако, желание, желанием, да еще и профессию-то надо будет соблюдать?
  Словом, оставалось вести дело на интуиции, доверии и джентльменстве? – Что вы? Надо сказать гораздо проще и откровенней: вести дело на влюбленности. А это так легко!

       - А то, что это – Плохо?

Пока не вспомним: уж очень щекотливая ситуация! Одно дело: просто рассказывать свои глупости таким же коллегам-калекам по уму, другое - когда тебя собираются откровенно выставить на всеобщее обозрение в качестве подопытного кролика в серьезном журнале для умных людей. Эти шарлатанства не пропустят. Вылетит доморощенный философ в трубу, как рождественский чертик от кузнеца Вакулы.

Да и законность соблюдать надо, а как?
 - Чем это "витий" собирался уговорить остальных 19 участников семинара? - Пока было неизвестно.

 - Может, отказалась бы вовремя?.. Пока каждый не подал в суд за нарушение психологической этики пациента?

И соблюсти профессию чрезвычайно трудно: двадцать человек говорят не по очереди и без предупреждения? Что делать?

- Неужели влюбленность так всесильна? – Вот игрок, так игрок!
    Двадцать человек плачут и огорчаются без очереди и предупреждения - как лезть в душу?

Очень им надо это показное оглупление за их же деньги? -
       - Но тут как быть? – Ведь "атлант" так удивительно счастлив, у него все получается в жизни… Научит и ее?..
       Опять же: в кои-то веки такая возможность?

Два десятка людей, рассказывающих о своих самых наболевших проблемах: мужчины - о собственной трусости, или робости перед знакомством, женщины - о нежелании любить, или, наоборот, о такой материнской любви, которая приводит к избиению матери собственной дочерью, о проблемах некрасивых людей...

- Это же уникально даже для документалистики! Это - сама история века!

А твои рабочие проблемы?

 Ну как ты будешь защищать его перед главным?

Главный – он как раз не любит пристрастия к автору.
А тут, не то, что "пристрастие", такая горячая страсть, что похоже на Любовь. И не пытается вырываться.
 - Опять ей с этим наваждением не справиться!

Дома я слегка остыла и решила проверить, а получаются ли у меня на самом деле эти медитации? Или это было внушение ведущего?

Я долго готовилась внутренне, ходила по дому, умывалась, пила  чай… Наконец, села в позу… С испугом закрыла глаза, и ощутила, прямо-таки ощутила, горячий и сухой ветер... Сразу.

       Увидела людей в черных, развевающихся одеждах, запыленные кожаные корешки книг, страницы, перелистываемые старческой рукой...

 Увидела даже часть текста, написанного по-французски... Словно, я попала опять в то же книжное хранилище, и передо мною те же книги, что я нашла… Но и не те, а – первоисточники! Авторские экземпляры!

Услышала стук колес и, среди желтых туфовых отрогов вдоль дороги, - повозку, похожую на арбу (или тарантас?). Раскачивающегося в такт с ее движением, южанина. И сзади него, со страхом разглядела кого-то в старинном светском костюме, сидящего на подушках. Взглянуть на него я так боялась... Нет! Он был не страшен!

Он был… даже слишком родным! Похожим - на отца, или деда, или героя забытого романтического фильма?..

Я опять так сильно испугалась, что решительно открыла глаза и замотала головой…
Медитации получались!

Хорошо это или плохо?

Я, в беспредельном волнении, позвонила главному домой и спросила: Не схожу ли я с ума из-за этих курсов усовершенствования?
- Так сильно влияет? Что предпринять собираетесь?
- Посоветовать вам не печатать этого шута.

- Вы же сами его избрали? И получается! Подумайте еще раз. Или?! Может быть, начать дискуссию с ним на наших страницах? Тогда найдите какого-нибудь настоящего философа, или психолога и пусть раздолбает его. В чем проблема?

Если бы я тогда могла сказать ему, что проблема в том, что я почти нашла счастье и никак не хочу его потерять! Что я готова сойти с ума, жить не в этом мерзком реальном мире, а – в мире фантастических медитаций, лишь бы.. Лишь бы…

Хорошо, что на глаза мне попался Дюма.

Все тот же Дюма, подумала я, не желая читать и переключаться! Но профессия взяла свое и я открыла книгу.

Открыла книгу и закрыла глаза. Фантастические силы трепетали в моих руках. Книга была тяжела. Она создавала впечатление древней рукописи, в кожаном переплете. Я мысленно задала себе задание:

-Узнать, остался ли в России, действительно, потомок Дюма? (Уж очень скрупулезно выписывал автор все перипетии, чтобы нагнать побольше читательского интереса, и никак было не дождаться кульминации).

Я увидела бисерные круглые буквы и удивительно легко прочла по-французски:

"Духовенство – единственное сословие, которое сопротивлялось разъединяющим силам тирании, много лет подряд, сменяя друг друга, господствовавшей над Россией.

 Благодаря своей сплоченности оно устояло, сохранило силу и национальный дух среди всеобщей продажности. Благочестие – это особая атмосфера, отличающая духовенство от других сословий, она заставляет жить, следуя долгу и сохраняя веру;

 только духовенство противостоит предательству в стране, сопротивляется нашествию иноземцев, только одно оно, его герои и мученики, утверждают ту великую социальную истину, что никакая борьба партий и каст не может поколебать дух религиозной общины". (стр. 151 т.3)