Части 0-2

Евгений Невада
ЧАСТЬ 0

Поезд №317 отправился от станции «Владивосток» сразу после того, как диспетчер объявила его отправление, а значит точно по расписанию. И что можно делать проводнику купейного вагона поезда дальнего следования, после того, как они оба отправились в путь? Да, конечно, вы угадали – идти по вагону и собирать билеты, что я и начал делать, в то время, как мой коллега расслаблялся с молодой проводницей соседнего вагона. С одной стороны, я немного завидовал ему, ведь кроме этой кокетки у него была семья в Москве, в то время, как у меня ни того, ни другого не было и это очень удручало, всё же мне уже подходящее для всего этого количество лет, а я так и не познал взаимной любви и бурной страсти, которой мне в последнее время так не хватает, что в голове порой мелькают тёмные мысли о непригодности такой универсальной штуковины, как жизнь к её дальнейшему использованию. Конечно, имел место в моей жизни некоторый случай (и, к слову сказать, не один), но о нём я расскажу позднее, если не возражаете.
Как раз в этот день, в день отъезда из Владивостока, у меня было настроение именно такой позиции, да ещё и Славик, мой коллега, никак не может наиграться с любовью, и так, уехав от жены и семьи, он тут же флиртует с коллегой, везёт же парню на девушек, мне бы так. В общем, всё сегодня против меня и в частности Славик со своим давящим на мою израненную душу флиртом. Если это будет продолжаться ночью, я не собираюсь за него работать, а если и буду, то под утро, когда он придёт, я ему громко выскажу всё, что о нём думаю, несмотря даже на то, что он на два года старше меня и, как говорится, опытнее.
Ну а пока я всё же пройду по купе, соберу дань за пастельное бельё, заодно прихватив у пассажиров их билеты, чтобы не было обидно за бесцельно пройденный вагон, и предложу дорожные услуги в виде горячего чая, кофе и всевозможных сопутствующих для нормального чае (кофе) пития продуктов, как то печение, шоколад и многое другое. Во время моего обхода пассажиры как обычно реагировали на мои предложения, но, дойдя до пятого купе и перед тем, как в него войти, я ощутил, как странное чувство завладело мной: мне в одно и то же время захотелось войти в купе, даже потому, что этого требовали мои полномочия, и что-то держало меня, как будто от того, войду я туда, или нет, зависит моя будущая жизнь.
«Да ладно, не дрейфь, - сам себе мысленно сказал я, - или у тебя уже появился комплекс, от которого ты так долго избавлялся? Выброси из головы эти дурацкие штучки и заходи. А может ты уже не годен для работы проводником вагона?»
Но нет, только не это! Ведь я очень люблю свою работу и хочу быть тем, кто я сейчас как можно дольше, поэтому я взглянул в окно, поправил занавески и, как ни в чём не бывало, вошёл в купе номер 5.
- Так, давайте теперь с вами договоримся, - по-свойски предложил я, присаживаясь на край полки, - для начала возьмём у вас билеты.
Словно по команде, пассажиры один за другим протянули мне спрашиваемое и делали они это по мере того, как я смотрел места и раскладывал проездные документы по кармашкам моей служебной сумки, но вот незадача: вместо четырёх сидящих и отдавших мне свои билеты, я насчитал пять человек.
- А вы здесь какими судьбами? - задал тогда я вопрос женщине средних лет, которая оказалась, судя по пустоте её рук, безбилетной.
- Да нет, - путая слова, начала она, - я просто… Вы не так подумали…Я дочку провожала.
- И что, уехали вместо неё?
- Да нет, она не смогла,… То есть я помогаю ей расположиться и очень боюсь за неё.
- Извините, но я не вижу поблизости маленьких детей, которым нужно помочь, - я насмешливо обвёл глазами сидящих в купе, - а может она настолько малая, что от страха перед дальней дорогой забилась под стол, - и я слегка нагнулся, заглянув под стол, - эй, дитя, выходи, сейчас злой дядька проводник тебя съест.
И тут же в купе раздался смех, да такой громкий и откровенный, какого я никак не ожидал, только женщина-заяц не смеялась, а аж вся побагровела.
- Да вот она моя дочь, - она показала на молодую девушку, скромно сидящую возле нее и также тихо смеющуюся, - и вообще, по какому праву вы издеваетесь надо мной?
- Ну, простите, если я обидел вас, - извинился я даже не из-за того, что пошутил не в её пользу, а просто, чтобы избежать конфликта, - и, пожалуйста, в следующий раз, перед тем, как провожаете девушку одну в дальнюю дорогу, хорошо ознакомьтесь со своими полномочиями во время посадки в поезд, так, для себя и окружающих, чтобы потом не было никаких претензий по всякому поводу.
- И вы часто допускаете хамство такого рода? - никак не унималась женщина, хотя казалось, что всё сказано.
- Ну, раз она этого хочет, я отвечу.
- Нет, местами и немного, кроме того, я предоставляю вам право бесплатно доехать до станции Угольная, после чего вы сможете добраться до города электропоездом, уходящим оттуда в 12:43, или в 13:05, всё, счастливого пути, - и, сменив строгий тон на приветливый, добавил: - уважаемые пассажиры, стоимость пастельного белья составляет … рублей, кроме того, по желанию каждого из вас, мы принесём вам чай, или кофе. Прошу ознакомиться с действующими тарифами и доброго вам пути, господа.
С этими словами я положил на стол распечатку и, улыбнувшись, поднялся с места, чтобы пройти в следующее купе.
- Извините, возьМите пожалуйста за постель.
Я обернулся на голос, так как кто-то еле ощутимо коснулся моей руки, которой я по обыкновению, когда выходил из купе, придерживал ручку двери.
Я оглянулся и увидел ту же скромную девушку, мамаша которой от скромности напрочь отказалась.
- У нас принято руки в руки, поэтому повременим с ассигнованием.
- хорошо, - ответила она, улыбнувшись, на что получила от меня достойный ответ.
После такого рода обхода я приступил к раздачи постельного белья, по пути и между делом собирая с народа деньги. Вот и дошла очередь до выше упомянутого пятого купе.
- Здесь кому вручить? - спросил я у народа.
Мне собрали деньги за 2 комплекта.
- И всё? А вы, господин? - я взглянул на мужчину в сером.
- А я до Спасска еду, зачем мне?
- Да, совсем разладилось правление ДВЖД – уже на стОличные поезда выдают билеты местного назначения. Хорошо, тогда вы? - мой взгляд упал на женщину с газетой.
- А если я до Ружино еду, можно не брать?
- Конечно, это ваше дело, но всё же, если захотите последовать примеру этого парня, - я сделал еле заметный жест рукой в сторону пассажира, который в данный момент смотрел на часы, он тоже ехал до Ружино, - то всегда будем рады послужить вам.
- Спасибо, - ответила женщина.
Я, как всегда, улыбнулся всем и двинулся дальше.
Взглянув в окно после раздачи постели и неожиданно для себя обнаружив, что наш поезд прибывает на станцию Угольная, я снова подошёл к уже в который раз упомянутому пятому купе и немного потревожил женщину, о чём-то спорящую со своей дочерью.
- Извините за беспокойство, но наш поезд прибывает на станцию Угольная.
Женщина распрощалась с дочерью и, поднявшись, направилась за мной в тамбур.
 - Я буду жаловаться на вас начальству, - попыталась навести на меня страх она, когда мы стояли в тамбуре и я открывал дверь, чтобы выпустить её, в то время, как поезд уже почти остановился.
- А почему вы раньше-то молчали? Я сводил бы вас вначале к нашему начальству в штабной и вы осуществили бы свою мечту, заплатив штраф за нарушение прав провожающего.
Между тем поезд остановился и пассажирка молча вышла.
- Счастливого пути, - пожелал ей я и оглядев платформу, а заодно и убедившись,что к моему вагону никто не торопится, позвОлил себе расслабиться, прислонившись к входной двери, которую ещё не закрыл на случай, если ещё кто-нибудь надумает поехать в моём вагоне.


Часть 1

Между Угольной и Уссурийском поезд идёт без остановок около полутора часов и за это время я решил не накапливать рабочий материал и сразу открыть путёвку, заполнить графу отправления из Владивостока, а там и посмотрю- может что ещё подвернётся. Славика можно не ждать до вечера, а то и до утра, так как он если зависает с кем-то, то приходит поздно и при этом оказывается очень уставшим, или, что ещё хуже, пьяным, как говорится, вдрездон и тогда с него вообще взятки гладки - ляжет и спит с храпом. Вот уж эти москвичи, сколько я не пытаюсь понять их логику, а всё никак не могу, ведь кажется, работает человек на железной дороге, добросовестно работает, а, как попадётся день, и не узнаёшь его – всё ему до фени и вообще, он гуляет, поэтому не трогайте его, а, когда он остепенится, можете спрашивать, но сейчас гори оно всё синим пламенем. Ну да и ладно, пусть развлекается, а то сейчас бы ходил над душой, пил бы без устали свой чёрный кофе, тем самым отвлекая меня от любимой работы. Если ему и другим работа проводника - это способ зарабатывания денег, и чем больше, тем лучше, то для меня эта работа, кроме всего этого, есть душевный отдых и полное расслабление. И пускай все говорят: «Ой, я приехал с поездки и очень устал.», я на это могу ответить, что никогда не устаю от дороги, а наоборот, работая отдыхаю, общаюсь с разными людьми и узнаю от них много интересного. Коллеги не могут меня понять, говорят, что, как можно месяцами мотаться по России, а потом ещё говорить о том, что не мешало бы вновь съездить или внаглую лезть и брать путёвки, чуть ли не выхватывая их из рук своих же коллег, чтобы через два–три дня снова далеко уехать, убежать, уКатиться. Они не понимают меня, а я их – так мы и живём в непонимании.
Но пока мне на них на всех наплевать и я снова еду в Москву и заполняю путёвку. За работой и мыслями о ней же любимой я не заметил, как в купе кто-то вошёл и трогает меня за плечо. Я вздрогнул от неожиданности и поднял глаза.
- Что вам угодно? – вежливо осведомился я.
Через секунду, немного вглядевшись в пассажира, я узнал в нём ту самую девушку, мамаша которой доехала вместе с нами до Угольной. Теперь я сам не заметил, как поднялся на ноги и во весь рост вытянулся перед ней.
- Чай? Кофе? Минералку? – уже инстинктивно спросил я у неё.
- Если можно, кофе, - также тихо и скромно ответила она, - и прошу вас, простите нас за происшедшее.
- За что? – не понял я, но потом догадался, о чём это она, - а, так это мелочь, забудьте об этом, идите к себе, я принесу.
Девушка ещё немного помедлила и ушла, а через несколько минут я принёс в пятое купе стакан кофе и, взяв с девушки положенную за эту услугу сумму, снова вернулся к себе.
Когда я стоял возле вагона в Уссурийске, Девушка тоже была рядом, я проверял билеты у входящих, а она с большим интересом наблюдала за мной.
- А скажите, - вдруг обратилась она ко мне, - сколько ехать до Москвы?
- Ну, как вам сказать? Вообще неделю, а если с опазданием, то и того веселее.
Мне очень хотелось, чтобы девушка спросила у меня ещё что-нибудь, но она молчала и наблюдала за происходящим вокруг. Тогда мне ещё больеезахотелось услышать её мелодичный тихий голос и я попытался заставить девушку ответить на простой дорожный вопрос.
- Вам ещё нужен кофе, а то после отправления я вам принесу.
- Вы знаете?… А хотя ладно, будьте любезны.
И, сам не знаю почему, но меня озадачила её неуверенность: в голове стали появляться вопросы типа: «С чего у неё такая растерянность?», или «Хватит чтОли приставать к пассажиру, ведь ты здесь совсем не для этого». Но скоро я выбросил из головы всю эту муть, да к тому же у человека наверняка есть своя голова на плечах и он точно знает, нужно ему кофе в купе, или нет, а, что касается этого замешательства, то с кем не бывает, даже я, бывало, сомневался в решениях, когда предложение поступало внезапно.
В Спасске я проводил на перрон одного пассажира, населявшего пятое купе, а когда перед Ружино я зашёл туда же, чтобы отдать билеты ещё двум пассажирам, у меня уже само вырвалось:
- После Ружино вам может быть чай, кофе,может печение?
Девушка смотрела на меня, улыбаясь, а потом ответила:
- Вы, наверное,работая здесь, научились видеть пассажиров насквозь, угадывая их желания. Теперь, пожалуйста, чаю.
- Хорошо, - ответил тогда я и отправился дальше готовить народ к высадке, ведь кроме этих двух у меня были ещё трое выходящих.
«Ну и кто сейчас тебя тянул за язык? – подумал я, -сейчас-то к чему ты это предложил, ведь никому ты так часто не предлагаешь, а только ей».
Прийдя на своё рабочее место, я отметил в путёвке минус пять человек и стал дожидаться прибытия на станцию Ружино, где обещана стоянка по расписанию двенадцать минут.


Часть 2

- Извините,вы не будете заняты после станции? – задала вопрос девушка, прямо не в бровь, а в глаз, когда мы всей нашей вагонной братией стояли на перроне.
Но и в этом случае хотелось бы не растеряться и я сделал это, правда с большим трудом.
- Ну, как вам сказать, обслужу вошедших и займусь вами, а, если быть точнее, вашим чаем.
- Может составите мне компанию?
«Что она такое говорит? – замерцали в голове мысли, - я вообще не ослышался?»
- Я полагаю, можно, - как бы за меня ответил ей мой же голос.
- Да? В таком случае, у меня есть даже кое что к чаю, я вас обязательно угощу.
Мне стало жутко неудобно, да к тому же как-то громко она это говорила, и все, наверное, слышали. Какой ужас!!!
Как всегда, после отхода поезда, я пошёл по народу делать своё проводниковое дело и как-то по иному я стал смотреть на пассажиров: к прежней уверенности добавился какой-то холодок и ещё большая строгость в формулировках вопросов и просьб, а когда я сделал обход, пожелал как можно быстрее приготовить два стакана чая для девушки и для себя, и как только это было сделано, я, буквально ринулся к ней. Когда я вошёл в её купе, где из принципа никого больше не поселил, она закрывала свою маленькую женскую сумочку, откуда наконуне наверняка что-то извлекала, или наоборот.
- ну что же, пить подано, госпожа, - возвестил я о своём появлении и поставил два стакана с чаем на стол, тут же присев на край полки.
- вы всегда так обращаетесь с пассажирами?
- вам не нравится мой официальный тон?
- да нет, что вы, совсем нет, скорее наоборот: вам очень к лицу.
- ну, ну, не вгоняйте меня в краску, - прокоментировал я заметное изменение цвета моего лица, - всё намного проще: я не умею по иному.
Мой взгляд упал на черноволосого коренастого мужчину, возникшего в дверном проёме.
- что вам угодно? - вопросил я, видя его просящее выражение лица.
- вы проводник? - кратко и грубо поинтересовался он.
- да, а вам необходимы мои услуги?
- да,если можно, мне горячего чая в девятое купе.
Я поднялся с места:
– хорошо, прошу вас занять своё место,ваш заказ стоимостью … рублей ожидайте в течении трёх минут.
Пассажир удалился, а я, извинившись за внеплановую отлучку и пообещав скоро вернуться, прошёл в рабочее купе, где приготовил чай и откуда на всякий случай взяв пачку печения,двинулся по заданному адресу.
- может печения к чаю возьмёте, всего за … рублей? – предложил я,ставя стакан с чаем на столик.
- да,пожалуй я возьму, - ответил заказчик, протягивая деньги.
- спасибо за покупку, заходите к нам ещё - мы всегда будем рады обслужить вас, предложив и доставив вам свой ассортимент.
- обязательно зайду, только будьте на месте в следующий раз, а то вас не доищешься.
- мы обязательно учтём вашу просьбу, - и с этими словами я покинул девятое купе, решая по пути, как же быть с моим чаепитием.
Когда я вошёл в пятое купе, решение пришло само собой.
- послушайте, может от вас, да ко мне в гости, - предложил я, чувствуя, что не назвав её по имени, обращаюсь к ней очень некультурно, - а то вдруг нежданно-негаданно нагрянут и, чего доброго, настучат.
- Катя меня зовут, - представилась она, будто видя мою растерянность, - я бы с радостью, но вещи будут без присмотра.
- а мы закроем ваш дом на ключ и проблем не будет, пойдёт?
- ну, хорошо, - с радостью согласилась девушка.
- да, ещё, - я взял стаканы с чаем со столика, - если что,меня зовут Матопх.
- Я уже видела.
Она, наверное, имела в виду табличку на моём рабочем купе, где прописаны мои данные на случай, если пассажир захочет вдруг обратиться ко мне по имени, что бывает у них уж очень редко.
- В общем я вернусь за вами, - предупредил я, выходя в коридор.
- А как вас проще называть, - осведомилась Катерина, когда мы уже сидели в рабочем купе.
- Ну вообще, в народе меня зовут Митей.
- Какое интересное имя: Матопх, - она как бы играла сочитанием букв в моём имени, особенно последними двумя буквами, - вы иностранец?
- Нет, я родился и вырос во Владивостоке, а, что касается происхождения моего имени, то это причуды моих родителей и я с этим ничего сделать не могу, даже не могу точно объяснить, с какого это языка и как переводится на русский.
- Да нет, этого делать совсем не надо, нормальное, необычное, и даже красивое имя: Матопх.
- Я думаю, что и ваше имя очень красивое, такое, чисто русское, даже где-то царское: Екатерина, а можно проще: Катерина, или, как вы мне представились: Катя, а можно ласково: Катюша, и даже котёнок тут не будет лишним, и потому ваше имя даже придаёт вам грацию милой, пушистой кошки.
Девушка долго осмысливала сказанное мной, это было заметно по выражению её лица, потом отпила немного чая из стакана.
- А почему вы не возьмёте конфету, я ведь и для вас принесла, - она, наверное, заметила моё волнение, так как я, расхваливая её имя направо и налево, выпил уже добрую половину содержимого своего стакана.
- С вашего позволения я возьму одну.
- Да,да, конечно, зачем одну? Их тут три вида и я бы хотела, чтобы вы все попробовали, - Катерина выбрала три разных конфеты и положила их передо мной, отчего я на секунду замер, как бы поглащая её прекрасный голос и собирая его где-то в потайном уголке своего разума.
- Ну что же, - ответил тогда я, - в таком случае, стоит попробовать, - и развернул-таки одну из них.
- А мне не нравится моё имя, - как-то отчуждённо продолжила тему разговора девушка.
- Вероятно, на то были свои какие-то причины?
- Нет,просто не нравится, без всяких причин.
- Ну ладно, как говорится, сколько людей, столько и мнений, и, честно говоря, мне моё имя тоже раньше не нравилось, а сейчас как-то всё равно, Матопх, да Матопх.
- А вы часто ездиете в Москву? - резко переменила тему Катерина, что ей, в принципе, позволительно на правах гостя, да и говорить на эту тему мне, честно говоря, тоже надоело.
- Да, часто, не люблю сидеть на месте и быть один.