Сапожник-психолог

Виктор Таранов
       (Из цикла познавательная философия)

Сегодня очередной, нет не очередной, а новый день рождения моего младшего сына. Ему десять. Десять лет, как моя семья убежала от войны, от того страшного времени, когда страх не покидает тебя даже в минуты счастья. Мы в другой стране с ее, только ей присущими, своими порядками и традициями. Но, наверное, гены кочевой жизни, всегда преследуют наше племя и в любой стране мира, есть наши выходцы, которые создают диаспоры. Для поддержки таких, как Я и иже со мной. Тем мы коренным образом отличались от титульных наций в больших странах, они еще по инерции живут так, как будто их бесконечность и, не замечая, что на фоне общего населения, давно сами превратились в диаспору. Мы в их стране все из Еревана. Кого не возьми, что торговцев мясными вкусностями в многочисленных кафе, особенно расположенных по трассе, что сапожников, копающихся в обуви, все из этого города, так дорогого для Армян во всех странах. Так было проще, если начинать объяснять, про свои крохотные и дорогие селения, где вся твоя жизнь проходит от рождения и до смерти, то очень долго, да и не поймет, он обыватель, у которого не принято рождаться и умирать в своем городе. Тут принято, что все дети живут там, где не живешь ты, и поэтому, как растут твои внуки, у них, в лучшем случае узнают по телефону. Ладно, что-то я переключаюсь в философию, у кого лучше, спасибо им за то, что терпеливо относятся и не выгоняют. Что-то мне так кажется с ними, у нас так бы не было. Ну да Бог с ним.
       Каждый день Я шел к себе, открывал свой маленький киоск и приступал к работе, которую Я любил и о которой по прошествии 15 лет знал все. Как не крути, но во все времена она приносила кусок хлеба, и вот парадокс, первый, который я всегда отмечал, чем хуже было в стране с экономикой, тем больше работы было для сапожников. Я имею в виду сапожников, которые осуществляют ремонт обуви. По статистике в Америке, человек за год покупает 12 пар обуви. Это так просто для справки. Там тоже без работы наш брат не засиживается. Просто мои наблюдения. По обуви, которую сдавали в ремонт, я со стопроцентной гарантией могу составить психологический портрет, о человеке которому принадлежала, эта пара. Большинство, обувь сдают женщины. Мужчины сдавали редко, да и понятно, только не пьющие и очень (подкаблучные) приносили обувь сами, а не через своих жен, оттого и износ их пар, был таким, как будто они всегда и везде, а также во всем неуверенны. Чувство даже не заслуженной вины переходило на их обувь. Туфли, даже в общей свалке обуви смотрелись, виновато одиноко. Износ был со стороны внутренней стопы, как бы все время - не до конца выпрямленный их хозяин находился, наготове оттого, что его всегда должны, зачем-то послать, что на работе, что дома, всегда в позе что-то надо сделать (пусть и иногда бестолково). Посему и весь его облик, когда он сдавал их, говорил о том, что главное не забыть того, что велела сказать, их хозяйка, то есть его жена (это не зависело от того, какую обувь он сдавал мужскую или детскую, или самой хозяйки). Они из тех, кого жены, а также их пожизненные начальники, отправляя в магазин (или еще куда-нибудь) по запискам, заранее предвкушают, что она (эта записка), не будет выполнена, какая либо позиция из списка, а затем, с оргазмом устраивают допрос, почему забыл купить яйца, и какой фабрики?- она велела приобрести майонез и почему он, как всегда перепутал, и что у него за посторонние мысли в голове, и он никогда не думает о семье (тут могут быть слова - работа, коллектив и прочие синонимы), всегда не хватает денег, невозможно поменять пальто у дочери, все уже побывали, где-то за границей, а его мать не может им помочь, и вообще он неудачник по этой жизни, и за что ей одной такое счастье. Можно подумать, что из их Урюпинска, кто-то становился принцессой Монако. И этот словесный поток укоров был бесконечен до самого того момента, когда у его родителей, только зародилась мысль зачать его. Интересно даже, если цветку каждый раз говорить по утрам какую либо гадость, то через три недели он погибает! (Проверено можете не экспериментировать) И как бы мысленно, и на самом деле, Я не помогал им, сделав их обувь, более уверенной,- усиливая вставками под подошвой, внутренность стопы, и чуть-чуть наращивая каблуки, с последующим усилением и формированием центра тяжести осанки их хозяина, на носки, этакое придание устремления вперед, с добавлением внутренней наглости, но ничего не получалось.
 По прошествии пяти месяцев, в моем окошке появлялись уже с улыбкой извинения одни и те же, опять сдавая обувь точно с такими же признаками смирения. Нет, обувь у них менялась, но только женская, а своя нет. И выбирали то им обувь, с пристрастием. Подошва, всегда была такой величины, как шины от БЕЛАЗА, всей страной не сносить за многие годы, и на все случаи жизни, от свадьбы, всех юбилеев, заканчивая последними проводами, что даже когда их кремировали, то из трубы, резиновый пепел, попадая на что-то, никогда не стирался и не выветривался. А местные умельцы, растворяя эту обувь в растворителях и добавляя пушечного масла, делали антикоррозийное покрытие, для кузова вазовских машин. Надевая обувь на свои ноги, они сразу становились ниже, меньше и застенчивее, чем те, кто мог себе позволить, более дорогую и коллекционную, Я уже молчу про индивидуальный пошив. Незаметная обувь, раньше ее штамповали в известной фирме Скороход. Теперь местные Кулибины, в цехах под столицей штампуют ее из резины от танковых катков и колес от СУ-27, а так же транспортной авиации. Благо, что труда, достать все это - нет. Так они бедняги и мучались. А обоснование было всегда одним и тем же, вот будете или буду зарабатывать, вот тогда. Какой обман. Лучше, для того чтобы выбраться на нормальную дорогу, ведущую к твоим мечтам, сконцентрировавшись, взять да и купить нормальную обувь? А так же и одежду, и машину, дом, жену. А вот в выборе обуви и выплескивается твоя сущность. А он – этот выбор от многих факторов зависит (от уровня образования, от воспитания и положения семьи, в которой воспитывался, от книжек, которые формировали тебя с детства, от окружения твоей семьи, от города в котором жил, от семейных реликвий, от твоей современности и нацеленности на нее, от смелости к жизни, уверенности в себе и всего перечня, который сопутствует жизни на этом, да и том свете).
Всегда предлагая им чашку кофе, которое только мы, ереванцы могли так вкусно заваривать, я предвкушал один и тот же рассказ, Он, выпивая, получал, как сыворотку правды и начинал рассказывать, как они вчера парились в бане и, заказав девочек, оторвались на полную катушку! Я утвердительно кивал. Зная о том, что это надо для него! Поддакивал, что есть еще порох в пороховницах. Говорил что-то свое, мол, да классно и т.д., Заранее зная, что, уйдя от меня, возьмет он бутылку пива, тайком (от кого), тут же выпьет ее, и не потому, что он жаждет - это пиво, или пьяница, а как бы это только им разработанная форма протеста, против домостроя, да всего уклада жизни -, в который, от матери, он передался по описи, своей жене, начальнику или лицам, которые могли им пользоваться в той или иной формах. Его, всю жизнь передавали по описи, со всеми им обретенными недостатками, посему как достоинств, живя такой жизнью, не обретешь. Мужчины, которые не сдают свою обувь в ремонт, тоже не застрахованы, от ее износа внутрь от стопы. Надо менять осанку, а обувь покупается под темперамент, стиль жизни, внутреннее состояние индивидуума. Попробуйте, купив мохнатые, жаркие тапочки с бомбонами, станцевать джигу, не получится. Под такие танцы покупать надо остроносые лаковые, или из кожи крокодила туфли. А для обольщения, лучше обуви, чем из кожи питона не придумали. Так же подойдет обувь из замши. А, надев длинные кожаные сапоги, да с мини-юбкой, да с открытой кофтой – вот-вот не будешь, конспектировать Ницше или читать в подлиннике Данте -12круг! Ну, это творческое отступление.
Иногда, наверное, всегда из сдаваемых пар, я тайно составлял брачные союзы, и будьте уверены, не промахнулся бы, тем более уже была практика, подтвержденная годами. Не со всеми парами это получалось, создать именно свой союз. Бывали и одиночные пары, угрюмо, как морда бульдога, завернутые внутрь, вечно бурчащие и живущие, по канонам, что все и вся вокруг, плохо и не так, и признающие только им присущую походку. Только не хватало им слюней выпушенных наружу. Стирание обычно их обуви происходило контрастно, то есть износ правой, отличался от износа левой. И сильно преобладал скос в левую сторону, каблуков. Опять отступление .

 Обычно пред весной в феврале, хозяева, вспоминая о грядущей весне, выгребали из загашников стоптанную обувь, устраивая ревизию, от этого и работы нам, прибавлялось вдвое. Вот и в тот раз, она одна из многих принесла пару сапожек. Как и в каком состоянии сдают обувь, тоже о многом говорит. Сапожки были начищены и аккуратно завернуты в пакете, каждый индивидуально. Вот это хозяйка, отметил Я. Износ обуви, набоек был такой стремительный, что видно по ним, времени на вальяжную походку у владелицы не было, а, следовательно, все приходилось добывать, находясь в постоянном движении и стремлении вперед. Даже невозможно было по обуви отметить, Что ее владелице пришлось сделать в жизни, хоть пару шагов назад. С одной стороны на дворе сейчас такой век, что надо спешить, а с другой стороны не делая шагов назад, можно ой, ой! Его пара появилась на следующий день, такая же аккуратная, но не стремительная, а изнашивание шло равномерно по всем направлениям от центра подошвы. И весь он был степенный и рассудительный. Мне часто снятся сны про обувь, вернее не про саму обувь, во сне вся обувь превращалась в их хозяев, с лицами и одушевлением. Конечно, одними из первых вырисовывались лица хозяек модных в этом сезоне сапог, с длинными голенищами, всегда красивые, но не всегда душевные. Но иногда из памяти приходили, туфли и обувь с совершенно не молодыми лицами, но достаточно добрыми и трогательными, и чем-то отличающимися по своим владельцам от других им подобных пар. Вот и сейчас - эти две пары, во сне были распарованы и сияли блеском, расточая вокруг аромат счастья, левый сапог, с левым , и правый с правым. Почему-то Я сразу соединил невидимыми узами эти две непохожие на себя пары. Получение из ремонта, я назначил в одно и то же время, но чуть с запасом для мужчины. Надо было провести психологическую подготовку, то есть на сленге НЛП - вывести в общую нулевую точку. Он появился вовремя и, спросив у меня о готовности, закурил. Я рассказал ему содержание, якобы моего сна и предупредил, что хозяйка породненной во сне пары, сейчас появится здесь. Ну что ж попробуем, а почему бы и нет, ведь это не виртуальное знакомство. Через девять месяцев, она, сдавая сапоги и его туфли, рассмеялась. Не говоря ни слова, я, осмотрев, обнаружил, что ее пара приобрела степенность, а его уверенность и основательность. Недаром существует пословица два сапога-пара? На моем личном счету не одна объединенная пара. Появляются и маленькие сапожки и туфли, но их мало, ведь каждые родители стараются, для детей покупать новое.

Теперь Я занимаюсь индивидуальным пошивом обуви, для сильных мира сего. Год назад Я обул весь……. А месяц назад стал шить для САМОГО! Пригодился многолетний опыт работы в этой сфере. Появились новые возможности и материалы. Поверьте, когда Вам говорят, что _это из Милана, верьте, что это так. Так, как отличить Арсена, Рубена, Артура, от итальянцев, практически невозможно. Но только вот, что произошло со мной дальше. Появился достаток. Но возникло какое-то чувство тревоги, необъяснимое мной, как-то у меня начали проявляться черты, за которые не любят людей, я что-то потерял, долго Я маялся…………………
Теперь Я опять работаю в своем уже более большем ларьке, и опять ремонтирую обувь жителей моего и не только моего района! Представляете, вернулось чувство доброты, слава Богу, Я опять его обрел! Не представляю, если бы не ушел оттуда, наверное, внутри у меня все бы сгорело!!!!!!!


Ведь при примерке, одна пара теплая, другая холодная, а есть, которая сразу садиться на ноге. Бери ее, она сделана с любовью! Все, что делается с добротой и любовью по жизни всегда обретает своего почитателя, это проявляется во всем, даже в обуви. Недаром создана специально инструкция, как правильно выбирать обувь. Но иногда не верьте инструкциям.

Только свободная обувь способна дать вам почувствовать вкус жизни. Вкус дороги жизни. ВКУС ВАШЕЙ ДОРОГИ. А если что случиться, то приносите……….