Живет на всю катушку-Жорж Вандышев

В книге разыгрывается мелодрама между тремя героями, все остальные являются не более чем фоном для того, чтобы показать, что происходит. Внутренний мир Тимофея – основного лица, ради которого все и затеяно, - показан неплохо, хотя не без огрехов. Итак, мы имеем интеллигента пятидесяти лет, работавшего на лесопилке, землекопом, еще черт знает кем – (типично рабочие, не требующие образования профессии) – тренером?! Оказывается еще и спортсмен, двадцать лет по соревнованиям ездил. Очень интересно додумывать, вероятно, успел закончить факультет физкультуры, иначе кто б его допустил к тренерской работе, а затем и в школу. Тем не менее, в школу он попадает. Остается невыясненным, сколько лет он проработал, пока не обрел способности к рисованию, после чего потихоньку начинает писать и берет в дополнительные нагрузки уроки рисования. Это в дополнение к своему физвозу, трудам и обязанностям завхоза. При этом успевает бегать по женщинам и посещать церковь. Короче живет на всю катушку.
Кстати о церкви. Его вера несколько отдает кощунством. Он соблюдает посты, исповедуется, но по прошествии нескольких минут пьет пиво и соблазняет несовершеннолетних. И, тем не менее, берет на себя смелость рассуждать о христианстве (выставка авангардиста) – «это нехристианские люди»…

Не буду останавливаться на его педагогических способностях, они никак не проявлены. Но как спортсмен он себя не оправдывает. Несмотря на свои на первый взгляд грамотные рассуждения о спорте ради спорта, сам он спортсменом не является. Спорт – это игра, азарт. Проиграв соревнования, выкладываешься на всю катушку, чтобы в следующий раз показать еще лучший результат. А понятие «главное не победа, а участие» - типичная совковая пропаганда. Настоящий же тренер испытывает гордость за своего протеже, потому что он его (ее) создал, а не потому, что в данной ситуации он с ней спит. Поэтому глава «Спартакиада» - самая, на мой взгляд, слабая. Налицо непрофессиональное отношение к работе.
В аннотации стоит «повесть о любви и творчестве». Перейдем к творчеству. Самородок без образования, сидит на этюдах и натюрмортах. Несмотря на участие в нескольких выставках, в том числе и персональных, остается непризнанным ни в художественных кругах, ни среди друзей и родственников. Кстати о друзьях, их что-то вокруг и незаметно. Единственный пример - выезд на пленэр, но он был случаен изначально. И почему решил позвонить ему Дирай (фигура узнаваемая) – непонятно. Тем не менее, круг провинциальных художников показан неплохо. Здесь и реалисты, и авангард. Хотя так ли нужны эти эпизоды (выставки), не уводят ли они в сторону от литературы? Вопрос спорный. Однозначного ответа нет.
Далее любовь. Мужик любвеобилен. Всем своим поведением подтверждает истину: «Когда мужчине плохо - ищет женщину, когда хорошо - ищет еще одну». Как показано в книге, именно из-за своей привычки ничего не доводить до конца, а занудно рассуждать, он поочередно всех женщин лишается. В последний раз угораздило влюбиться в ученицу. Связь, изначально не имеющая будущего. В результате молодая ведьмочка высасывает жизненную силу и уходит, что закономерно. При этом порядок отношений отображен психологически точно. Интересен ввод молодой перспективной девочки в неизвестный ей мир, этому она изначально противится - ее тащат в ненужную ей неизвестность. Но потом она сдается и даже входит во вкус.
Итак, мы имеем пожилого ловеласа не состоявшегося в жизни, в профессиональном отношении нашедшим себя в только в живописи, где он тоже непризнан, но хотя бы имеет возможность самовыражения, при этом имеет возможность время от времени создавать нечто серьезное. Очевидно, ради таких моментов он и живет.

Тамара. Спортсменка, комсомолка, и, наконец, просто красавица. То же определение следует из характеристики любимой учительницы - совмещает технические гуманитарные науки и спорт, кроме того, вот-вот начнет писать и т.д. и т.п. При этом успевает подрабатывать (моет полы в садике) короче идеальный материал для создания Женщины с большой буквы. И это с одной стороны. С другой - взбалмошная вздорная девчонка с завышенной самооценкой. Укрощение строптивой – вот наверно такое определение их отношений. Изменение ее кругозора идет медленно и со скрипом. Вслед за этим так же медленно происходит превращение в женщину. За этой информацией довольно интересно наблюдать, хотя, может, стоило бы этот персонаж расширить, ведь все что сказано о ней это та же характеристика и реплики из диалогов. Очень интересен диалог с невысказанными мыслями (молчат – и так понятно). Все остальное приходится додумывать Она проходит путь от безразличия к симпатии и после к любви. И тут возникает вопрос – а был ли мальчик (читай – любовь с ее стороны)? Чисто спортивный секс – да. А почему нет? Старый пень, как говорится (как ни пошло это звучит)! Благодарность человеку, выведшему на новую ступень развития – да. А что за этим? Гадай, как хочешь. А все потому, что не хватает информации. Ее уход в итоге к более молодому Судзяну - уход к первой (а может и не первой, неизвестно) любви – он закономерен. Единственный положительный момент – разговор с матерью («Кисельные берега») да еще, пожалуй, объяснение на полстраницы после церкви («Поцелуй дверного замка»). Кульминация любовной истории – «Спасибо что не до смерти» одна из сильных глав, когда оба понимают близость разрыва, но вместо того, чтобы решать проблемы посредством языка (а зачем он еще нужен?) затыкают друг другу рот поцелуями, - тем же языком, используя его не по назначению. Типичная проблема людей, не умеющих разговаривать друг с другом.
Интересная также возможная параллель с элементами мистики. Молодая ведьма высасывает жизненную силу из праведника, хотя проповедником его можно назвать очень приблизительно и с большой долей иронии.
Третий персонаж достойный внимания – это конечно Марьяна, о ней информации гораздо больше, чем о той же Томе. И хотя информация подается вскользь, Марьяна предстает, наверно, самой цельной натурой. Из всех вышеназванных у нее нет размышлений о Васисуалии Лоханкине и его роли в русской революции. Сосредоточенная на семье, она и есть тот замок в головоломке без которого все разваливается. Именно она создает ту атмосферу спокойствия и уюта, и к которому, как она считает, стремится каждый человек. (Может, за исключением некоторых вольных художников или поэтов). У нее сильный характер, она прямо идет к своей цели. Настоящая матрона, она тянет на себе дом, мужниных детей, самого мужа без царя в голове, она принимает его таким какой он есть, со всеми его закидонами, женщинами и прочим. И если иногда взрывается то опять же на полную катушку (если у нее гон пошел – целый месяц молчать будет, характер держать). Остальное время, выпустив пар, «Марьяна была тишиной». Собственно и куда он денется. Она понимает – ничего боле страшного, чем разрушение выстроенного им мирка, он не выкинет. И поддерживает его во всех ситуациях. Так же спокойно, без лишних слов (эпизод с Ларисой, со смертью первой жены).
Три героя. Три разных характера. На мой взгляд, показаны неплохо – повесть о любви и творчестве получилась.


Рецензии