Случайный попутчик

Татьяна Лестева
       
       Случайный попутчик


       Она уже листала какой-то журнал, лежавший на столике, когда в купе вошёл худощавый мужчина среднего роста и, вежливо поклонившись, сел напротив. До отхода поезда оставалось несколько минут, уже по радио попросили провожающих освободить вагоны. Мужчина молчал, она рассматривала своего визави. Лет сорока пяти, гладко выбрит, с тёмными довольно длинными волосами, в которых кое-где серебрилась седина, но виски были совсем седые, ресницы длинные и прямые. Цвет глаз она так и не определила, кажется, серые. « Интересный мужчина.» - отметила она. И продолжила листать журнал.
       Поезд тронулся, в соседнем купе громко замяукала кошка. Оба встрепенулись.
- Бедная кошка! – сказала она. – Каково это до самой Москвы сидеть в переноске!
 - Вы правы, это для кошачьих большой стресс.
       Тембр голоса ей понравился, мягкий, вкрадчивый баритон с чуть грассирующим «эр». Было в нём что-то такое, она не поняла сразу, то ли чуть мурлыкающе, то ли чуть воркующее.
- А Вы любите кошек? – продолжил мужчина.
- Да, конечно, и собак тоже. А Вы?
- После смерти собаки я так и не смог завести вторую. А вот кот у меня есть, необыкновенный умница.
- Я Вас понимаю, - сочувственно произнесла она. – Когда у нас умер французский бульдог, я не только плакала, но даже написала ему стихотворение « Прощай, любимый Дэн, прощай…»
На её глазах блеснули слёзы, но она быстро справилась с ними, так что спутник их не заметил, и продолжила.
- Но через несколько месяцев мы взяли второго бульдожку, он, конечно, совсем другой.
 Дэшка был своенравный, но мудрый, а меня просто обожал. А этот никого не признаёт, считает себя главой стаи, делает, что хочет, но мы его всё равно любим. Член семьи! И кот у меня есть, уже не первый. Они все разные, и характеры у них разные, и к людям они относятся по-разному. Вот только кошек я не люблю.
- И Вы тоже! – Он усмехнулся.
- Да, у них уж слишком развито чувство собственного достоинства. Ощущают себя просто львицами. Хотя… Вы знаете, я тут недавно в Костромской старине где-то за 1800- или 1810 год прочитала легенду о происхождении кошки. Оказывается, когда Ной погрузил в ковчег всех животных, дьявол изо всех сил старался погубить ковчег, превратился в мышь и прогрыз в днище дыру. Но уж, увидев, как в ковчег хлынула вода, собственным телом заткнул пробоину. Тогда настойчивый дьявол стал грызть дыру в другом углу корабля. Увидел это лев, да ка-а-ак чихнёт! И вычихал кошку. А кошка тут же под лавку и съела дьявола. Так что кошка спасла весь род людской, даже дьявола победила!
       Оба засмеялись.
- А знаете, чем кончается эта легенда? Меня это тогда удивило. Там написано, что у кошки, хотя «рыло и погано, а шерсть чистая», но она может входить в церковь. А вот у собаки наоборот, шкура дьявольская, и ей в церковь вход запрещён. Я тогда подумала, что же это за кошки были в Костромской губернии в то время, где этот летописец увидел страшную кошку? Они все красивые!
       Мужчина согласно кивнул головой.
- И вообще в них есть что-то мистическое. У нас только однажды жила кошка, но я считаю, что она унесла из нашего дома смерть.
       Он вопросительно взглянул на неё.
- У меня заболела мама, сдвинулись камни в печени, пришла врач, меня дома не было, с мамой сидела моя знакомая Нина. А у нас тогда жила маленькая серенькая кошечка с огромными, круглыми, зелёными глазами по имени Манон Леско. Её крошечным котёнком подбросили к нам на лестницу, где она прямо-таки рыдала. Манон по призванию была птицей, постоянно порхала то на шкаф, то на форточку, то висела на ковре под самым потолком. Врач, простившись с мамой, остановилась в прихожей с сиделкой, и разведя руками, сказала ей, что надежды нет, что в таком возрасте операцию делать нельзя. Манон во время разговора сидела в кухне на открытой форточке, разглядывая прохожих и щёлкая зубами на пролетающих воробьишек и ворон. Мы жили на пятом этаже сталинского дома. Врач открыла дверь, порывом ветра захлопнуло форточку, и несчастная Леско упала на зубцы решётки. Если бы Нина сразу заметила, что случилось, может быть, её удалось бы спасти. Но она спохватилась часа через четыре. Я отвезла маму в клинику, её подержали на капельницах, и приступ прошёл. А Манон
приняла на себя смерть, предназначавшуюся для другой.
       Мужчина помолчал немного, как бы собираясь с мыслями.
– У меня кошек никогда не было. Только однажды нам на пару месяцев знакомые оставили молоденькую сиамскую кошку. А коту было года четыре, мужчина в расцвете сил.
       Он оживился.
- Вы знаете, пока она жила у нас, я просто не мог работать. Я целыми днями наблюдал за этой парой.
       Снова в голосе прозвучало воркующие «эр». Ей хотелось спросить, чем же он занимается, где работает, но она не рискнула его перебить.
- Она вошла такая жалкая, испуганная. Но, увидев кота, преобразилась. Шерсть дыбом поднялась на её спине, а тоненькому хвосту теперь могла бы позавидовать и лиса. Я даже не предполагал, что у сиамской кошки может быть столько шерсти! Чтобы подтвердить свою неприступность, она ещё и зарычала! Вышедший из комнаты мой кот оторопело попятился назад и бесславно покинул прихожую. Кошка же продолжала демонстрировать свой грозный вид.
Он чуть помолчал, взглянув в окно, как будто погружаясь в воспоминания.
       - Я развёл их по разным комнатам, опасаясь за глаза и шерсть своего кота. Но кот открыл дверь и, как верный пёс, всю ночь пролежал у двери своей гордой гостьи. Утром она, снова грозно рыкнув на кота, продефилировала в кухню, где сначала съела всё с его тарелки, а потом уже, нехотя, слегка поковырялась в своей и с чувством выполненного долга удалилась в комнату, где в фривольной позе разлеглась отдохнуть на диване.
       Она улыбнулась, ярко представив себе эту сценку. Манера собеседника рассказывать всё больше покоряла её.
       - Мой бедный кот! Чего он только не пережил за эти два месяца! Были и счастливые минуты, но только минуты. Потом она превратилась в такую мегеру! Кот, дотоле лелеемый всеми и чувствовавший себя всеобщим любимцем, просто исстрадался, даже похудел. Но время разлуки, к счастью приближалось. Накануне её отъезда, когда она в очередной раз оттолкнула кота от миски с лакомой едой, у него сдали нервы, он размахнулся и лапой с выпущенными когтями ударил кошку.
       - Ну, это уж слишком! Как это кот может ударить кошечку. Такое только в человеческом обществе возможно, - возмутилась собеседница.
- Было, было, - продолжил мужчина.
 И помолчав, улыбнувшись, добавил.
- Если бы я всё это видел раньше, моя бы жизнь, возможно, сложилась совсем иначе.
- Вы бы не женились? – звонко и весело расхохоталась она.
Он не ответил ей, несколько минут посидел молча и вышел покурить. Шел второй час ночи. Она переоделась, погасила свет и легла спать.
       Утром, когда проводница постучала в дверь, и она проснулась, мужчины в купе не было. Он стоял в коридоре, свежий, подтянутый, гладко выбритый, задумчиво глядя вдаль, молча поклонился ей, взял портфель и ушёл.
       Она посмотрела ему вслед, и лёгкая тень грусти промелькнула на её лице. Какая-то драма разыгрывалась в жизни её случайного попутчика. Что стояло за этой последней фразой о другой жизни, которую так бестактно прервал её смех?.
Но поезд уже остановился у перрона. Она набросила плащ, взяла сумку и о вышла из вагона. Его впереди не было. Шум московского перрона и толпа снующих туда -сюда людей вернули её в мир реального, она быстро зашагала к метро.