Страна для ищущих Бога

Дмитрий Гинкул
       «В России можно существовать, но жить нельзя». Казалось бы, в настоящий момент нашей истории это утверждение бесспорно. Государства нет, нет нации, нет идеи, тотальная американизация, наркотики, порнография и пр. Где будущее? Нет будущего. Впрочем, и прошлого тоже нет. Когда это наша интеллигенция уважала свою Родину, любила Родину? Взоры нашей интеллигенции с момента её зарождения были устремлены на Запад, да и отцом её был Запад. В России всегда было нельзя жить, хотя мы и склонны идеализировать прошлое, но это от слабости. Таким образом, прошлое есть, но только в настоящем. Например, сегодня, обращая взгляд на прошедший век, мы скорбим об утраченной сверхдержаве и восхищаемся ею, мол, весь мир нас боялся. И смехотворно это не столько потому, что люди, развалившие её, приходили к власти под гром наших аплодисментов, (уходили – то, правда, под улюлюканье), а потому что упомянутая сверхдержава и просуществовала-то с 45-го года до Горбачёва, т.е. ничтожнейший срок! Было бы о чём говорить… Но видимо об этом говорить приятней, чем о колоссальном, беспрецедентном числе жертв, принесённых – якобы! – во имя строительства сверхдержавы. Да, тут принято разводить руками и вздыхать, дескать, это ж Россия, тут без крови ничего, ну ничего не построишь. Это очень утешительный довод и, безусловно, национальный.
       
       Можно ли утверждать, что нам вообще свойственно, так или иначе, жить прошлым? По всей видимости, можно. Разумеется, и в иных землях существуют «старые добрые времена», но у нас особенно, у нас всё особенно. В конце 19 века случилась у нас такая неприятность, что наши студентики до того заучились в своих университетах, что вздумали жить будущим, восстали, можно сказать, против матери – природы. Жить прошлым – ретроградно, настоящим - скучно и трудно, а будущим – это очень эффектно, очень возвышенно, и – очень быстро можно стать героем. Нечего сказать, удружили они нам. Да и сами поплатились, так что этот случай можно считать единичным; едва ли возможен рецидив. Таким образом, идеализация прошлого и нелюбовь к настоящему приводит нас к оппозиции. Вот тихое и тёплое пристанище русского интеллигента! И удобно, и благородно, а главное и делать – то ничего не надо. Стой себе «воплощённой укоризной» и довольно для обозначения своей активной гражданской позиции. Как тут не вспомнить Степана Трофимовича, который уставал стоять «и частенько полёживал на боку. Впрочем, выражение укоризны сохранялось и в лежачем положении». Оппозиционер идейно паразитирует, не принося никакой пользы своей стране.
       
       Создать конструктивную, позитивную идею трудно, спору нет, но не невозможно. Как говорится, было бы желание, а будет желание, будет и вера в то, что такая идея возможна. « Русские люди – философы», сказал Митя Карамазов, а он знал, что говорил. Отдаваясь прагматике, интеллигент теряет себя как личность, перестаёт быть русским, перестаёт быть философом. В своей стране он видит одну лишь политику и естественно, впадает в отчаяние, в безысходность… и в оппозицию. Отдаваясь политике, мыслящий русский становится похож на человека, который волоком тащит «Феррари». Ибо политика в нашей стране – явление вторичное, явление из мира теней, химера. И Россия – это вовсе не государство… и скорей всего никогда им не было. Россия – это среда. Сотканная из противоречий, несуразиц, крайностей, из бреда и бессмыслицы; богатая и нищая, духовная и амебная, щедрая и до безобразия жадная, великодушная и чудовищно жестокая, интеллектуальная и глупая, вот уже тысячу лет пребывающая в состоянии первобытного хаоса, это - самая благотворная на планете среда для человека, душа которого хоть немного приоткрыта «для впечатлений бытия», как сказал Венедикт Ерофеев. Идеальная среда для ищущих истину, ищущих Бога. Только такое определение объясняет Россию, как явление. Только таким образом понимая Россию, в ней можно жить. Более того, Россия не нуждается ни в каких переменах, здесь есть всё необходимое для жизни, для настоящей жизни духа и разума.
       
       Будем прагматиками, иногда это полезно. Возьмём в соображение тот факт, что дух и разум никоим образом не могут питаться политикой. Что никогда российское правительство, (любое), не было способно позаботиться о духовной жизни нации, даже если бы и захотело. А у мыслящего русского только один путь – духовная жизнь, если, конечно, он не хочет даром бременить землю, если он хочет быть солью земли.
       
       И тут важна правильная постановка цели. Для добросовестного философа цель может быть только одна – поиск истины. Но, как говорится, что есть истина и где её искать? Можно, конечно, утвердиться на том, что у власти стоят плохие люди и потратить оставшееся время на критику и брюзжание. Что ж, это, бесспорно, истина, тут возразить нечего. Но разве эта истина окончательна? Да её и искать не надо, она лежит на поверхности. Уважающий себя мыслитель не станет тратить время на подобный вздор. Совершенно очевидно, что истина находится в духовном мире, где же ещё? В России нельзя сомневаться в существовании духовного мира, это вредно для здоровья. Стало быть, и путь в духовный мир, а другими словами, путь к Богу, начинается в сердце человека, в его душе. Туда и должно направлять усилия разума, а отнюдь не в мир внешний, где поиск истины уходит в дурную бесконечность; мир внешний должен быть решительно отринут, признан недействительным и ни под каким видом не приниматься в расчёт.
       
       Искание Бога, как истины – это и есть подлинная, живая жизнь. Это то, что можно назвать высшим. Высшее питает душу, а низшее питается душой. Обращение ума к Богу фактически есть прикосновение к Богу, и только это прикосновение даёт подлинное понимание вещей. Да, в сущности, молитва – мать понимания, а понимание – мать душевной гармонии. Искание Бога, как истины – это труднейший, но и драгоценнейший путь непрерывного познавания того, что не имеет предела. Это ли не мечта философа, признавшего, что всё в этом мире имеет свой «потолок»? А учитывая наше российское гражданство, это даже и долг. Как было сказано, Россия это среда, и наше влияние друг на друга может быть взаимно. Если наш разум соединён с духом, то он вполне может взаимодействовать с внешней духовной же средой, и влиять на неё, и положительно влиять. Стоит только попробовать, и жизнь в России предстанет вдруг в совершенно неожиданном свете.
       
       Важно понять одно: в России должно жить и нельзя существовать.