Личность и время жизни Зороастра

Дмитрий Сергеевич Иванов
       Зороастрийская религия получила своё название от имени её основателя – пророка Заратуштры (в греческом варианте – Зороастр). Само значение этого имени до сих пор не выяснено. Существует множество вариантов его толкований: обладающий золотистыми верблюдами, имеющий старых верблюдов, тот, кто ведет верблюдов. В учёных кругах долго господствовало мнение, что Зороастр не был исторической личностью, и его специально выдумали, чтобы противопоставить современным популярным пророкам (Иисус, Магомет, Будда). Но сейчас это пересматривается, так как из текста Гат, он выступает, как вполне реальная личность. Даже само имя Заратуштра было вполне обычным, лишенным какой-либо святости. Весьма сомнительно, чтобы мифической, обожествляемой личности дали бы такое простое имя.
       Из текста Гат видно, что Заратуштра происходил из небогатого рода Спитамы и был сыном Поурушаспы и Дугдовы. Он являлся профессиональным жрецом – зотаром у которого была собственная семья – жена и две дочки.
       Заратуштра – единственный основатель религии, который был одновременно пророком и священнослужителем. Сам себя он называл мантраном, сочинителем мантр. Значит, он был ещё и певцом. В дальнейшем он называет себя ваэдэмна, что значит посвященный. Согласно зороастрийским преданиям, в возрасте 30 лет, Заратуштра получил откровение от Ахура-Мазды, который раскрыл ему суть новой религии и поручил обратить в неё всех людей. Это великое событие описано в одной из Гат (Ясна 43) и кратко в пехлевийском сочинении Задспрам. Там рассказывается, что однажды Зороастр, участвуя в сборище по случаю весеннего праздненства, отправился на рассвете к реке за водой для приготовления хаомы. Он вошёл в реку и посторался взять воду из середины потока. Когда он возвратился на берег, то перед ним возникло видение. На берегу он узрел сияющее существо, которое привело его к Ахура-Мазде, где Зороастр и получил откровение. После этого он начал проповедовать соплеменникам поклонение этому верховному богу, но те отвергли проповеди и начали гонения на пророка. Особым упорством в борьбе с Заратуштрой прославился местный правитель – чародей Дурашрава. Из-за всего этого Зороастр покинул свою родину (молитва-сетование «Куда бежать?»). Его покровителем и последователем стал царь Виштаспа, который способствовал распространению зороастризма в Иране. Если верить пехлевийскому сочинению «Датистан-и-Диник», пророк был убит в возрасте семидесяти семи лет Тур-и-Братарвахшем, одним из врагов, преследовавших его всю жизнь.
       До сих пор точно не известно, в какое время жил Зороастр. Греческий автор Ксанф Мидянин относит его деятельность за шесть тысяч лет до Ксеркса. Мусульманский летописец Аль-Бируни считает, что пророк жил за двести пятьдесят восемь лет до Александра Македонского. Современные учённые тоже сильно расходятся во мнении о времени жизни пророка. Мейер и ряд его последователей считают, что Заратуштра жил на рубеже 11 – 10 веков до Р.Х. А Гертель и Кеннинг думают, что пророк был современником первых Ахменидов. Лингвистический анализ Гат относит его деятельность к 12-10 веку до Р.Х.