Как я по сопромату двойку получала

Ольга Борисова
       История давняя. Еще со студенческих лет. Как я на втором курсе двойку по сопромату получила. А через 10 лет – пятерку по нему же.
       Училась я в политехническом институте. Нормально училась. В основном на 4 и 5. Но проскакивали и тройки. Например, по электротехнике. Я, хотя и технарь, а вот с электричеством не особо дружу до сих пор. Это меня в нашей общественной постирушке в общежитии так шандарахнуло от стиральной машинки током с напряжением 220 вольт (или 350?), что еле оклемалась. Но вот боязнь перед теми электронами, двигающимися по проводам, надолго в памяти осталась.
       Сдаю экзамен по сопромату. У нас его вел дедуля, владеющий гипнозом. В качестве передышки для студентов на лекциях и практических занятиях устраивал 10-15-ти минутные сеансы. Некоторые просто дремали, а были и такие, что поддавались его гипнозу и делали то, что он им приказывал. Правда, дедуля культурный был, без извращений: не заставлял девушек на публику раздеваться. Да, если бы и заставил, то его бы быстро поперли из советского института. За его сеансами я могла наблюдать только через щелочку в приоткрытой двери или из рассказов знала очевидцев. Я хотя и молодая была тогда, особых тайн не имела. Но вот почему-то мне совсем не нравилось позволять, чтобы кто-то там в моих мозгах ковырялся и что-то там по своей воле заставлял меня делать. Как-то, сознательно или бессознательно, сопротивлялась его воздействию что ли. Видимо, ему такое сопротивление мешало. Он сильно нервничал, у него ничего не получалось. А со 2-го занятия меня стал просить выходить из аудитории при проведении своих сеансов. А я что? А ничего, - выходила и гуляла по коридору, в буфет успевала сходить и без очереди подкрепиться, пока остальные едоки по аудиториям сидели.
       Итак, экзамен. Два теоретических вопроса и задачка. Отбарабанила теорию на «5». Задачку, вроде, правильно решила. Там в формулу данные подставлять надо было и построить эпюру изгиба балки. Формулу я помнила наизусть. Построила эпюру. Построила так, как в своем воображении представляла, как та балка должна изгибаться.
       - Нет, не правильно. Теория – это не главное, хотя Вы и хорошо ее рассказали. Я не могу поставить Вам хорошую отметку.
       Я запаниковала. Училась на стипендию. Ее давали, если без троек сдашь сессию. А тут такой прокол. Поставит два. А, если до срока пересдать не успею, то, как я буду без нее жить?
       - Вы успокойтесь, попробуйте сосредоточиться.
       Да какой там, сосредоточиться, если я никак не могу сообразить: почему это моя задачка решена неверно? Давай гипнотизер меня пытаться своим гипнозом успокаивать. А мне еще хуже от его психологической установки. Голова так разболелась, что думала, лопнет, как арбуз переспелый. Глянул в мою зачетку. Его экзамен последним был.
- Не хочу Вам тройку ставить. Давайте, Вы еще подготовитесь и придете ко мне на пересдачу.
       Фактически, два поставил. Пришла на пересдачу через пару дней. Но то же самое повторилось. Так он мне трояк и поставил в зачетку. Ну вот, такой он принципиальный был преподаватель.
       Расстроилась, конечно, поплакала даже. А что делать? Не судьба, знать: придется без стипендии выкручиваться как-то. Но успокоилась и давай разбираться с теми задачками. Нарешала несколько, построила эпюры и давай отличников дергать. Пока кто-то не сообразил и не заметил, что я задачки решаю правильно, а вот эпюры строю зеркально тому, как положено. И потом выясняется, что направление эпюр было кем-то из ученых принято произвольно. Этот самый лектор-гипнотизер в одной из лекций об этом и говорил. А я, оказывается, ту лекцию в свое время прогуляла. Вот такой он случился казус из-за моей маленькой оплошности. Нечего было прогуливать лекции, да еще иметь воображение, отличное от принятых стандартов.))))

       Пролетают десять лет. Сижу с дочкой до года в академическом отпуске (училась в очной аспирантуре) у родителей. Приходит невестка (или как это родство называется?), жена моего младшего брата и начинает почти с порога:
- Ты, Ольга, у нас самая умная, вон, кандидат наук.
- Ну, допустим, не самая умная: Галинка умнее была (моя старшая сестра, закончившая университет, физико-математический факультет). Только она была более ленивой и менее упертой, чем я, поэтому у меня в аттестате больше пятерок было, чем у нее. И не кандидат я наук еще, а только – кандидат в кандидаты. Так что, давай по делу: что надо? Спрашиваю ее с улыбкой.
- Надо знакомой заочнице курсовую сделать по сопромату. Она на базе промышленных и продовольственных товаров работает заместительницей начальницы. Та скоро на пенсию уходит. Власти, которые управляют теми базами сверху, и сказали, чтобы иметь шанс занять место начальницы, надо иметь высшее образование. Вот моя подруга и поступила заочно в институт. Естественно, они и ищут, кто бы им те работы мог делать.
- Да ты что? Я не могу. Во-первых, я двойку по сопромату получала. И рассказываю ей историю, описанную выше.
- Ну и что? Ты же теперь знаешь, почему те эпюры строила неправильно. Вот представишь ту эпюру по-своему, а развернешь и нарисуешь зеркально.
- А во-вторых, десять лет прошло: я уже и теорию и формулы позабыла. Книга или методичка хотя бы у нее есть, чтобы освежить в памяти?
- Да ничего у нее нет. Только задание. Она смотрела в библиотеке. Нет в нашем маленьком поселке, конечно, книг по тому сопромату.
 - Ладно, давай попробую в мозгах поковыряться: авось, дедушка гипнотизер те знания внедрил и они там еще хранятся? А то, что-то давно их не тренировала. Только не гарантирую результат.
       Увлеклась. Самой даже стало интересно: смогу или не смогу вспомнить то, чему нас учили? Сделала задачки и эпюры те пресловутые зеркально моему восприятию нарисовала. Учитывая, что девушка-заочница в сопромате «не в зуб ногой», подробно ей расписала, что, откуда и как: кратенько теорию и рассуждения по ходу решений.
       Уехала студентка на сессию со сделанной мной курсовой работой, состоящей из нескольких тем и задач. А, как вернулась домой, приходит с моей родственницей благодарить. Оказывается, ей еще и пятерку за ту работу поставили. Вместе с благодарностью, в качестве оплаты, приносит мне дефицит: джинсы с лэйбочкой. Не помню уже, какой фирмы. Я стала отказываться. А невестка мне:
- Да что ты стесняешься? Это же нормально: и за умственный труд вознаграждение положено. Вон, головой поработала, - и на задницу одежку себе заработала.))))
       Так у меня появились первые фирменные джинсы в 30 лет, благодаря тому, "нелюбимому" сопромату.
       И все чаще и чаще убеждаюсь на практике в том, что наша память, особенно на генетическом и духовном уровне, не только формулы может хранить….