Радужное небо глава 5

Анатолий Половинкин
ГЛАВА V
МАРИЯ В ХРАМЕ
       Сон принес Марии долгожданное облегчение, что случалось далеко не всегда. Обычно Мария просыпалась в дурном расположении духа. Она проснулась под звон будильника, известившего ее о том, что пора идти в храм.
       Мария всегда ходила ко второй службе. Отчасти это было связано с тем, что она любила подольше поспать, сильно уставая за день на своей работе.
       Проходя мимо зеркала, Мария мельком взглянула на свое отражение. Ей было приятно оттого, что она, в свои годы, все еще сохраняла былую красоту, и выглядела моложе своих лет. И все же ее красота не принесла ей в жизни никакой радости, ничего похожего на счастье, никакого облегчения от душевных страданий.
       Стараясь не потревожить мать, спящую в соседней комнате, Мария тихо выбралась из квартиры. Спускаясь по лестнице с четвертого этажа, она с неприязнью смотрела на исписанные стены подъезда. Среди надписей было много матерных слов, но все больше попадались слова, написанные на английском языке, что свидетельствовало о том, что российское общество все больше и больше американизировалось.
       Придя в храм еще до начала службы, Мария подошла к иконе, изображающей Иисуса Христа. Она всегда молилась возле этой иконы. По непонятной для Марии причине, ее почему-то тянуло именно к ней. Осознавая, что молитвенник из нее никудышный, Мария обращалась к Господу своими словами:
       - Господи, я знаю, что я грешна. Я знаю, что у меня бесчувственное сердце, что я недостойна твоей милости, но все равно, я обращаюсь к тебе, Господи. Не оставь меня! Не дай мне впасть в отчаяние, не дай мне погибнуть в моем депрессивном состоянии. Я одна, Господи. Нет мне никакой поддержки, никто не может меня понять, поддержать добрым словом. Мужа у меня нет, да, наверное, и не будет. Впрочем, в этом я, наверное, сама же и виновата. Не способная я на любовь, да и не верю я в нее! К людям я равнодушна, к страданиям их безразлична. Замкнулась я в себе, не могу найти выхода! Мать моя враждебна ко мне. Не способна она понять меня, и поверить в тебя. Да и сама я воспитывалась в неверии, лишь в тридцать с лишним лет впервые пришла в храм, окрестилась в тридцать пять. А что я сделала за это время? Изменилась ли я делами, поступками своими? Нет, я осталась такой же жестокой и бессердечной, как и была. Всю жизнь я прожила, замкнувшись в себе, и не способна я и сейчас выбраться из этого состояния. Господи, ты все видишь, все знаешь, помоги мне выбраться из этой погибели! Прости меня, грешную!
       Началась служба. Если первое время Мария не могла выдержать и до середины службы, то теперь свободно выстаивала ее всю, и даже оставалась на молебен.
       Церковная атмосфера действовала на Марию двояко. Иногда Мария чувствовала необъяснимую легкость во всем теле. Ей казалось, что еще немного, и она взлетит под купол храма. На душе ей становилось легко и весело. Такое душевное состояние было для нее неестественным, но настолько оно было приятным и хорошим, что Мария не хотела, чтобы это чувство прекращалось. Скорее всего это чувство и было счастьем, тем самым состоянием души, которого не испытывала Мария в повседневной жизни, и в которое вообще не верила. Это было такое чувство, при котором все заботы сегодняшнего и завтрашнего дней отходили на задний план. Все житейские и мирские проблемы и неприятности казались такими несущественными и смешными, что было невероятно, как Мария вообще когда-либо придавала им какое-то значение.
       Все казалось прекрасным, а главное, появлялась полная уверенность в том, что после смерти и начнется настоящая жизнь, что все ее земные беды и потрясения, с лихвой окупятся будущим блаженством.
       Но так было не всегда. В другие разы церковная атмосфера вызывала у нее совсем другие чувства. Порой она чувствовала тяжесть, словно огромный груз придавливает ее к земле. Тогда и пение дьякона казалось ей надрывным, каким-то фальшивым и искусственным, словно дьякон и сам не верил в Бога, а служил в храме лишь потому, что это была его работа. В такие минуты Марии казалось, что и все вокруг было сплошным обманом, что и церковь создана лишь для того, чтобы прихожане отдавали ей свои деньги. Марии казалось, что и сами иконы над ней смеются, и Бог лишь насмехается над ее наивностью, словно бы говоря, что вот, мол, Мария, и ты попалась на мою удочку, скольких я вас, доверчивых, заманил сюда и заставил поклоняться мне. А вы то, глупые, и поверили, что я вас возьму в рай. Да у меня здесь все места забронированы, и в рай, ко мне, попадут лишь те, кто мне нужен. Заповеди же я вам дал лишь для отвода глаз, потому как живи вы по ним, или не живи, ничего для вас не изменится, говорил же я вам, в Ветхом Завете, что вы все лишь рабы, рабами были, и рабами умрете. Потому и страдают, в этой жизни, невинные, оттого, что я люблю видеть страдания слабых и беззащитных. А вы то и верите, наивные.
       В такие минуты Марии становилось стыдно и отвратительно на душе. Она понимала, что мысли эти ей нашептывает дьявол, которому совершенно не нужно того, чтобы Мария посещала храм, и обращалась к Богу, но не могла пересилить себя. Эти мысли настолько сильно сверлили ей голову, что она при всем желании не могла от них отделаться. Мысли гнали ее прочь. Но и уходить из храма ей не хотелось. Прилагая все свои внутренние силы, она, буквально, назло самой себе, выстаивала службу до конца.
       Конечно, в такие моменты Мария не испытывала никакого облегчения от посещения храма. Наоборот, негативные мысли так и гнездились у нее в голове. А не ошиблась ли она, в самом деле? Не затянула ли ее церковь, так же, как и затягивают обычные секты, в свои сети? Может быть, действительно, никакого Бога и нет, а все это лишь обман церковнослужителей, которым нужно лишь выманить у доверчивых прихожан их деньги. Тем более что отрицательных примеров было множество. Сколько раз пропагандировались случаи, когда казнокрады и просто бандиты жертвовали на храмы большие суммы денег, как после этого священнослужители благодарили их публично, с экранов телевизоров, буквально заискивая перед ними, обещая вымолить все их грехи, да еще, зачастую, награждали таких жертвователей орденами. Такие примеры, действительно, имели место в жизни и, отнюдь, не располагали к доверию к церкви. И все это, ни в малой степени, не способствовало укреплению Марии в вере.
       Но и вновь стать атеисткой Мария уже не могла. Не для того она приняла крещение, чтобы вновь умереть для Бога. Как бы сильны не были для нее искушения, как бы не была тяжела жизнь, как бы низко Мария ни падала, она всегда чувствовала, что где-то, в глубине нее, все еще сохраняется вера.
       И, как ни странно, но поведение собственных родителей, убеждало ее в существовании Бога, чем все остальное. Не мог советский режим, все семьдесят лет своего существования, бороться с пустым местом. Именно это и убеждало Марию в том, что она встала на верный путь, поверив в Бога. Верила ли она в то, что Бог справедлив, это уже было другим вопросом. Но сам факт в существовании Бога, являлся теперь для Марии неоспоримым.
       Но, если Бог был несправедливым и жестоким тираном, а революционеры боролись с ним исключительно потому, что хотели освобождения от его тирании, и желали всеобщего блага людям, как они сами это утверждали, то революционеры не стали бы отрицать само его существование. Наоборот, они приложили бы все усилия для того, чтобы сделать Бога максимально реалистичным, показав его в самом неблаговидном свете. Это необходимо для того, чтобы держать людей в постоянной готовности, не дать вновь поймать себя в сети Бога. Нет, такого не было и в помине, все усилия прикладывались лишь для того, чтобы убить в людях веру в само существование Бога. Если Бог является врагом для человечества, то разве можно быть готовым к борьбе с врагом, не веря в его существование.
       Нет, что-то было здесь не то, во всей политике советской власти. Но что было не так, и почему, Мария не могла понять. Хотя именно такие мысли и удерживали Марию от того, чтобы снова не впасть в безбожье.