История одного подвига

Ингвар Доменейо
Взгляд Зевса остановился на фигуре, облокотившейся на перила беседки.

– Ага, Прометей! Ты-то мне и нужен! – В голосе верховного бога сквозили ярость и ехидство.

– Ой, Зевс, можно не сейчас, а? – жалобно попросил титан, держась руками за болевшую голову.

– Отчего же не сейчас? Как раз сейчас самое время!

Титан угрюмо смолчал.

– Прометей, ну сколько же можно, а? теперь жалобно звучал голос Зевса. – Как же я устал… Я могу понять, что впервые участвовать в пирах смертных – это забавно. Но не каждый же божий день! (а как известно, день у богов равен земному году) И что ты учудил на этот раз?!

Прометей стал ещё угрюмее.

– Сколько раз я объяснял, – все дальше распалялся бог, – Геракла ты все равно не перепьёшь. Это получается лишь у Вакха и Посейдона, и то – лишь в силу специфики работы.

– У меня почти получилось…

– Получилось у него, ха! А кто по пьяни рассказал людям секрет получения огня?

– Ты же все равно собирался…

– Собирался. Но ждал, пока это станет безопасно. А твои пьяные дружки утром спалили две деревни. Они попросту ЗА-БЫ-ЛИ погасить очаг. А в итоге мрамор на храме Афины покрылся копотью. Но за это моя дочурка тебе ещё выскажет. А ещё тебе многое скажут Деметра с Артемидой. Многое и, боюсь, неприятное.

Зевс кивнул в сторону подножия Олимпа, где догорал первый в мире и оттого особо грандиозный лесной пожар.

Прометей схватился за голову и застонал.

– Зевс, я больше не буду пить с людьми. К Церберу, я больше вообще пить не буду.
Бог закатил глаза.

– Я от тебя это слышу… дай подсчитать… уже третий век.

– Нет, правда… Я осознал.

– Угу, угу. Сознаю свою вину, меру, степень… ну и так далее. О, слова кому-нибудь из аэдов дам. Вот подберу подостойнее и скажу. Но, вернемся к нашим титанам. Да, Афина, Деметра и Артемида на тебя злы. Но это ничто по сравнению с тем, как разозлится сам-знаешь-кто, когда узнает…

– О нет! – титан снова схватился за голову, –Ты ведь не расскажешь Асклепию!

– О чем мне не расскажет повелитель молний? –раздался юношеский задорный голос.

– О некотором нарушении режима одного из любимых твоих пациентов, – ядовито, чеканя каждое слово, сказал владыка богов.

– Прометей, ты опять? – в один миг рассвирепел бог-врачеватель. Последующую его речь на четверть часа я с вашего позволения опущу, ибо она содержит лишь малоинформативную отборную… игру слов, не подлежащую переводу с древнегреческого.

– Сколько ты его уже лечишь от цирроза? – поинтересовался Зевс.

– Последние века полтора.

– И как лечение?

– Да какое тут лечение! – огрызнулся Асклепий. – Он же пьет постоянно. Герой-вакханал, Аид его побери. Кстати, до этого недолго осталось.

– До чего? – недоуменно переспросил Прометей.

– До твоего путешествия к Аиду. На постоянное место жительства.

– Всё так серьёзно? – уточнил Зевс.

– Стану я шутить. Либо печень доканает, либо Афина ему чего-нибудь оторвёт. Жизненно важное. Она сегодня весь день по Олимпу шныряет и его ищет.

Прометей издал очередной стон.

– В общем, так, – хлопнул ладонью по перилам Зевс, – я решил. Прометей, за свой проступок… Кстати, кроме огня ты смертным больше ничего не дарил?

Прометей что-то пробубнил.

– Ну, ремесла – ладно. Кто такие гетеры и чиновники, расскажешь после. Косметика? Это что? Для красоты? Это по линии Афродиты, пусть она и разбирается. Всё? Точно всё?

Титан кивнул. Обреченно так кивнул.

– Итак, за внесение несвоевременного прогресса, а также в целях улучшения лечения хронических заболеваний я, Зевс, владыка богов и прочая, и прочая, приговариваю тебя, Прометей к такому наказанию. Гефест прикует тебя к одной из гор Тавриды. Да, прикует, иначе я опять обнаружу тебя среди людей в доску пьяным. К тебе будет прилетать мой личный орел, печень чистить. Как чистить? Выклёвывать по кусочку в день. Минут десять поболит, потом отрегенерируешь. Согласен с моим лечением, Асклепий?

– Ты достойный отец богини мудрости, Владыка! – улыбка Асклепия была лучезарной.

– Как ты думаешь, сколько времени займёт моё лечение?

- Лет пятьдесят или около того.

- Тогда тебе нужно будет ухаживать за ним, кормить там…

– Не самая большая проблема.

– Вот и славно. Желаешь что-то сказать напоследок, Прометей?

– Это жестоко, Владыка. Пятьдесят лет…

– Зато тебе не придётся мучиться от мести трёх богинь. Или четырёх – Киприда ещё не знает про косметику.

Забегая вперёд, скажу, что Зевс был прав. Богиня красоты, узнав про идею косметики, хотела наложить на Прометея парочку неприятных для всех мужчин проклятий; только описание тех мук, которым уже подвержен титан, несколько смягчило гнев богини.

***

Геракл ударил кубком по столу.

– А где мой друг Прометей? Его уже неделю не видно!

Тезей пьяно хихикнул.

– Это, наверно, ик, он с того раза, ик, того… отойти не может. Ну, когда он пытался тебя на спор перепить.

– Думаешь, ему ещё плохо?

– А кто их знает, титанов…

– А разве вы не слышали? – вмешался трактирщик. – Зевс Прометея наказал. Вроде бы за то, что тот нарушил запрет и принёс людям секрет получения огня. Теперь его приковали к горам в Тавриде, и каждый день орёл клюет его в печень, а за ночь печень отрастает вновь. Муки его безграничны.

– Фигасе, – проревел герой, – папаша вообще со смоквы рухнул. За мелкую шалость так надругаться над чело… титаном! Не, не дело это! Его ж освободить надо! Тезей, ты со мной?

– А то!

– Подождите, подождите, – залепетал трактирщик, – а как же Зевс?

– А папаше я ещё сам пару слов скажу, он таких и не знает. Меня Вакх научил!

И два героя, слегка пошатываясь, отправились совершать очередной незабываемый в глазах благодарных людей подвиг.