Царю зверей

Александр Блынский
В жизни так уж получается, что информация приходит с разных сторон, наваливается то отсюда, то оттуда. А вот потом начинается самое интересное и непредсказуемое. А может процесс осмысления и сбора информации фильтруется нами и выхватывается из месива всякой информации осознанно. Недавно по аське получил просьбу помочь ребенку, которому нужна была 4 группа крови. Почему-то хочется помочь ребенку, правда? По аналогии в памяти всплыл и фильм Люка Бессона «Ямакаси». Там для того, чтобы спасти ребенка и сделать ему пересадку сердца, группа молодых людей пошла на преступление, причем сюжет поставлен так, что они оказались хорошими, и деньги отнимают у плохих (плохие как раз вовремя появились по сценарию). В общем, как оно обычно и бывает, в результате наслоения информации на одну тему, мозг начинает анализировать полученную информацию и требовать, чтобы его выслушали. Есть такое высказывание: "ни одно доброе дело не стоит ни одной слезинки ребенка". Но, к сожалению, в мире так не бывает, чтобы всем было хорошо: обязательно кто-то будет не доволен, поэтому, если исходить из этого принципа, лучше вообще ни за что не браться. Скорее всего, дело тут не в одной слезинке, а в достижении минимального количества слезинок.

А недавно меня шокировал факт, что у человека самый близкий родственник по ДНК, на 98%, это карликовый шимпанзе, или бонобо, которое живет в Африке. Абсолютно безобидное существо и настолько нам близкое, что его кровь можно переливать человеку без обработки, а, например, из крови обыкновенного шимпанзе нужно удалить перед такой же процедурой антитела. Высказывание: «мы с тобою одной крови» тут верно на все 100%. Встречал статьи, что бонобо научили языку глухонемых, и они на нём общаются с человеком и между собою. Так вот этих обезьян местные жители едят, объясняя это тем, что у них там голодно. Мне показалось это равносильным не просто каннибализму, что бывает во время голода. Это ещё можно объяснить с точки зрения здравого смысла – поедание умерших для того, чтобы жили другие. Хотя и сложно принять. Мне показалось это равноценным убийству ребенка с дальнейшим поеданием жертвы. На лиц, совершивших такое по отношению к себе подобным, у нас смотрят как на маньяков. Где грань между понятием поросятинки, цыплятинки и человеченки? Ведь мы предпочитаем мясо понежнее – детей животных. На сколько давно наши предки должны были разойтись разными дорогами эволюции, чтобы потом оказаться на нашем столе? На 98% схожи с нами, или только на 50%? В последнем случае в 2-х каплях их крови столько же ДНК, сколько и в капле нашей крови. Сколько криков сейчас по поводу генно модифицированных продуктов. Неужели ещё не поняли, что это путь к спасению чьих то жизней. А будет ещё больше, когда появится искусственное мясо. Кто-то скажет что они ничего не чувствуют и не понимают?

Года 3 назад, я стал свидетелем следующего. Возле труб отопления на улице жили несколько собак, тех самых, которых часто можно встретить в городах. Есть люди, которые считают, что их слишком много и их надо истреблять, или стерилизовать, в зависимости от "гуманности" этой группы, предпочтения разделяются. Другие полагают, что их надо пожалеть и носят им еду. В этой собачьей семье было около 4 собак. Им повезло, я видел людей, которые носили им еду и не жалели для них иногда добрых слов. А что ещё нужно для счастья собаке. Ведь доброе слово и кошке приятно, а собаки там более. Довольные они резвились на газоне. Проходя мимо них, я завидовал их беззаботной жизни, как мало им нужно для счастья. Они не скулят, что им негде жить, что им мало еды, денег, им не нужно днями торчать на работе... Им нужны лишь пища и доброе отношение. Однажды, идя на работу, я услышал собачий плачь, именно плачь, его нельзя ни с лаем, ни с рычанием спутать. Так собаки плачут, если их поранили. Я подумал, что эту собачку сбили машиной, но всё оказалось гораздо сложнее. Подойдя поближе, я увидел у обочины сбитую насмерть собаку, рядом с ней стояла другая и плакала, звала её. Ей было больно, хотя она была невредима.
 Мы привыкли ставить опыты на животных. Этот случайно увиденный случай был для меня самым важным доказательством того, что не только мы можем переживать за других. Может они и не такие умные, как мы, зато в плане сострадания и преданности, привязанности, а может и любви, мы можем им позавидовать. Я думаю, что человек давно заметил это у собак и позавидовал им. Захотел почувствовать себя частью их мира, почувствовать искреннюю любовь. Как говорил Бисмарк, "чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак". Похоже, не он один и не только собак, иначе люди не держали бы домашних животных, ведь с прагматической точки зрения их надо кормить, ухаживать за ними, одни хлопоты казалось бы... Но даже такое умное существо, которое из всего привыкло извлекать для себя пользу, из века в век заводит тех, кто умеет любить и не умеет притворяться. Разум, которым мы так кичимся и гордимся, научился имитировать чувства настолько достоверно, что их не отличить от настоящих и, похоже, мы не доверяем себе подобным, маскам улыбок и доброжелательности, стремимся к искренности у тех, кто не умеет обманывать. Даже признавая, что большинство людей ведут себя вполне достойно, человек доверяет больше тем, кто не может надеть маску, чем тем, кто с самой маленькой вероятностью в состоянии так поступить в принципе. С разумом мы обрели и кучу минусов. Говорят, нет худа без добра, так и нет добра без худа. Добро и зло это 2 стороны одной медали. В любом открытии есть и + и -.


Чувства животных, с которыми мы общаемся, по отношению к нам стали такими же, как и у них между собою. Это они делают нас добрее и чище, а не мы их. Это они принимают нас в свой мир. Те же собаки переносят на нас свою искренность. Этому много доказательств. Истории, когда со смертью хозяев заканчивалась жизнь их питомцев, знают все. Научимся ли мы уважать мир животных? Давно в Индии возникло учение о том, что нельзя причинять вред ни одному живому существу, кришнаизм. Может это и крайность, но всё-таки золотая середина какая-то должна быть.


Может это и цинично звучит по отношению к своему виду, но для природы жизнь одного из нескольких миллиардов человек, того же ребёнка, рождённого больным и обречённого на смерть в условиях естественного отбора ничем не ценнее жизни одного полного сил из исчезающих по нашей вине видов. Мы всему привыкли находить разумное объяснение и использовать в своих интересах всю природу. В этом процессе продвинулись настолько, что по функциям стали паразитами земли. Наши знания позволяют самому слабому из нас быть сильнее самого сильного в природе. Мы распространяем и заставляем придерживаться правил морали даже на войне по отношению к женщинам, детям, старикам и ожидаем, что и другие по отношению к нам будут придерживаться тех же норм, а себе по отношению к «низшим» видам допускаем всё. Где гарантия, что посмотрев со стороны на наше поведение, представители других миров не решат, что они выше нас, что наш язык и культура примитивны и единственное место для нас, это у них на столе.… Эта мысль звучала уже давно.
 Принципы морали и добра должны быть едины независимо от народов земли, к этому мы вроде приходим, а братья наши меньшие всё ещё остаются всего лишь едой. Есть ли выход?