Шахматная стратегия в психологии делового общения

Наталья Гребенко
Хочешь быть умным, научись разумно
спрашивать, внимательно слушать,
спокойно отвечать и переставать
говорить, когда нечего больше сказать.

И. Лафатер
 

       ВВЕДЕНИЕ
       
       
       Мудрость и логика шахматной партии — быстрый, в основном давно отработанный и проверенный дебют *1, позволяющий расположить свои силы в наиболее выгодном порядке и вместе с тем увидеть мастерство соперника; предельно внимательный и последовательный миттельшпиль *2, где любая ошибка может стать роковой; яркий эндшпиль *3, предназначенный для логического завершения всей партии.
       
       Не правда ли, очень похоже на этапы делового общения, которое само по себе – особая грань взаимоотношений между людьми. Отдельный мир, где каждый – король своей шахматной партии, где невозможно достичь результата без рассудительности и творческого мышления.
       
       Яркая и обоснованная презентация, позволяющая представить свою сторону в наиболее выгодном свете и попытаться предположить, настрой твоего собеседника. Обсуждение и переговоры, как очень внимательный и последовательный процесс, не позволяющий, даже при всей внешней естественности и расслабленности допустить ошибку, ведь просчитавшись единожды, передав "преимущество" сопернику, можно уже не успеть реабилитировать ситуацию. В таком случае, бесспорно, можно попробовать сделать "ход конём", но даже если деловое общение и предполагает определённую долю риска, я бы предпочла им не злоупотреблять, а попытка принести "жертву" *4, может быть просто проигнорирована. И, наконец, подписание контракта – момент, который можно назвать победным только в том случае, если все пункты соглашения устраивают обе стороны, в такой партии нет проигравших. Но, конечно, бывают и случаи "мата" *5, когда одна из сторон поставлена в безвыходную ситуацию и просто не может не принять навязанные ей обязательства, или "пата" *6 , когда переговоры так ничем, и не оканчиваются.
       
       Но как найти именно ту, золотую середину, которая сможет привести к успеху? Что может определить поведение человека в ситуации делового общения, отношение к окружающим, к самому себе или отношение к делу?
       Моя гипотеза в том, что невозможно основываться на одном из этих факторов, совершенно отрицая другие.
       
       Об этом мне хотелось бы поразмышлять в данной работе.
       
       
       
       
       ШАХМАТНАЯ СТРАТЕГИЯ *7
       
       
       
       Умный сможет выйти из самой сложной
       ситуации, а мудрый просто в неё не попадёт.
       
       Народная мудрость
       
       
       
       
       
       Определяя ход будущих переговоров, общаясь с коллегами по работе, разрабатывая бизнес план, выбирая определенную линию развития продукта, словом, вращаясь в мире делового общения, каждый живет по определенным правилам и законам, диктуемым этим миром. Но ведь всегда есть возможность выбора собственных предпочтений и определения личных мотиваций.
       
       На первое место я бы поставила "отношение к самому себе", но это не всеобъемлющее эгоистичное "я", здесь я имею в виду скорее мудрость "относись к другому так, как бы тебе хотелось, чтобы относились к тебе". Ведь партнер с заниженной самооценкой, слабый и неуверенный в принятии решений, необязательный и безответственный совершенно не внушает доверие. А ведь это, на мой взгляд, в большинстве своём зависит от того, как человек сам себя ощущает, насколько он себя воспринимает как личность, насколько уверен в себе и в своих силах, насколько умеет перебороть пассивность и слабость страха.
       
       Ведь одного таланта, увы, далеко не достаточно чтобы суметь реализовать себя в этом мире. Сколько талантливых людей просто незаметно уходят, только постояв на пороге успеха, так и не решившись постучать в парадную.
       
       Уважение к себе, трудолюбие, вера и стремление к цели – бесспорный залог успеха. Не секрет, что каждый человек талантлив. Нет ни одного совершенно ничем не одарённого, обделенного Богом человека. Есть люди, не реализовавшие себя, растратившиеся на пустяки, конъюнктурщики, пытающиеся сорвать куш там, где его легко достать. Есть и те, кто заранее знает, что самый сладкий и самый красивый плод растёт на самой макушке. "О, слишком высоко",— готовы вздыхать они, платонически наслаждаясь мечтой, даже не попробовав её достигнуть. Что ж, жизнь идёт и то ли этот плод достанется кому-то другому, то ли просто сгниёт под проливным дождём слёз пессимиста.
       
       Именно поэтому я считаю, что отношение к себе во многом определяет, отношение к делу и к другим людям.
       Человек, уважающий себя, воспитанный по понятиям морали и чести не пойдёт на подлость, не станет обманывать окружающих и, тем самым, в первую очередь самого себя, не станет импульсивно, не взвешено противиться любому "но", "нет" или "против". Человек, имеющий чувство собственного достоинства, будет стараться выполнять обязательства, потому что его слово – это слово чести. Но и не пойдёт на поводу у мошенников, потому что просчитывает композицию на несколько ходов вперёд, предполагая разные варианты ответа собеседника.
       Видеть глобально и не упускать детали – качество, необходимое любому деловому человеку, который желает быть открытым для общения и в то же время отличать черное и белое.
       
       Любой диалог, даже самый неформальный можно представить как некий набор тактических приёмов. К примеру, поднять человеку настроение можно смешной историей или милым комплементом, затянувшуюся паузу можно заполнить прочитав стихотворение по теме разговора, обидную ссору загладить просто попросив прощение. Но так ли всё "просто" на самом деле?
       
       Репрезентативная система, сенсорный опыт, динамическая структура личности, перцепция и многое другое не могут быть идентичными, запрограммированными для каждого индивидуума, словно программа, для которой достаточно установки на компьютер и обновления, в качестве предела мечтаний, да и то по желанию пользователя.
       
       В ситуации делового общения этот факт становится ещё более очевиден. Человек не может достичь больших высот без взаимодействия с окружающим миром, не чувствуя общество, в котором находится, не видя путей взаимодействия с ним, и не пытаясь выслушать все "за" и "против".
       Желая одержать победу, было бы наивно ходить постоянно одним ферзём. Эта ситуация может спровоцировать либо вечный шах *8, когда соперник не имеет возможности, или просто не умеет сопротивляться и будет убегать, уклоняясь от нападения, или того и гляди умелая контратака оппонента не только перехватит инициативу, но и лишит тебя такого сильного аргумента, как этот самый ферзь. Поэтому вся шахматная тактика *9 направлена на слаженное и отточенное взаимодействие фигур, равно как партнёров, собеседников.
       
       И если в шахматах король, способный устроить грандиозный фейерверк *10 ради объявления победоносного "Шах и мат!", будет более чем оправдан, то вряд ли это сделает честь руководителю, ущемляющему права своей фирмы, не взирающему на мнения сотрудников, руководствуясь только субъективным мнением и жаждой результата. К тому же не стоит забывать, что умелый руководитель, выслушав советы коллег всегда может принять более верное и более выгодное для фирмы решение, и выйти победителем даже в самой сложной ситуации. Равно как и проходная пешка *11, может стать ферзём, решив исход партии.
       
       Таким образом, из "отношения к себе" вытекает и "отношение к окружающим". Умение слышать то, о чем тебе говорят, видеть то, что тебе показывают и принимать мнение других как нечто само собой разумеющееся, и, в случае несогласия, мудрость достичь консенсуса.
       
       А если "окружающие" – это твои коллеги, партнёры по бизнесу или конкуренты, значит отношение к ним – это неотъемлемая часть делового процесса, приравниваемая к отношению к делу. Ведь дело, как я его понимаю, это не есть нечто абстрактное, неопределённое. Это конкретная идея, реализуемая благодаря конкретным взаимодействиям, конкретных людей, партнёров. Идея, которая имеет определённую мотивацию, план развития и ставит перед собой цели, в качестве результата.
       
       
       
       
       
       ЗАКЛЮЧЕНИЕ
       
       
       
       
       Самый лучший человек тот, который живет
       преимущественно своими мыслями и чужими
       чувствами, самый худший – который живет
       чужими мыслями и своими чувствами. Из
       различных сочетаний этих четырёх основ,
       мотивов деятельности – все различие людей,
       вся сложная музыка характеров.
       
       Л.Н. Толстой
       
       
       
       
       
       Таким образом, хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что, на мой взгляд, в ситуации делового общения существует тесная взаимосвязь между всеми приведёнными факторами, а именно отношением к себе, отношением к другим людям, отношением к делу. И даже если можно предположить среди них некое своеобразное преобладание одного принципа над другим, то даже оно не будет указывать на их внутреннюю иерархию, так как её не существует.
       
       Успех делового общения гораздо в большей мере зависит от синтеза этих понятий и от их позиции *12 относительно друг друга. И только в том случае, если партнёрам удастся сохранить этот тонкий баланс взаимоотношений, уважая друг друга как личность, принимая как профессионала, не пытаясь манипулировать, форсировать *13 ситуацию, загонять реципиента в цейтнот *14, видеть, что обратная связь не только желаема, но и действительна, можно принимать лавры общей, деловой победы. Но если хоть одно из звеньев будет утеряно, все что ждёт – сплошной цугцванг *15, а это не может устроить достойных и профессиональных партнёров.
       
       И в заключение хотелось бы отметить, что, не смотря на всю схожесть психологии делового общения и шахматной стратегии, есть и одно, но довольно значительное различие. Сколь бы не было разгромно и нелепо поражение, шахматную партию всегда можно начать заново, предложив реванш оппоненту, увы, но предложить реванш жизни порой очень непросто.
       
       
       © Natalya Hrebionka 2008
       
       
 

 
       1 дебют – (фр. d;but — начало) — начальная стадия шахматной борьбы (около 15—20 ходов), характеризуется мобилизацией сил играющих.
       2 миттельшпиль (от нем. Mittelspiel — середина игры) — следующая за дебютом стадия шахматной партии, в которой, как правило, развиваются основные события в шахматной борьбе — атака и защита, позиционное маневрирование, комбинации и жертвы. Характеризуется большим количеством фигур и разнообразием планов игры.
       3 эндшпиль (от нем. Endspiel — «финальная игра») — заключительная часть шахматной партии. Характеризуется, как правило, небольшим количеством фигур и увеличением роли короля и пешек
       4 жертва — неэквивалентный размен, отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур)для получения решающего (или позиционного) преимущества, для объявления мата или сведения игры вничью.
       5 мат — в шахматах ситуация, когда король находится под шахом и нет возможности этого шаха избежать.
       6 пат — позиция, в которой какой-либо стороне не объявлен шах, но она не имеет ходов.
       7 Стратегия шахматная — долговременный план, на реализацию которого направлены конкретные ходы и операции. Общая линия стратегии определяется прежде всего требованиями позиции и включает в себя оценку позиции, определение конечной цели (борьба за победу или за ничью), методов достижения последней (обострение игры, блеф, переход в эндшпиль и т.п.).
       8 шах — позиция, в которой король атакован вражеской фигурой или пешкой.
       9 Тактика шахматная —система приёмов (прежде всего с использованием комбинаций), позволяющих достичь преимущества или свести партию к ничьей. К приёмам шахматной тактики относят разнообразные типичные средства («отвлечение», «завлечение», «уничтожение защиты» и пр.).
       10 Фейерверк — каскад жертв при осуществлении комбинации
       11 Проходная пешка — пешка, перед которой нет пешек противника (в том числе на смежных вертикалях) и которая может двигаться к полю превращения.
       12 Позиция — положение, случившееся в практической партии или представляющее задание в шахматной композиции. Умение адекватно оценивать позицию представляет собой одну из необходимых составляющих шахматного мастерства.
       13 Форсирование — осуществление серии ходов, на которые противник вынужден отвечать только определённым образом (например, при разменах, при объявлении шахов и т. п.). Форсированные варианты облегчают предварительный расчет.
       14 Цейтнот — нехватка времени на обдумывание хода.
       15 Цугцванг — положение, при котором у одной из сторон или у обеих сразу (взаимный цугцванг) нет полезных ходов, так что любой ход игрока ведет к ухудшению его собственной позиции.