Мальчик, который рисовал кошек. Японская сказка

Костя Чёрный
-Мы не сможем прокормить этой зимой ещё одного ребёнка, О–юми! Понимаешь ты это?
Тосей не в силах больше сдерживать себя отбросил в сторону палочки для еды.
-Не нужно так нервничать, Тосахиро совсем мал- самый младший в семье и самый умный. Он не съест больше других. Ты ведь знаешь это не хуже меня Тосей!
Покорно склонив голову, горячо возражала О-юми.
-Именно! Самый маленький и самый умный! Старшие могут помогать тебе по дому и мне в поле. А от Тосахиро нет никакой помощи, он слишком мал для этого! А от его ума нет никакого проку! Мы крестьяне О-юми! Крестьяне! И этой зимой нам придётся особенно туго! Этот год выдался неурожайным О-юми! Я не могу кормить Тосахиро ,зная что он не может работать. Не работать могут позволить себе самураи и священники! А мы крестьяне! Так вот раз Тосахиро слишком умён для крестьянина, то пусть будет священником! Я всё решил О-юми и больше возвращаться к разговору не намерен.
О-юми ещё ниже поклонилась Тосею и принялась убирать со стола.
       На утро, последовавшее за этим разговором ,Тосей и Тосахиро стояли перед старым настоятелем горного храма:
-Охаё годзаимас о генки деска, Миамато о-сенсей!
Здороваясь, низко поклонился настоятелю Тосей.
-Генки дес, уважаемый. Что привело вас в скромную обитель в столь ранний час? Разве у крестьян сейчас мало забот на пороге зимы?
Отвечал с поклоном старик настоятель горного храма.
Тосей снова поклонился и, не разгибаясь, проговорил:
-Я пришёл просить, за своего младшего сына о-сенсей!
-Чем же скромный монах может помочь твоему мальчику?
Улыбнувшись, спросил Миамато.
-Я осмелюсь просить вас взять Тосахиро послушником в храм! Мальчик очень умён и не рождён крестьянином, о-сенсей!
-Всякому по рождению его дорога, и свой путь…
Ответил настоятель, вновь улыбнувшись, и спросил, обращаясь уже к мальчику:
-Как тебя зовут малыш?
-Ватаси ва Тосахиро дэс, о-сенсей!
Ответил мальчик поклонившись.
-Очень хорошо Тосахиро.
Вновь улыбнулся настоятель.
-А скажи-ка мне, малыш ,что трудней всего на свете?
-Трудней всего искать чёрную кошку в тёмной комнате о-сенсей!
Не медлил с ответом мальчик, вновь поклонившись, и немного подумав, добавил:
-Особенно трудно это делать, если её там нет.
Настоятель удивлённо вскинул брови:
-Скажи пожалуйста… А что же тогда легче всего на свете Тосахиро?
-Легче всего искать чёрную кошку в тёмной комнате зная, что её там нет, о-сенсей.
Так же, не задумываясь, с поклоном отвечал Тосахиро.
Настоятель рассмеялся, погладил мальчика по опущенной голове и обратившись к Тосею сказал:
-Я беру мальчика послушником, уважаемый. Пожалуй, из него выйдет толк.
-До мо аригато Миамато о-сенсей!
Так же низко кланяясь поблагодарил Тосей настоятеля, и присев на корточки обнял сына крепко прижав его к груди .Затем Тосей выпрямился рывком и в последний раз поклонившись настоятелю, отвернулся пряча от сына глаза полные слёз споро зашагал горной тропой вниз в деревню…
       В монастыре Тосахиро провёл три месяца своей жизни и на пороге четвёртого месяца настоятель обратился к мальчику со следующей речью:
-Тосахиро! Я не могу дольше держать тебя в монастыре. И дело даже не в испорченных манускриптах, дело даже не в том, что наш храм посвящён совсем не этим чудесным зверькам, которых ты везде рисуешь, дело совсем в другом мой мальчик!
Тосахиро молча слушал старика настоятеля, слушал и не перебивал. Он хорошо понимал, что все эти три месяца делал совсем не то, чего от него ожидал настоятель, но поделать с этим ничего не мог. Тосахиро очень любил рисовать кошек. И с удовольствием рисовал их везде, где только мог. От этой странной привязанности страдало всё: стены монастыря, древние манускрипты, пол и даже миска для риса- всё было расписано кошками. Тосахиро очень любил рисовать кошек.
-Дело в том малыш, что из тебя никогда не выйдет хороший священник. Сколько бы ты не читал сутры. Ты рождён для другого Тосахиро. Я думаю, ты станешь великим художником. А вот монахом тебе не стать никогда. Ты должен оставить храм Тосахиро. У тебя другой путь малыш! Возвращайся домой. И запомни хорошенько: избегай большого по ночам, довольствуйся соразмерным! Сайонара малыш!
-До мо аригато Миамато о-сенсей! Сайонара!
Поблагодарив настоятеля, попрощался мальчик, в последний раз поклонился, и зашагал горной тропой по дороге к дому. Но до деревни мальчик так и не дошёл.
- И что мне делать дома?
Размышлял Тосахиро, жуя на привале сушёную рыбу.
-Отец не обрадуется моему возвращению- слишком много надежд он возлагал на моё обучение. Да и какой смысл возвращаться туда, где тебя не ждут?
 Избегай большого по ночам и довольствуйся соразмерным, этому мальчик научился еще, когда жил в деревне, и к чему сказал это на прощание настоятель Тосахиро не понимал.
Покончив с рыбой, и хлебнув воды из ручья, Тосахиро отправился в соседний храм, решив попытать счастья там, твёрдо решив, домой не возвращаться.
Ближе к полудню мальчик достиг другого горного храма и, подивившись неприбранности царящей в нём Тосахиро уверовал в то, что его обязательно возьмут в этот храм послушником.
-Надо же кому- то наводить здесь порядок, вон какую грязищу развели.
Думал Тосахиро . И тут взгляд его упал на фусума , изумительные фусума оклеенные чистейшей белой рисовой бумагой. Белой бумагой без единого рисунка.
-Какая красота!
 Подумал мальчик, и рука его потянулась в сумку за тушечницей и кистью.
       Тосахиро не знал, да и не мог знать, что храм, в котором он хотел остаться, давным давно заброшен. И заброшен оттого, что его облюбовал демон. И сколько бы не пытались изгнать демона монахи ,да самураи всех мастей- всё было тщетно. Демон разогнал монахов, поубивал самураев ,и наводил ужас на местных жителей в окрестностях храма являясь по ночам в час быка и чувствуя себя абсолютно безнаказанным. В горном храме царил демон, и Тосахиро об этом ничего не знал.
Лишь увидав белые фусума мальчик позабыл о цели своего визита в горный храм, тщательно растёр тушь и достав кисть принялся за всё любимое занятие. Мальчик принялся рисовать кошек- самых разнообразных. И под его кистью на фусума появлялись кошки- множество кошек: кошек прыгающих, кошек спящих ,кошек добрых, кошек играющих, кошек лакающих воду, кошек играющих с бумажными бабочками, кошек умывающихся и кошек выжидающих, кошек греющихся под лучами солнца, кошек караулящих птицу, кошек потягивающихся, кошек сидящих, кошек мяукающих, кошек со спины, и сбоку, кошек лежащих на спине, кошек выгибающих спину, пробирающихся в траве, кошек трущихся о ноги, кошек, кошек, кошек… Тосахиро рисовал их без перерыва и отдыха, лишь растирал тушь и снова рисовал, рисовал и рисовал, пока вовсе не выбился из сил. И лишь когда рука его уже не могла держать кисть ,а глаза совсем слипались мальчик решил прилечь отдохнуть совсем позабыв о том зачем пришёл в храм. Все мысли его были заняты исключительно тем, что на фусума в храме осталось ещё много места, для того, что бы продолжать своё любимое занятие.
-По ночам избегай большего и довольствуйся соразмерным.
Вдруг вспомнил мальчик слова старика Миамато.
-Завтра утром продолжу
Решил Тосахиро и убрав кисть и тушечницу ,прилёг в нишу за ширмой фусума на которой только что рисовал. Солнце закатилось и мальчик уснул крепким сном, блаженно улыбаясь ведь нет большей радости для человека, чем дело которым он занимается приносит ему удовлетворение…
И в час быка в храме появился демон и Тосахиро был разбужен страшными криками. Крики эти леденили кровь ,заставляя забиваться поглубже в нишу в которой он нашёл себе ночлег. Лютые вопли и звуки страшной борьбы доносились из центра зала- там во тьме неосвещённого храма шла страшная битва . Бумажные фусума содрогались от многочисленных ударов и крики неведомых борцов дерущихся не на жизнь ,а на смерть в чёрной ночной мгле заброшенного храма разрывали ночь. Крики, вой ,стоны, и удары нечеловеческой силы пронизали и наполнили эту безумную ночь в стенах горного храма, Тосахиро дрожал ,боясь пошевелиться и никакая сила не заставила бы его выглянуть сейчас наружу! От ужаса охватившего его мальчик лишь сильнее вжимался в нишу и закрыв уши руками читал про себя сутры ,которым научился за время проведённое в монастыре от старого настоятеля.
Ближе к утру всё стихло, и сквозь белые фусума наконец то открывший глаза Тосахиро увидел, как над миром из-за соседней горы поднимается солнце. Мальчик осторожно вылез из своего укрытия и в свете восходящего солнца осветившего храм увидел на полу гигантскую мёртвую крысу размером с быка, окружённую бумажными фусума с нарисованными на них его рукой кошками…


Идея не моя"Японские сказки и легенды айнов"/перевод с японского В. Соколов-Мн.:(С)Современный литератор,2002.-256с.-(Библиотека восточной литературы)