Черви

Любовь Воробьева
Под давлением грязного ботинка лезвие лопаты входит в землю. Нажатие на черенок - и пласт опутанной корнями почвы выворочен наружу. Среди комочков грунта шевелится розовая плоть. Я подхватываю червя двумя пальцами и вытягиваю на свет. Здоровый. Непрерывно сжимается и растягивается, пытаясь удрать.
Недавно одна знакомая рассказывала мне, что в какой-то стране жители поклоняются дождевым червям, считая их самыми совершенными существами. Ссылок, подтверждающих этот факт, я не нашла, но идея показалась мне довольно интересной.
Взять, к примеру, их тело. Ничего лишнего, а какая грация движений. Просто и изящно. Всего два вида мышц: продольные и циркулярные, а Выползок (Lumbricus) извивается, как танцор брейка.
Можно возразить, что у червя нет мозга, да и голова напрочь отсутствует. Но, позвольте, зачем мозг, например Вам? В лучшем случае, перебирать всякую чушь, типа «Ну, и сволочь, эта Эмма Федоровна…не опоздать бы…блин, где денег взять…ну, вот, опять туфли в грязи…начальник-козел…правительство расстрелять…дети-гады». В худшем случае, при наличии в человеке души особого свойства, мозг становится для него изощреннейшим орудием самоедства (аутоканибализма). Чем совершеннее мозг, тем больше он задает сам себе неразрешимых вопросов, тем страшнее муки его обладателя. Банальный вопрос «зачем?» способен заставить здорового, умного, подающего большие надежды человека  бросить все; лишить смысла существования; повлечь суицид.
Червь не знает этих страданий.
На какие только мыслимые и немыслимые преступления, грехи, проступки, ошибки не идет человек от избытка своей природы! Как трудно быть безгрешным при наличии ассоциативного мышления, второй сигнальной системы, различий между полами, чувствительных рецепторов, памяти.
Черви прелестны: они гермафродиты, значит, не могут предаться разврату, делать аборты и страдать от несчастной любви. Они одинаковы, значит, у них не может существовать зависть, вражда, войны, честолюбие. У них нет вкусовых рецепторов, следовательно, они не предадутся чревоугодию, не станут писать трактатов по вегетарианству и приготовлению деликатесов. Они скромно пожирают опавшие листья и другой павший органический материал, самоотверженно превращая свидетельство смерти в субстрат для зарождения новой жизни. Перегной и навоз их стараниями превращается в плодородную рыхлую почву.
Да, человечество пишет стихи, создает картины, прекрасную музыку, архитектуру, изучает законы природы. Точнее незначительный процент человечества. Основной же массе должно быть просто стыдно за свое существование.
О, черви! Добрые дети Земли.
Я не вижу причин для высокомерия человека по отношению к червям.
Нежно, с уважением, отпускаю моего червяка обратно в огород.