Тайны Александра Абдулова

Елена Кировская
Он был сильным, даже когда заболел: вел себя без истерик, узнав об неизлечимой болезни. Спокойный, стройный, сильно помудревший – он так же красиво и спокойно ушел из жизни ранним январским утром…

После смерти Александра Абдулова актеры с утроенной силой заговорили о «мщении ролей», дескать, бывают роли, которые мстят. И приводят в пример Олега Даля, Евстигнеева, Высоцкого, Шукшина и многих других, сыгравших роли, где их герои погибали…

Абдулов умер от рака. Накануне он тоже сыграл безнадежного ракового больного. А ведь природа этой болезни таинственна и до сих пор точно неизвестна. По одной из версий, большую роль играет психосоматичесий фактор: артистов учат глубоко входить в роль и до конца отождествлять себя с героем. А вот выходить из этого состояния способны далеко не все! Сила психологического воздействия и самовнушения бывает порой безгранична.

…Александр Абдулов родился 29 мая 1953 года в Тобольске, в театральной семье. Его отец, Гавриил Данилович, руководил первым русским драмтеатром, созданным в Средней Азии, в Фергане. Мама, Людмила Александровна, работала гримером, как-то она вспоминала: "У меня уже были два сына, и третьего мальчика я не хотела. Врачи, чтобы уговорить меня от аборта, сказали, что родится девочка". Однако родился мальчик, который и принес семье поистине настоящую славу…

Актерская карьера Саши началась в пять лет, в спектакле «Кремлевские куранты», когда он вместе с отцом вышел на сцену. Именно отец, по воспоминаниям актера, привил у него отношение к театру как к храму искусства. Однако у «младшенького», как оказалось, было много и других талантов, например, он был мастером спорта по фехтованию. Потому и поступил сначала на факультет физкультуры. Но через год театр взял свое: Абдулов успешно сдал экзамены в московский ГИТИС.

Абдулову-студенту приходилось трудно. В общей сложности, 13 лет он мотался по общагам. "Я приехал из Ферганы как дворняжка, которая собиралась завоевывать Москву. Я этого хотел. По ночам разгружал вагоны, жил в общагах…»

Его звезда загорелась в 1974 году. И началось восхождение! Культовый режиссер, как сказали бы сейчас, Марк Захаров заметил юное дарование и пригласил на главную роль в спектакль «В списках не значился». Потом последовала премия, которая и определила актерскую судьбу молодого Абдулова.

С тех пор он без устали трудился только в этом Храме: сценическое обаяние, внутренняя и внешняя пластичность, мощный темперамент и самоирония помогли актеру создать на сцене «Ленкома» десятки образов. Они стали в прямом смысле визитной карточкой театра.

Это – Хоакин из спектакля «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», Фернандо Лопес и Человек театра в ”Юноне” и “Авось”, Никита в «Жестоких играх», Трубецкой в «Школе для эмигрантов», Менахем в «Поминальной молитве» и многие другие. Абдулов всегда стремился разнообразить свою кинематографическую палитру, играя самые разные роли. От героев-любовников до резко характерных и даже гротескных персонажей.

Абдулов-актер поражал непредсказуемостью ролей. А еще - характерами героев. Он всегда с благодарностью вспоминал многих коллег - Янковского, Збруева, Лазарева, Адабашьяна, Волкову, Немоляеву. Среди его друзей были и великие лицедеи - ныне покойные Леонов, Филатов, Евстигнеев, Фарада, которым он помогал. О чем публично никогда не рассказывал.

Александр Гаврилович первым из отечественных актеров придумал выезжать с антрепризами по стране и заработки тратил на благотворительность.

На свои деньги он восстановил храм Рождества Пресвятой Богородицы: закупил колокола, материалы. В канун 2001 года он лично открыл рождественский бал в одном из подмосковных детдомов. Как большой ребенок, он устроил грандиозное представление, подарив детям не только рождественскую сказку, но и 10 тысяч порций мороженого, игрушки, одежду и посуду.

Но настоящая популярность пришла к нему в 1978 году, после захаровского «Обыкновенного чуда». С тех пор съемки в кино не прекращались, за свою недолгую 54-летнюю жизнь Абдулов снялся более чем в 120 фильмах! Актерский российский рекорд. Самые памятные – это комедии «Формула любви», «Самая обаятельная и привлекательная», драмы «Храни меня, мой талисман», «Леди Макбет Мценского уезда», «Над темной водой», «Тюремный романс».

Талант Абдулова был по достоинству отмечен званиями заслуженного и народного артиста, орденом Почета. Что интересно, помимо десятков актерских премий и наград Александ Гаврилович ухитрился получить даже каскадерский приз, за лучший трюк в фильме «Убить дракона».

В 2000 году состоялся и его режиссерский дебют – «Бременские музыканты и Кє» – мюзикл по мотивам известной сказки. Этот фильм стал одним из самых дорогостоящих проектов отечественного кино: съемки шли не только в РФ, но и Азербайджане, Египте, ЮАР и даже на острове Бали. При этом на фильм не было потрачено ни копейки государственных денег!

Неизвестное об известном.

Личную жизнь актер никогда не афишировал. В Фергане в Абдулова были влюблены все одноклассницы: они назначали ему свидания, приглашали на танцы. Но по-настоящему он влюбился в 14 лет в одноклассницу Наташу Несмеянову. Иногда они ругались, и тогда Саша убегал из дома, ночевал на улице. Позже Несмеяновы уехали из Ферганы, по одной версии, Наталья живет в Подмосковье с сыном, которого воспитывала одна. По второй – она, так и не выйдя замуж, уехала за границу.

Абдулов был во всем неординарен. И в личном – тоже. Как-то ему, студенту, изменила любимая девушка, он взял да и вскрыл вены в общаге! Случайно спас дружок, который раньше времени вернулся с гулянки. А уже работая в Ленкоме, Саша «на минуточку» влюбился в банкиршу-американку, тогда его вызвали на Лубянку. И предложили …сотрудничество. Абдулов отказался работать на КГБ, но и с любимой его вынудили расстаться.

Но самой большой любовью, как признавался актер, была Ирина Алферова. Они были с нею эталоном красоты: обложки журналов буквально пестрили в 70-е годы их семейными портретами! По воспоминаниям Алферовой, она влюбилась в Александра с первого взгляда, а отношения начались на съемках фильма "С любимыми не расставайтесь", где они вместе снимались. Потом молодые поженились, у Ирины тогда родилась дочь (от первого мужа, болгарина), которую Абдулов после женитьбы удочерил. Но их семейная жизнь не удалась: они оба были очень ревнивы, что не могло не отразиться на браке.

Александр перенес тяжелую операцию, выбрался с того света и начал новую жизнь, в которой сочетался бизнес, игра в театре и кино. Кстати, уходя от Алферовой, Абдулов оставил квартиру. Сам ютился в театре. А после построил загородный дом, где жил вместе с гражданской женой Галиной Лобановой, молодой балериной. И с матерью.

Они с Галиной любили друг друга, но не поженились. После разрыва с Алферовой, как утверждают друзья актера, Абдулов дал зарок не жениться. К тому же он считал себя связанным: его удерживал церковный брак с Алферовой. Галине Абдулов также оставил квартиру и машину. Расставание далось Александру Гавриловичу непросто: даже зрители заметили, что в то время Абдулов осунулся и похудел. И только близкие знали: он с трудом вышел из тяжелой депрессии. Психологические срывы у актера стали случаться все чаще и чаще.

О личной жизни холостяка-Абдулова слагались легенды. Некоторое время он жил с журналисткой Ларисой Штейнман, которая однажды пришла к нему на интервью. И осталась. Абдулов был покорен не только внешностью бывшей манекенщицы, но и ее умом, тактом, талантом. Под влиянием модницы-Ларисы Александр Гаврилович обновил гардероб, сменив бесформенные свитеры на модные пиджачки и курточки песочно-бежевых тонов. Штейнман написала о своем кумире книгу. И назвала её «Гений». Спустя два года Абдулов расстался с нею.

31-летняя брюнетка, красавица Юлия Милославская была знакома с Абдуловым, будучи женой его друга. Они долго скрывали свой роман, Абдулов отшучивался: мол, Юлечка - моя племянница. Но когда отношения стали более чем серьезными, Абдулов официально объявил Юлю женой, которая родила ему дочь, Женечку. Стареющий мачо души не чаял в дочурке: это был единственный родной ребенок в его жизни!

- Саша всегда так мощно жил: абсолютно себя не жалел, все время был в работе, на съемках, в театре. Он был сильным, даже когда заболел: вел себя без истерик, узнав об неизлечимой болезни, - рассказывали его друзья.

...Красиво и спокойно он ушел и из жизни.