Дайте порулить! Часть 2

Галина Кошкина
Дневник начинающего водителя
C инструктором по вождению мне крупно повезло. Сотрудник ООО «Автошкола» Андрей Князев в прошлом - кадровый офицер, десантник, в настоящем – отличный специалист для такого рода занятий. Наслушавшись в свое время рассказов об инструкторах-грубиянах, я шла на первую практику в гадком настроении и с ужасом думала: «Вот сейчас мордастый хмырь окинет презрительным взглядом тщедушную курсантку, выскажет все, что думает о женщинах за рулем, а потом будет орать на меня из-за каждой оплошности».

Вместо хмыря около белого ВАЗ-2107 меня ожидал красавец-мужчина – по-спортивному подтянутый, с приятной улыбкой. Общение с ним было сплошным удовольствием: все маневры и необходимые действия он разъяснял со всех точек зрения – физической, технической и даже психологической. Терпеливо сносил огрехи вождения вроде слишком резкого торможения или неаккуратного штурма колдобины - и только после завершения «виража» растолковывал, как следует проезжать препятствие, почему поворотники нужно включать своевременно и не стоит реагировать на выходки дорожных хамов.
Практические навыки вождения просто сами лезли в голову и раскладывались там по нужным извилинам, пуская корни и обустраиваясь для постоянного проживания.
Уравновешенный, доброжелательный, всегда собранный и готовый подстраховать незадачливого курсанта, Андрей Федорович, образно говоря, сильно украсил мои ученические будни.
Именно он и его «семерка» серьезно повлияли на мое автомировоззрение. Намерение приобрести Toyota Corolla 2000-01 года с АКП исчезло без следа. Только «механика». И только левый руль.

Дорожное бескультурье
Раньше я частенько слышала отзывы многих водителей о якобы повальном хамстве на дорогах. Теперь столкнулась с этим явлением лицом к лицу. Первые выезды на учебном автомобиле в город наглядно продемонстрировали уровень вежливости и взаимовыручки участников дорожного движения. Рев сигналов за спиной при малейшей неудаче, недвусмысленная жестикуляция, грубые выкрики в специально раскрытое для этой цели окно… И ведь не лень же некоторым и времени не жаль!
Особенно «порадовали» водители маршруток. Деятели, управляющие автобусами всех мастей, кажется, не имеют ни малейшего представления о ПДД: перестраиваются из ряда в ряд без предупреждающих сигналов, не соблюдают дистанцию, регулярно проскакивают на красный свет. Любимый номер - выезд на перекресток при наличии пробки впереди. В результате автобус стоит на свой красный посреди дороги, загораживая проезд тем, кому можно ехать на зеленый.

Машину, выезжающую с прилегающей территории, в плотный поток пропускают крайне редко. При перестроении на трехрядных дорогах тоже пришлось столкнуться с подобной ситуацией. Впору вставать со включенным поворотником и держать транспорт, двигающийся следом, пока кто-нибудь из соседнего ряда не сжалится. Мне это показалось очень странным: ведь абсолютно все ежедневно оказываются сами в таких же ситуациях, но вне проблемы предпочитают ее не замечать! Намотала на ус: постараюсь вести себя на дороге максимально вежливо по отношению к другим водителям. На самом деле это нетрудно и занимает ничтожно мало времени.
Впрочем, движение по Красноярску для начинающего водителя становится нелегким испытанием не только по вине собратьев-автовладельцев. Разбитый асфальт, стершаяся разметка, неисправные светофоры, рекламные щиты и растяжки, закрывающие дорожные знаки, – все это превращает обычный учебный выезд в экстремальное путешествие с непредсказуемым финалом. Правда, благодаря инструктору Князеву лишнего адреналина в таких передрягах мне получить не довелось.

Дьявольский гараж
Самым трудным упражнением на автодроме для меня оказалась парковка задним ходом в «гараж». Все остальные «фигуры» затруднений не вызвали, а тут из десяти попыток удавались лишь одна-две, да и то кое-как.
На этой почве случился даже казус. В один из дней, выбившись из сил в борьбе с «гаражом», я заглушила двигатель машины и решила устроить себе перекур на воздухе. Инструктор, наблюдавший за моими попытками, вдруг направился в мою сторону, открыл багажник «семерки» и вынул оттуда… молоток.
- Андрей Федорович… А может, дадите еще один шанс?.. – робко попросила я.
Молоток Князеву потребовался, чтобы выровнять обод диска. Завершив манипуляции, он предложил мне попробовать заезжать в гараж не справа, а слева. Сел за руль, показал сам, потом пересел на пассажирское сиденье и проконтролировал мои действия во время упражнения. Получилось неплохо.

Прием, использованный инструктором для закрепления этого успеха, сначала показался мне садистским. В начале следующего занятия он предложил мне «подвезти» его до головного офиса «Автошколы» - якобы по каким-то делам. На площадке перед зданием стоял плотный ряд припаркованных автомобилей разной степени поношенности и ценности. Выбрав просвет между новенькой «десяткой» и не менее новенькой Toyota, Андрей Федорович небрежно махнул мне рукой, мол, паркуйся здесь. И уточнил: только задом, чтоб выезжать было удобно.
Вот это был «экшн»! Двигаясь со скоростью 2 м/ч, вывернув шею чуть ли не вокруг своей оси, собрав в кулак нервную систему и мобилизовав выдержку, я на учебной «семерке», обвешанной значками с буквой «У», вползала в плотный ряд машин. На глазах у десятков зрителей, в том числе владельцев «десятки» и иномарки. Видели бы вы их лица в тот момент…
Чувство ответственности перед родной автошколой, боязнь повредить чужое дорогущее имущество и категорическое нежелание выглядеть никчемной «мартышкой с гранатой» перед толпой зевак мужского пола сделали свое дело. Я поставила машину аккуратно и довольно ровно.
Теперь-то я понимаю, что поставить машину на том участке даже при сравнительно небольшом опыте вождения труда не составляло: до каждого из соседних автомобилей в результате оказалось не менее чем по метру. Но тогда мое маленькое достижение было сравнимо для меня со всеми десятью подвигами Геракла, причем вместе взятыми.

Теоретический провал
А теорию я завалила… Любимое русское авось, как и следовало ожидать, до добра не довело: в день предварительного тестирования, которое по каким-то причинам решили сделать сразу зачетным, я позорно наделала ошибок в билете, который вроде бы прекрасно знала. Удивленный таким поворотом событий преподаватель решил дать мне второй шанс – но лучше бы не давал. Видимо, уже от расстройства я наляпала ошибок еще больше. И получила за все свои художества давненько не виданную мной «пару».
Андрей Федорович, выслушав мой бойкий и даже смешной рассказ и оценив при этом довольно кислое выражение лица курсантки, заявил:
- Ерунда. Выучишь и сдашь на пересдаче. А с вождением у тебя все отлично. Так что не кисни. Учи теорию!
Ближайшие выходные «украсились» зубрежкой. Решаем билеты с первого по десятый, проверяем, выписываем ошибки. Отдых, кофе. Решаем с десятого по двадцатый, проверяем, выписываем ошибки. Отдых. Решаем задачи, в которых были допущены ошибки. Отдых. Решаем с первого по двадцатый. И так – до бесконечности, пока не зарябит в глазах.

Массированная атака на теоретические твердыни дала отличный результат. Во всех отношениях. И белые пятна в ПДД исчезли, и знания впаялись в мозг навечно, и отметку мне за теоретическую часть экзамена выставили отличную. Правда, мой предварительный провал повлиял на общую оценку, внесенную в экзаменационный лист, – там красовалась скромная «удочка». Зато по вождению – отлично. Значит, мы еще поездим!
Я получила водительское удостоверение 20 сентября 2006 года. Месяц спустя приобрела машину – ВАЗ-2114 2005 года с пробегом 11 000 км. Пятидверный хэтчбек, двигатель 1,5 л. Но это, как говорится, уже совсем другая история.