Сказка о Лосе и принцессе Пушице

Юрий Аршанский
       Когда на севере приближается осень, на берег Лесного Озера, что посреди бескрайних болот, из зарослей березового криволесья выходит огромный лось. Встанет у берега, постоит, не шевелясь – а после по мшаным кочкам, по твердым местам одному ему известным исчезает. Средь трав на берегу нежная белая пушица глядит ему вслед. Многие годы так.
       
       На лужайке у королевского замка сидит девочка, белая и легкая как пух. На голове её корона. Зовут девочку принцесса-Пушица. Папа с мамой празднуют в тронном зале, а дочь выскользнула из дворца на северное солнышко.
       Подходит лось.
- «Кто вы?» - спрашивает девочка.
- «Я Лось-Путешественник. А как тебя зовут?»
- «Принцесса Пушица» - и показывает свою корону.
       Лось стоит над маленькой девочкой, вглядывается, а после говорит: «Ты красивая!»
       Пушица жмется к Лосю, нежно гладит огромную холку.
- «Ты большой и сильный. И корона у тебя тоже есть» - говорит она. – «Возьми меня с собой. Я сяду верхом и посмотрю мир.»
       Лось стоит очарованный, с силой выдыхает последнее сомнение: «Ты маленькая и нежная, а мир жесток».
- «Да, я маленькая – никто меня и не заметит. А ты меня защитишь.»
       Лось приседает, дает Пушице забраться на спину, встает осторожно: «Держись крепче!»
       И они тронулись в путь.

       Медленно идет лось с принцессою на спине: по густому темному лесу, мимо зеленых лужаек, мимо вековых елей. Принцесса восхищена.
- «Куда ты меня везешь?»
- «На болото, где я живу».
       А уже смеркается, Пушица устала и проголодалась.
- «Не жалеешь что уехала так далеко? Сегодня поздно сворачивать, а завтра я тебя верну. Не беспокойся: на моем болоте самые вкусные ягоды.»
       Вот лес светлеет и открывается болото: все в кочках мха меж березового криволесья. А ягод вокруг! Пушица спустилась, набрала вдосталь – и себе и Лосю – и они двинулись дальше.
- «Кто это пляшет там?»
- «Эльфы. Будь осторожна. Они красивы, но опасны. Не отвечай и держись обеими руками за рога».
       Эльфы обступили Лося, кивают Пушице и шепчут: «Ты кто? Ты кто?» Вокруг их холодное дыхание. Внезапно корона соскользнула с головы принцессы. Та «Ай!» - и отпустила рога одной рукой, пытается схватить. Но поздно: корона у эльфов, а те прочь с глаз – и исчезли.
       Плачет Пушица, да что поделать: Лось должен идти дальше. По кочкам, по болоту хлюпающему, к рощице на островке посреди болота. «Здесь мой дом».
       Меж елей и пихт сухо и тепло. Пушица сняла свое белое платьице, повесила на ветку и уснула.

       Утром сквозь ветки глядит солнышко, играет лучами на золотом сердечке у принцессы на груди. Это мамин подарок, еще младенцу дан. Принцесса проснулась, отпила пару капель росы с веток.
- «Дальше я поеду нагой, так лучше чувствуется».
       А Лось, который всю ночь не спускал с Пушицы глаз, чуть не расплакался. Тяжелое предчувствие гнетет его в это солнечное утро: опасных недобрых встреч. А может, это осень приближается.
       Он везет Пушицу в чудесный лес. На пихтах длинные густые бороды, корни деревьев тянутся по земле как змеи, повсюду огромные замшелые камни.
- «Кто это машет нам длинными руками?»
- «Лесная нимфа. Отвечай ей учтиво, но ни о чем не спрашивай. И не отпускай рук от моих рогов!»
       Нимфа подходит ближе. Пушица боится смотреть на нее, замечает лишь холодные зеленые глаза и алые губы.
- «Как зовут тебя?» - спрашивает нимфа.
- «Принцесса Пушица».
- «А что это у тебя на коленях?»
- «Мое лучшее платье».
- «Я посмотрю» - и хватает платье.
       Пушица отпустила одну руку чтоб удержать, но поздно: нимфа схватила платье и исчезла. Горько плачет принцесса.
- «Счастье, что ты не высвободила обе руки. Тогда бы и сама пропала навсегда.» - говорит Лось.
       Вторую ночь спит Пушица под пихтой. Лось сторожит ее. Но когда принцесса проснулась, никого рядом нет. В ужасе зовет Пушица и скоро Лось приходит: тяжело дыша, весь в поту. Приближается осень, и едва уловимый запах как обычно зовет на восток, и противиться нет сил.
- «Куда ты меня везешь?»
- «К Лесному Озеру. Каждую осень мне нужно туда».
       Они стоят у темной воды.
- «Держись крепко, не отпускай рук!!! Там в глубине опасность. И следи за сердечком, что у тебя на груди!»
       Поздно. Принцесса успела наклониться, и сердечко пропало под водой.
- «Мое сердечко! Мне его мама подарила, когда я родилась! Я должна его вернуть». И глядит безутешно в черную воду.
- «Пойдем быстрее» - говорит Лось – «Одной тебе отсюда не выбраться».
- «Иди, милый мой друг. А я останусь здесь, с моим сердечком».
       Наклоняется Лось и принцесса гладит его нежно, а после садится на кочку лицом к озеру.
       Долго стоит Лось у нее за спиной, а после уходит: неохотно, через силу.

       Много лет прошло. По сей день сидит принцесса на берегу, вглядывается в воду. Она стала белой, нежной пушицей.
       Иногда приходит Лось и смотрит на нее. Только он знает, что белый цветок этот – принцесса. Она улыбается в ответ, но уйти не может – не пускает волшебство. Глубоко-глубоко под водой лежит потерянное сердце.



(это шведская сказка).