Марга Беннер-Руайе. Детские воспоминания

Юрий Аршанский
В Ахене на горе Лусберг когда-то стоял домик, весь заросший плющом. Домика
давно нет, люди про него забыли, зато деревья и кусты помнят и по ночам
рассказывают о нём. В домике жил странный старик по имени Николаус.

В город выходил редко, серый плащ его - весь в заплатках, поверх плаща -
копна седых волос. Дети его боялись.

Но вот один мальчик подумал: "Бедняга. Я подарю ему яблоко". Пошёл вслед за
Николаусом, всё боится позвать. А старик поднялся на Лусберг, подошёл к
дому, обернулся: "Ты кто?"
- "Я Йозеф, я хочу тебе подарить яблоко".
- "Да, да" - говорит старик - "очень мило! Яблоко у тебя - от Теклы, девочки
с большими голубыми глазами. Теперь вижу: ты Йозеф, у твоих родителей на Лусберге
дача с самой узорчатой оградой. Яблоко оставь себе. Пойдем,
я покажу тебе свой дворец. Только никому не рассказывай".

С замирающим сердцем Йозеф вошёл вслед за стариком в низенькую комнатку.
А там - тысячи черных шелковых нитей тянутся с потолка, на них - разные
вещи, большие и маленькие: стеклянные шары, фигурки сусального золота,
латунные цепочки, бумажные цветы.
- "Что это?"
- "Память детства, жителей нашего города. Смотри: нитки тонкие, а на
каждой - чьи-то детские воспоминания. У кого-то - всю его жизнь держатся,
все его ниточки"
- "Ай! Рвётся! И еще одна! Почему они рвутся?"
- "Кто-то забыл свое детство - вот ниточка и порвалась. Видишь, сколько
всего там на полу: замки с солдатами, пруды с кувшинками, облака, камушки,
луна и солнышко, парусные корабли, листочки и цветы. Упали на пол, лежат и
пылятся. Послушай: они шумят, и звенят, и гудят. Только от пыли всё тише и
тише".
Йозеф смотрит по сторонам: вокруг кружевные платки, куклы, лошади на
палочках и книги с картинками, латунный кулон со стеклянными бриллиантами и
сиреневая вуаль".
- "Иди и не забывай!" - и Йозеф вышел из домика.
Скоро мальчик уехал из города - и напрасно Николаус искал его.
А на шелковой ниточке маленького Йозефа возникали птицы, бабочки,
музыкальные инструменты и зеленая бутылка с пробкой в виде розы. После нее
не появлялось ничего, и Николаус знал, что Йозеф вырос.
А после на предметах с ниточки Йозефа появился тонкий, едва заметный слой
пыли - и Николаусу стало грустно. Скоро ниточка порвалась. Тогда еще на
Лусберг выпал первый снег.

А весной, когда снег таял, в дверь Николауса постучали. Старик открыл - и в
домик вошел Йозеф в богатом красивом костюме. Он был печален.
"Николаус," - сказал он - "я многое видел, много пережил и многое забыл!"
- "Знаю. Одна твоя ниточка порвалась, но другие, тоже твои - целы".
- "Ты знаешь, я встретил девушку. Она прекрасна и чиста как ангел. Она
стояла у Собора и продавала цветы. Я подошёл - а она уронила букет и
сказала: 'Ты Йозеф. Я всю жизнь ждала, когда ты придёшь. И не смотри на меня
так: тогда мы были детьми - и с тех пор я не могу тебя забыть. Какой ты стал
красивый!' - 'Ты тоже!' - я ответил и покраснел.- 'Ты меня помнишь?' -
спросила девушка и я кивнул. Я не помню ее, Николаус. Я люблю её. День за
днём я впоминаю эти чудесные огромные голубые глаза - и презираю себя.
Неужели я должен признаться: 'я тебя не узнаю'? Николаус, верни мне
воспоминание!"
Николаус покачал головой.
А Йозеф в переплетении шелковых нитей заметил маленького ангела с дрожащими
крыльями.
- "Что он делает?"
- "Связывает разорвавшуюся нитку. Но не твою. Если ангел связывает нити,
значит кто-то умирает. Перед сметрью люди вспоминают свое детство, всё, что
забыли".
- "Я хочу умереть!"
Николаус усмехнулся: "Поищи на полу, где забытые вещи". И Йозеф начал
искать.
- "Зеленая бутылка! Она мне знакома, только не знаю, почему..."
Николаус поднял бутылку, разбил о пол - и из осколков потянулся
необыкновенный
запах. Йозеф вдохнул глубоко-глубоко, закрыл глаза и увидел цветущую сирень.
Под нею стояла девочка с красным яблоком.
- "Это Текла. Девочка с большими голубыми глазами" - тихо сказал Николаус.
- "Да! Да, это была Текла! Она была в тонком светлом платьице, она шла мимо
меня с девочками и пела! У неё тихий и нежный голос, в волосах - роза, а в руках - лилия!"
- "А теперь иди к ней!" - сказал ангел - "ты вспомнил главное".
И Йозеф понёс своё воспоминание - как хрупкое сокровище в сердце. У Собора
его ждала Текла.