Дороги скитаний

Борис Попов
       Если отправиться из страны Проспера и Судина через наше прохладное море, то через несколько часов можно пристать к берегу соседней Швеции, древней страны варягов или Свериге. Более двух тысяч лет тому назад именно сюда, на этот же берег ступил легендарный Вотан, вождь асов и союзник погибшего Митридата Евпатора, спасаясь от грозного Помпея, посланного Римом для усмирения Белой Сирии и дальней Армении. Вместе с ним бежали и ваны, бывшие жители страны урартов, подданные Руса Последнего, молящиеся великому Халдею.
После кончины Вотана правителем шведов стал старый жрец Ньорд, лучший из ванов. "В его дни царил мир, и был урожай во всём, и шведы стали верить, что Ньорд дарует людям урожайные годы и богатство".
Потом правил Фрейр, сын Ньорда. "При нём были такие же урожайные годы, как и при его отце, и его также любили... При Фрейре начался мир Фроди. Тогда были урожайные годы во всех странах. Шведы приписывали их Фрейру. Его почитали больше, чем других богов, потому что при нём народ стал богаче, чем был раньше, благодаря миру и урожайным годам".
Потомки Фрейра много веков правили шведами. Среди них был и новгородец Стенкиль, одно время служивший князю Ярославу, а потом вновь, как и его предки, призванный на Шведский престол. Современником Стенкиля являлся Харальд Второй, последний король Англии из саксов, сын Гюды Спракалегг из рода Ньорда. Спасая свою страну во время вторжения рыцарей Нормандии, Харальд погиб в октябре 1066 в битве при Гастингсе. Так получилось, что в том же году умер и Стенкиль. Несколько ранее их почил и Ярослав Мудрый, преемник Вещего Олега, ещё одного потомка Ньорда. Много их было на севере Европы от Ладоги до Англии. Вскоре дочь английского Харальда стала женой внука Ярослава, а внучка Стенкиля - женой его правнука. Так потомки ванов породнились ещё раз.
Племя самих ванов жило на севере Швеции и имело своих собственных королей. Язык их не был похож на язык шведов и других германских племён. Маленькую страну ванов финны называли Рослагеном. Её мореходы много раз переправлялись через залив в Страну Финнов и строили там свои крепости-города. То были варяги-русь. У Ладоги и Ильменя их ждала встреча с потомками Славена, кровными братьями, совершившими, в отличии от русов, длинный путь морями из Европы в Поднебесную, а оттуда обратно по тропе Бояна. Старый грек Нестор, преемник Бояна, в своих летописях и тех, и других называл нордцами - потомками Ньорда: "нарицаемии норцы, яже суть словяне, жили близ Сирии и в Пафлагонии", а также сказывал: "А словенский язык и русский едино есть". Вот и Рюрик, потомок Вотана, пришёл на зов новгородцев не вдруг, а с Олегом и русью.
Самый первый рус Иван пришёл в Новую Русь из Швеции, родины ванов. Князь Олег посылал его с послами в Царьград для заключения нового мирного договора, где "мир был учинен Ивановым написанием на дву хартиях... Месяца сентября второе неделю 15, в лето создания мира 6420", то есть в 912 году. После него и пошли потом на Руси другие Иваны, в том числе и непутёвые.
Асы и ваны Швеции знали много разных историй о своей прошлой жизни и жизни своих предков: о потопе в жаркой стране Муспель, о Бергельмире и его ковчеге, о Вальгалле, обители павших.
Если отправиться из Скандинавии и Швеции-Свериге в противоположную сторону, то, если захотеть, когда-нибудь можно добраться и до долин дальней Индии, а там помнят героя Сканда, остров Шветадвипу, рай Сваргу, а также Амаравати, обитель павших. По преданиям, она затерялась где-то в тёмной, заполненной облаками, туманами и водой Антарикше. Там реки замерзают зимой.
Если отправиться из Швеции на юг, к грекам, то можно вспомнить о том, что страну умерших они называли иначе, но в ней самым дальним местом, объятым мраком и удалённым от поверхности земли на такое же расстояние, как земля от неба, считали Тартар, обитель павших.
Ещё южнее, в многоликом Египте, как и везде, люди тоже умирали и даже фараоны, но их вечные покои располагались в городе мёртвых - Ростау.
Герой индийских преданий Сканда и его земля в Скандинавии, остров индийских преданий Шветадвипа и соседняя Швеция; страна варягов Свериге и рай Индры Сварга; обитель павших шведов Вальгалла и река Волга; мрачный Тартар греков и Татария в Поволжье; Амаравати индов и соседняя с Татарией республика Мари Эл; Ростау, город мёртвых фараонов в Египте, и город Ростов Великий в том же Поволжье - кто связал их многострадальными дорогами скитаний?

       (продолжение см. глава "Необычная встреча" http://www.proza.ru/2008/01/03/57)