Основы богословия

Сергей Вехистов
       Откуда появилось зло? Что такое зло?

       Господь наш Иисус Христос нигде не объясняет, почему и отчего все произошло. Объяснить зло, дать логическое определение – значит сделать зло обоснованным, а оно необоснованно, как слепая стихия бунта, разрушения, как темное стремление духа злобы (сатаны) против света. Это то, что пытались описать Достоевский, Шарль Бодлер, это то, что иногда мы находим в темных витаниях современного искусства, в гадании… Темной стихии надо противостоять. Христос учит нас не тому, как произошло зло в мире, - это философия, - а тому, как жить в мире, где есть зло. Он сказал: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир.» (Ин 16:33)

       Почему Бог терпит явную несправедливость и отъявленных злодеев?

       Господь – не надзиратель, который бы все время наблюдал бы за нами и при малейшем нарушении тут же карал виновных и поощрял невинных. Этого нет и не должно быть. Человек, по замыслу, является соучастником божественного творения. Библия называет это словом «завет», церковно-славянское слово, по-русски оно означает «союз». Союз может быть только со свободным существом. Но если это существо – заводная кукла, то какой же может быть с ним союз? Если его жестко запрограммировали на добро, если ему не дали возможность выбирать между добром и злом, тогда что же это за выбор? - это театр Образцова, где невидимые руки дергают все за ниточку. Но Бог не хочет этого! Он дает нам трудный дар свободы.

       Сам Господь изобразил мир и людей в нем в притче о засеянном поле.
«Царствие Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдернули вместе с ними пшеницы, оставьте расти то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.» (Мф 13:24-30)

       Некоторые святые отцы объясняют существование диавола и его темного воинства безмерной Божией любовию, которая не может причинить насилие даже отъявленному злыдню – иначе какая же это будет любовь, которая может сподобиться на злое, приняв сторону зла, на зло ответить злом – как раз то, что всячески ищет диавол, то есть обмана, клеветы и прочих злодейств, которые по сути есть всяческое разрушение Божиих установлений, Божиего мироздания. Зло – оно ничего создать не может, оно только разрушает, покривляет, выдает черное за белое и белое за черное – обманывает.

       Как христианин должен бороться со злом?

       Начиная с самого себя. Ибо в каждом человеке сидит греховная зараза, которая передаётся из поколения в поколения со времен Адама, как наследственная болезнь. Очень хорошо об этой болезни выразился Апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?». (Рим. 7:19,24) То, что человек рождается уже поврежденным грехом – не наша вина. Наша вина проявляется тогда, когда человек осознанно совершает выбор, склоняется на темную сторону зла.

       А причем тут православная Церковь?

       Господь основал Церковь свою на земле в помощь немощному и гибнущему человечеству. Потому что сам человек не может себя спасти, вытащить из погибели грехов. Как бы каждый из нас ни пыжился в добротоделании, но мало в чем может преуспеть. Во все времена все тоже: лесть, обман, невежество, гнев, зависть, тщеславие, гордость и т.д. Если же человек всему этому потворствует, то грехи перерастают в страсти: пьянство, жадность (за рубль удавится), блуд, обжорство, жажда властвовать, ненависть до убийства и пр. Страсти – это такая штука, когда вещи властвуют над человеком, а не человек над вещами.

Каким именно путем каждый отдельный человек может сделать своим тот дар спасения, который Христос принес для всего человечества?

       Христос отдает людям Самого Себя, Свою жизнь. Но если это так, то и люди должны принять от Христа именно то, что Христос им передал. Не Его слова и не слова о нем, а Его Самого, Его Жизнь.

       Ведь в этом и состоит главный смысл религиозной истории: мир оказался оторван от Бога, и в этой своей оторванности он начал задыхаться, болеть, умирать. Чтобы насытить этот умирающий мир энергиями жизни, надо не просто с Небес провозгласить ему прощение. Водолаза, который задыхается из-за того, что по ошибке сам перерезал себе шланг с подачей воздуха, не спасут слова капитана: “Я прощаю тебе порчу государственного имущества!”. Нужно, чтобы Дух Жизни вновь был посреди нас и в нас. Бог должен быть с нами и после Вознесения. «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28:20). Поэтому Православие убеждено, что Христос оставил не добрую память о Себе, но Самого Себя. Он не уходил. Его Вознесение не обеднило человеческую жизнь, а обогатило нас: ибо Вознесшийся Христос от престола Отца посылает нам Свой Дух, который возвращает нам и Тело Христово. «Вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут Ми людие (2 Кор. 6, 16).
Свое тело, которое является телом не просто человеческим, но Богочеловеческим, Христос раздает людям, чтобы и они смогли быть не только людьми, но и сынами Божиими. Тело, пропитанное Божеством, дается нам, чтобы и наши тела стали способны к соучастию в Пасхе нетления.

       Кто такой священник?

       Слово «священник» говорит само за себя: священно-служитель, т.е. слуга Божий, помощник. Совершителем же всех таинств церковных является Сам Иисус Христос, посредством Духа Святага.
       Когда говорят: «я вижу, что в Церкви есть плохие люди, и поэтому не буду церковным человеком», - это все равно, что сказать: поскольку я вижу, что среди врачей и пациентов встречаются неприятные люди, я не буду лечится вовсе.

       Зачем ставить свечки перед иконами?

       Можете и не ставить, свеча – это дар храму, пожертвование, не более. Вместо покупки свечей, можно положить денежку в ящик для пожертвований.

       Зачем постится?

       За так, для обряда (или для диеты) постится глупо. Пост для тех, кто пытается вести духовную жизнь (бороться со страстьми и похотьми), и является средством к преуспеянию в ней, но никак не целью.

       Что такое смерть человеческая? Православные, атеисты, буддисты – все помрем!

       Смерть – это когда пшеницу из притчи о засеянном поле Ангелы собирают в житницы Божии, а плевелы сжигают в огне… «И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек.» (Иоан.11:26)

       Для более полного ознакомления с основами веры православной, во исполнение главной заповеди Божией в той ее части, где говорится о логическом разумении Божиих установлений, рекомендуем обращаться непосредственно к любому ближнему священнику, а также к литературе, имеющей благословление епископа. Настоятельно не рекомендуем обращаться за советам к различного рода «бабушкам и дедушкам».
Сама же главная заповедь гласит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всею крепостию твоею и всем разумением твоим, и ближняго твоего, как самого себя.»

       Рекомендуемые книги:

Митрополит Филарет «Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви»
святитель Феофан Затворник «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться»
Рекомендуемые сайты:
www.pravoslavie.ru
www.pravmir.ru
www.kuraev.ru – раздел «Книги»