Кубок Маслова. Время завершать сезон

Шестакова Евгения
Шестакова Евгения, специально для Gazeta.kz.

Кубок Маслова.
Время завершать сезон.

16 Декабря 2007 года прошли заключительные гонки сезона, носящие одинаковое название Кубок Маслова. Джипперы гонялись по дну спущенного озера Сайран, а кроссмены выступали на трассе КМК «Астана Моторс». Незадолго до соревнований выпал снег, ударили морозы и гонщики получили возможность показать свое мастерство на скользкой трассе.

Николай Маслов.

В этом году исполнилось пять лет со дня смерти этого замечательно человека. Николай Маслов был уникальным человеком, который после развала Союза, поднимал с колен джиперское движение, которого как такового вообще не было в Казахстане. И вместе с Владимиром Бородиным поднимал автокросс. Маслов был председателем Алма-Атинской Федерации автоспорта, и сам, как гонщик начинал с мотокросса, затем в его гараже появилась машина Газ 69 и… Все изменилось в жизни этого человека, и сотен других людей, которых он зажег этой идеей.

Гонки на Сайране начали проводиться с 16-го Декабря 1998 года. Уникальность этой гонки в том, что в ней в 2000 году появилась отдельная категория - Леди 4 WD. Для дам нет разделения по классам и категориям, катаются все вместе, в зачет идет лучший круг. Когда видишь сам заезд, то в голову не приходит мысль, что за рулем машин едут девушки, настолько агрессивно, профессионально и быстро они проходят сложные виражи. Николая Маслова не стало в 2002 году, последнюю гонку для леди он провел в сентябре 2001 года. С тех пор, его друзья, в память о нем, 16 декабря каждого года проводят на Сайране благотворительную гонку, все средства от которой идут на помощь его семье.

Маслов сделал очень много для привлечения девушек в этот вид спорта. Рассказывают, что он даже предоставлял всем желающим дамам свой синий Уазик, и Газ 69, чтобы девушки могли попробовать прокатиться по трассе и понять на себе, что это такое.

Джипы рвутся в бой!

Регламент этих соревнований впервые был расширен до 5 категорий.
Свободный класс – в нем могли выступать все желающие, за исключением спортсменов, занимавших призовые места в течение этого года.
ТР1 – внедорожники стандартной комплектации.
ТР2 - внедорожники, размер колес которых составляет от 33 до 35 дюймов.
ТР3 - специально подготовленные машины и прототипы.

«Леди 4 WD» в этом году опять были выделены в отдельную категорию. В прошлом году «Леди» катались вместе с категорией ТР1, что было, как многим показалось, не совсем правильно. Организаторы учли ошибки прошлого года.

С утра было холодно, мороз и туман могли отпугнуть не только зрителей, но и участников. К счастью, этого не случилось. Котловина озера была заполнена джипами. Многие зрители не покидали свои места до темноты – а именно тогда и состоялось награждение.

В этом году зона соревнований была отодвинута от зрителей на приличное расстояние, четко работали представители доблестной милиции, и шальные зрители практически не мешали проведению заездов.

Трасса.

Трасса представляла собой кольцо – смесь триала и спринта. Скоростные участки, после которых нужно было оттормаживаться практически на голом льду, крутой спуск в речку, почти под 90 градусов. Участок по воде, на котором «захлебывались» бензиновые машины, выезд на грунт, затем опять зона торможения на льду, спуск в речку. Очень много машин разворачивало на этом небольшом пятачке и в речку они скатывались не передним, а задним бампером вперед.

Смотреть со стороны были страшно, ничего не стоило перевернуть машину. После спуска почти сразу же – выезд из реки, участок с гребенкой, разбивающей подвеску автомобиля, за которым длинная прямая, удобная для обгонов, заканчивающаяся спуском в речку. В прошлом году на метровом подъеме красиво выпрыгивали машины, это было отдельное шоу. В этом году скорости машин были ниже, и таких зрелищных и эффектных прыжков практически не было.

Страт.

В полдень был дан старт «Свободной категории». Машины выпускались через минуту, с некоторыми стартующими машинами получилось так, что им трудно было вклиниваться в гонку – мешали круговые. Дана отмашка судей - нужно ехать!!!

Гонка этого класса была очень динамичной и насыщенной событиями - первые круги – синий Нисан Патрол после эффектного прыжка в яму отрывает себе деталь передней подвески. Но, владелец этой машины не растерялся – джип грузят на портал, Вячеслав едет к себе домой за второй машиной, тот же Нисан, только уже Сафарик, бардового цвета.

Джиппы по трассе шли бампер в бампер. На спусках порой образовывались очереди, либо машины все вместе, параллельно буквально сваливались в ледяную купель… Экипаж Валентина Клеца на серебристой Тойота Прадо на одном из первых кругов показал изящную «Свечку» - машина просто скатилась по скользкому спуску вниз, и на мгновение встала на передний бампер, полностью оторвав задние колеса от земли. Еще чуть-чуть и джип мог перевернуться через передний бампер. Водителю ничего не оставалось, как нажать на педаль газа - Тойота буквально выпрыгнула вперед из этой опасной ситуации и встала на все 4 колеса.

Пару кругов спустя, на льду потащит и развернет машину под номером 111 – черная Тойота Прадо ляжет в речке на правый бок …

В этом заезде победил экипаж Зайцева Алексея и Клец Валентина. Михайлов Евгений и Тукмуллин Ринат стали вторыми. На третьем месте - Куклин Алексей, Ахмудов Руслан.

ТР1

Заезд категории ТР1 смотрелся не так зрелищно, как предыдущий – трассу сделали проще, но некоторые участки раскатали до голимого льда. Многие зрители болели за лифтованную малютку Сузуки Джимини. Но у этого джипа на первых кругах оторвался задний амортизатор, и это лишило экипаж надежд побороться за призовые места.
В соревнованиях катались много машин, участвующие в разных категориях с заменой пилота или штурмана. Один из экипажей ехал весь получасовой заезд с разбортованным колесом.

Победители в категории «ТР-1» - Гоцкий Виталий и Колос Андрей. Вторые - Исаков Алексей и Колесников Максим. Третьим стал экипаж Шпеса Дмитрия и Зубкова Дмитрия.

Леди 4 WD

Зрители с нетерпением ждали заездов «Леди 4 WD». В этом году принимало участие 7 машин. Дамы, проехав первый круг осторожно, уже на втором смело ринулись в бой, основная борьба происходила за 1-2 место между экипажем опытной Светланы Наумовой на Тойоте, носящей прозвище «Гризлик», и экипажем Дарьи Рогатиной на Нисан Патруле, первый раз принимавшей участие в этих гонках.

Наблюдавшие за заездом назвали его «Ледовое побоище» - джипы неслись по замерзшим лужам со скоростью, которой могли позавидовать мужчины. Патруль был впереди, когда у него начала подниматься температура в двигателе, и чтобы опять не перегреть мотор, девчонки сбросили темп, почти не газовали, пропустив вперед Светлану Наумову.
Но даже так они отстали от нее буквально на пару секунд, все остальные соперницы были далеко позади.

Одна из машин ехала вне зачета, украшенный шариками джип с невестой в белом платье и фате за рулем.

ТР2

Спортсмены этой категории гонялись час. И здесь не обошлось без переворотов - экипаж красного Прадо под номером 204 шел довольно хорошо, но ошибка пилота, машину разворачивает на скользкой горке, и она падает на бок. Подбежавшие зрители помогли поставить джип на 4 колеса, два из которых оказались разбортованными. Продолжать борьбу ребята не могли.

В этой категории были еще поломанные и разбортованные машины. Финиш – Первые - Федюков Сергей и Папин Николай, вторые – Чемпионы сезона 2007 - Мандриченко Олег, Гриднев Дмитрий. Салиханов Куаныш и Вдовыченко Максим поднялись на третью ступеньку пьедестала почета.

ТР3

И в самой «взрослой категории» ТР3 не обошлось без положенных на бок машин и поломок почти у всех джипов.

Раков Вячеслав, поменявший поломанную в «Свободном классе» машину, обогнал даже супер быструю 80-ку Евгения Ревина. «Мурка» хлебнула воды в одном из бродов и больше уже не могла шустро обгонять соперников, как это происходило в первой половине гонки.

Тактика Вячеслава была простой – «Быстроедущие спортсмены поломаются сами, или перевернутся, а нам спешить некуда». В прошлом году с такой же точно тактикой занял призовое место Алмаз Кадыр, на абсолютно стандартной Тойто Прадо.

Со стороны казалось, что Нисан едет в прогулочном темпе. На самом деле – не выдержала коробка передач, работала только 3 скорость. Но, не смотря на это, команда абсолютно стандартной машины поднялась на пьедестал почета, не даром Николай Маслов говорил: «Джип – он, прежде всего, в голове…»

Первое место заняли - Малов Андрей и Малова Наталья. Вторые - Раков Вячеслав и Безверхов Денис. На третьем месте - Ревин Евгений и Данов Виталий.

Автокросс

В этом виде спорта Кубок Маслова является переходящим. И многие спортсмены говорят, что этот кубок - самый престижный за весь год. В прошлом году его держала в руках команда «RTE Top Motors». 16 декабря этого года Владимир Бородин и Александр Артемьев принесли победу команде «Астаны Моторс». Эта команда выиграли в двух дивизионах и набрала 180 очков. Кубок с портретом Маслова будет стоять в их конюшне ровно год.

В прошлом году впервые Кубок Николая Маслова был проведен, как отдельная автокросовая гонка. Раньше это был этап Чемпионата Казахстана.

Эта новая трасса появилась не так давно. Она полюбилась и гонщикам и зрителям, для которых построили трибуны.

Все на старт!

После проведения квалификации стартовал первый кузовной дивизион. ( В этом виде спорта машины поделены не на классы, а на дивизионы). Машин было восемь. В гонки вернулся четырехкратный чемпион Казахстана, молодой спортсмен Александр Артемьев, который и победил в этом заезде.

Во втором заезде лидировал Валерий Бородин. Спор между ними решился в третьем заезде – победил четырехкратный Чемпион.

Нельзя не отметить зрелищные перевороты Дениса Глушакова на первом круге в этом дивизионе и в последнем заезде мощного класса «Д2-3500».

В «Д2-1600» Валерий Воронов попал в стартовый завал и вылетел за пределы трассы с очень серьезными повреждениями.

Выиграл заезды этой категории Николай Возженников-старший. Интересно смотрелась машина Hyndai Getz, на которой выступал опытный Сергей Пан.

Дивизион «Д2-3500» на этой гонке был самым массовым. Красиво и дерзко смотрелись шесть полноприводных автомобилей, среди пяти Субар затесался один Митсубиши.
Владимир Бородин, Чемпион этого года на «восьмерке», победил в категории «Д2-3500» на мощной Импрезе.

Автоспортивный год можно считать полностью завершенным, а в 2008 году нас ждет немало интересных событий.