Рождество в городе цветущих лип

Шестакова Евгения
Евгения Шестакова, специально для Gazeta.kz.

Рождество в городе цветущих лип.

Наверняка, многие из вас ни раз слышали выражение: «Бойтесь своих желаний, они имеют неприятную особенность сбываться…»

Так вышло и со мной. Больше всего на свете я хотела оказаться на Рождество в Западной Европе, чтобы впитать в себя этот всеобщий праздник и полюбоваться на украшенные города, но друзья пригласили меня в Восточную Европу, в Болгарию, в город Стара Загора, расположенного в 220 км от Софии. Я оказалась в Рождестве, только немного в другом. Честно говоря, я и не подозревала, что в Болгарии с таким размахом здесь отмечают Рождество.

В этом городе я уже была один раз, в конце весны, когда цвели липы и воздух был наполнен волшебным ароматом.

Стара Загора поразила меня не только тем, что город очень зеленый, улицы и дворы засажены фруктовыми деревьями, находится у подножья гор, и напоминает Алматы, но и что в сердце Восточной Европы мне удалось увидеть остатки древне-римской цивилизации.

Было трудно поверить, что этому современному городу больше двух тысяч лет, и он еще помнит римских императоров.

Из хорошо сохранившихся памятников того времени можно отметить – остатки римского амфитеатра и бань, под названием «термы», есть хорошо сохранившиеся участки мозаики 4 века и несколько жилищ эпохи неолита.

Трудно поверить, что этому городу уже больше 2000 лет. Тогда античное поселение на склонах гор носило название Берое. Римляни, завоевавшие эту местность назвали его Августа Трояна, в честь римского императора. Византийцы переименовали его в Иринипол в честь императрицы Ирины, и сделали из города крепость. Эски Заара – это название было при турках и, наконец, Стара Загора - при болгарах. Причем, все завоеватели обычно разграбляли город и сжигали до тла. И здесь же, 130 лет назад, состоялась какая-то знаменитая битва русских против турок.

Старозагорские минеральные бани очень напоминают «наш» Советский курорт Ессентуки, но только более облагороженный – открытые пляжи, большие возможности для отдыха. Не далеко от курорта были раскопаны древнеримские постройки и ванны.

После принятия ванн меня отвезли в село Змеево, там можно попробовать совершенно необыкновенное белое вино, настоянное на полыни. Оно носит название «Змеевский пелин». Мартини Бьянко просто отдыхает.

Вообще, в Болгарии воспевается культ красного вина, его насчитывается бесчисленное количество видов, а вот сорта белых вин можно пересчитать по пальцам. Местные жители говорят, что в этом районе какая-то особенная плодородная почва и растет пшеница, из которой пекут неповторимое печенье.

Так как я практически не ем сладкое, то печенье мне показалось самым обыкновенным, но дабы не обидеть хозяев, пришлось все съесть. Я больше всего в Болгарии боялась поправиться, кормили просто на убой.

От города к празднику.

Я прилетела в Болгарию рано утром, чтобы успеть на сочельник. От Софии до Стары Загоры 3 часа на машине. Погода была теплая – около десяти градусов по Цельсию. Город украшен к празднику, но так не хватает снега… По ощущениям была весна, но ты понимаешь, что сегодня Рождество. Это как встречать Новый Год на Канарах – летишь из холодного Казахстана в страну вечной весны, прилетаешь и понимаешь – без снега это не Новый год!

Жена моего друга, Георга готовила праздничный ужин, сам же Георг уехал в деревню к отцу резать поросенка. У болгар это традиция, в каждой семье режут поросенка, и гадают на его внутренностях, но праздничный ужин проходит без мяса, потому что это последний день поста. Нужно сказать, что для меня это было неким откровением. После перелета безумно хотелось кушать и именно мяса.

Праздник называется по-разному - Коледа, Божик, Крачун. И в деревнях его вовсю отмечают по старым традициям- с нарядами, песнями и плясками.

А перед ужином в камин кладут полено, обрезанное с дерева по специальным правилам и разукрашенного ленточками. Я удивилась наличию камина в обыкновенной городской квартире.

9 блюд

Болгары и в селах, и в городах придают большое значение именно традициям. Хозяйка готовит на стол либо 9, либо 11 блюд. Все постные. (Мясо, мясо!!!).

У нас на столе стояла красная отварная фасоль, политая острым соусом, тушенная капуста, фаршированный перец и голубцы из виноградных листьев, все поливается оливковым маслом. Фарш приготовлен из риса и поджаренного лука с петрушкой и мятой.

Был так же слоенный пирог с тыквой и второй с брынзой. Кроме тыквы, в начинку добавляют еще и немного измельченного грецкого ореха, изюма, корицы или ванилина. К праздничному столу подают еще и много всяких орехов, меда и свежих фруктов. Пили только компот – «ошаф» из сухофруктов. (Вино, вино!!!).

Перец был приготовлен оригинально – сушеные перчики вымочены в воде, а уже потом нафаршированы. Кухня у болгар вроде простая, но много пряных и острых приправ, придающих блюдам свое неповторимое очарование.

Украшение стола – ритуальный хлеб, поверхность которого украшена разными фигурками, обозначающими плодородие. В хлеб спрятана монетка и самый старый член семьи отламывает от него кусок.

Знаете, я на самом деле так и не поняла, можно ли его кушать, по кусочку раздали всем, но съел хлеб лишь человек, нашедший монетку. А вес остальные унесли хлеб в комнату. Болгарский язык не так похож на русский, как кажется, и мне переводили не все.
Хотя, по идее, после 12 ночи можно есть мясо, у нас этого не было.
Дед Мороз приходит с подарками именно в эту ночь!
Интересная деталь – Рождество католическое, но приходит Дед Мороз!

Мясо можно есть!

Праздничный ужин с зажаренным на углях поросенком и красным вином нас ждал лишь на следующий день. Еды на столе было очень много, потому что изобилие символизирует надежду. И со стола не убирают 2 дня. Каждый может зайти в дом и взять со стола угощения.

Это был даже не ужин – едят, ходят в гости, поют и танцуют, произносят тосты весь день. Пост закончен и можно ни в чем себе не отказывать. Это вот и есть Рождественский ужин, а то, что было вчера это - Бъдни вечер.

Мне понравилось одно блюдо, которым нас угощала сестра Георга. Его легко можно приготовить и у нас, для него нужен только большая керамическая посуда или горшок. Называется «Капама» и подходит для любителей сытно поесть.

На дно посуды положить слой квашеной капусты, но не больше 2-3 см. Сверху положить куски слегка отбитой свинины, посыпанной смесью черного и красного перца, солью и тмином, затем еще один не толстый слой капусты, а сверху телятина. На этом куске мяса должен удобно устроиться цыпленок с потрошками, можно нафаршировать его рисом, или просто порубить на куски. Опять слой капусты, на которую сверху укладывают домашнюю колбасу.

В зависимости от размера посуды залить 1 или 2 стакана белого вина, закрыть плотно крышку, можно запечатать куском теста. И на три часа в духовку на средний огонь.
Скажу, что это самое вкусное блюдо, которое я ела в этой солнечной стране.

На следующий день я улетела назад, чтобы отметить Новый год в кругу своей семьи, но гостеприимство и радушие Болгар осталось в моей душе навсегда.