Глава 10. Крещение

Борис Попов
       В воскресенье, вернувшись домой из церкви после крещения сына, Владимир и Саша уложили сонного Богдана в кровать, долго молча любовались им, а потом Владимир сказал:

– Ну, вот! В России появился ещё один православный россиянин. Саша, пока наш малыш спокойно спит, давай перечитаем вместе с тобой ещё раз все четыре Евангелия и посмотрим, как в них описано крещение Иисуса.
– Давай прочитаем – ответила Саша.

И они взяли с полки недавно купленную Библию и начали вместе листать Новый Завет.
В Евангелии от Матфея они нашли такие строки, посвящённые крещению Иисуса: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».

– На что в этих строках можно обратить внимание в первую очередь? – спросил Владимир.
– Иисус пришёл к реке Иордан из Галилеи, чтобы креститься. Во время крещения отверзлись небеса, и на Него опустился Дух Божий в образе голубя. Потом с тех же небес послышался голос о том, что Иисус есть Сын возлюбленный.

– Давай теперь посмотрим, что о крещении Иисуса написано в Евангелии от Луки, – предложил Владимир.

И они с Сашей продолжили листать Новый Завет. В Евангелии от Луки они нашли почти похожие строки: «И было в те дни, пришёл Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».

– Чем отличаются эти строки от предыдущих? – спросил Владимир.
– Практически, ничем! – ответила Саша – Только Лука уточняет, что Иисус пришёл к Иордану не просто из Галилеи, а из Назарета Галилейского. В остальном всё почти слово в слово совпадает с Евангелием от Матфея.
– Давай теперь откроем Евангелие от Марка, – предложил Владимир.
– Давай, – ответила Саша.

И они опять принялись листать Новый Завет. В Евангелии от Марка они опять нашли почти те же самые строки: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!»

– Тут ничего нового нет, – сказала Саша.
– Давай тогда сразу же прочитаем Евангелие от Иоанна.
– Давай!

И они принялись за чтение последнего евангелия. В нём они нашли строки, которые, в отличие от предыдущих евангелий, более подробно описывают крещение Иисуса: «Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нём. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий. На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: учитель, – где живёшь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живёт; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привёл его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречёшься Кифа, что значит: камень».

– Чем эти строки отличаются от всех предыдущих? – спросил Владимир.
– Во-первых, мы с тобой только сейчас узнали о том, что то место, где крестился Иисус, называлось Вифавара.
– Какие ещё отличия ты видишь в Евангелии от Иоанна?

– Хотя в этом евангелии крещение описано более подробно, но со слов Иоанна можно понять, что только один Иоанн Креститель видел, как Святой Дух сходил на Иисуса в образе голубя. Другие люди этого не видели. Кроме того, в этом евангелии нет ни слова о том, что Иоанн Креститель во время крещения Иисуса слышал голос, раздающийся с небес. Небеса молчали!
– То есть по словам автора последнего евангелия ничего сверх естественного в момент крещения Иисуса не происходило?
– Да!

– И обрати внимание, Саша, что это пишет Иоанн, ученик Иоанна Крестителя, который был непосредственным очевидцем крещения Иисуса в отличие от Матфея, Луки и Марка!

– А я обратила внимание ещё на то, что ученики Иоанна Крестителя сразу же назвали Иисуса учителем, хотя он их до этих пор ничему не учил. Почему же они именно так обратились к Иисусу?

– Я думаю, что ученики Иоанна Крестителя тоже были ессеями и увидели в Иисусе не просто учителя, а уже знакомого тебе Учителя праведности, известного по свиткам Мёртвого моря, который, наконец-то, воскрес перед ними в образе Иисуса. Кроме того, они почему-то сразу же назвали Его между собой Христом. Вероятно, они назвали его так в честь какого-то другого известного им Христа, которого они знали раньше, который даже когда-то мог жить среди членов Кумранской общины и воскрешения которого они с нетерпением ожидали!

– Всё это полностью совпадает с тем, что было написано в рукописях Кумранской общины.
– А теперь, Саша, ещё раз обрати внимание на название местности, где крестился Иисус.
– Это место называется Вифавара.

– До недавнего времени я тоже думал, что это место именно так и называется, но вчера в библиотеке я совершенно случайно узнал о том, что, оказывается, во всех самых древних рукописях Евангелия от Иоанна это место называлось совершенно по-другому. И вот Ориген, учитель Христианской Церкви, проживавший в Египте в III веке нашей эры, решил примерно через сто пятьдесят лет поправить Иоанна и заменить это название на Вифавару. С тех пор оно и фигурирует во всех текстах Евангелия от Иоанна до настоящего времени.

– Вот как! И как же это место называлось до исправления Евангелия Оригеном?
– Оно называлось Вифанией!
– Как, ещё одна Вифания?
– Да!
– Удивительно! У меня просто нет слов!
– Я тоже этому удивляюсь. Получается так, что в одной Вифании Христос был крещён, а в другой он вознёсся на небо. Случайно ли совпали названия одной и другой Вифании?
– Никакой случайности тут быть не может!
– Вот и я так думаю.
– Что же может скрываться за этим совпадением?

– Трудно сказать, но что-то всё-таки скрывается. Заметь также, что название Вифании практически совпадает с названием Вифинии. Это ещё раз наводит нас на мысль о том, что место крещения Иисуса Христа было выбрано далеко не случайно.

– Некоторые историки теперь говорят о том, что Иоанн Креститель имел прозвище Ха-Матбил – «Тот, кто омывает» и вначале был одним из ессеев. Потом он покинул Кумранскую общину и поселился на берегу Иордана, где и стал крестить иудеев.

– Значит, он поселился не где-нибудь, а именно в Вифании?
– Да, именно так!
– Как ты думаешь, почему Иоанн Креститель покинул Кумранскую общину?

– Вполне возможно, что к тому времени Захария, отец Иоанна Крестителя, уже умер. После этого Иоанна больше не устраивала прежняя жизнь в стенах обособленной Кумранской общины, и он устремился к более активной проповеднической деятельности, к изменению всего окружающего мира, он решил пойти в народ.

– Наверное, он хотел, чтобы не только жители Кумрана, но и все народы Иудеи и других соседних стран примкнули к движению ессеев.

– Вот именно! Он, как много позднее и Карл Маркс, тоже хотел построить Коммунистический Интернационал и даже отдал свою жизнь за это святое дело. Поэтому его имя должно быть высечено на камне точно так же, как имя Гая Блоссия, Аристоника, Сократа Христа, а также других неизвестных нам общественных деятелей. Недавно в одной из древних армянских книг я вычитал о том, что одним из самых первых приверженцев коммунизма, оказывается, был некто Бюраспи Аджахак. Он был предводителем персов и жил сразу же после потопа ещё во времена библейского Нимрода и даже был его подданным. Этот Бюраспи якобы хотел научить всех общественному образу жизни и всё время говорил о том, что никто не должен иметь ничего в собственности, но всё должно быть общим. И всё у него было открыто – и слова, и дела. Он не имел тайных мыслей, и всё, что таилось на сердце, – при всех предавал гласности своими устами. Он же установил право свободного дневного и ночного входа и выхода для друзей. Это, как писали древние историки, и «было его первое неблагое благодеяние». Впоследствии этот вполне мирный и дружелюбный человек был убит теми, кто не соглашался с его добрыми воззрениями, кто страшился из-за его доброты потерять свою личную собственность.

       (продолжение см. глава 11. Месть http://www.proza.ru/2008/01/07/238)

       (Другие произведения см. http://www.proza.ru/author/bipopof)