42. 42 татьяна александровна

Артём Киракосов
Артём Киракосов

ИЗ СТОЛА




сорок две кратко пересказанные мои мысли



42 | 42 * ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

Сегодня похороны. А я уезжаю: Скандинавия. Вся: Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания. Но, хочется рассказать, сказать. Этот тип русской женщины, который, мне кажется, вытащил всю жизнь нашу послевоенную в стране.

Без деталей. Мы посмотрели все фотографии с Леной и Владимиром Александровичем (дочка и муж; “вдовец” – ?). Скромная – вот главная черта. Удивительно рациональная, построившая всю свою жизнь на семью. Сначала муж – Владимир Александрович, потом дети – Лена и Саша, потом внучки и внук – Катя, Маня, Коля. На хорошем счету – всю жизнь – работа. ИТР. Лет сорок на закрытом предприятии. Инженер, летом – дача, участок (“классика” – 6 соток). Государственное предприятие дало пятиэтажку – три комнаты (“блочный”). Первая модель ЖИГУЛЕЙ. Державшаяся до самых последних времён, лет тридцать – сорок, что ли. Это всё, что можно было иметь, чего можно было добиться. Образование детям. Всё трудно, особенно, заработки. До последнего – работала на предприятии. Вот это – склеивать и склевать. Склеивать и склеивать эту жизнь, которая всё расклеивается и расклеивается, расклеивается и расклеивается. И ум. Немногословие, но всё очень точно. Всё по местам. Все вещи, все праздники, все даты, все люди, все дела. Организация – главное в семье. Великое хозяйство, которое кто-то должен вести, пока кто-то другой, кто-то ещё будет говорить о политике, о искусстве, о высоком. Кто-то ещё… Кто-то другой… Не дай нам Бог умереть после хозяек. Как мигом расклеивается жизнь. Таким трудом склеиваемая ими десятилетиями… десяти-летиями… десятилетиями…

Страна, спасённая такими Татьянами Александровнами. Жизнь, устроенная по-человечески. Питание, проживание, общение, здоровье… – да! всё! Семья… Наша устроенная жизнь, жизнь наших близких, друзей, родни, детей, внуков… внуков внуков…

К кому я теперь зайду на обед? В моём любимом Хотьково. Кто подумает, что до Москвы мне ещё ехать и ехать несколько часов по пробкам. Обед – это символ ЛЮБВИ. Вспомните старосветских помещиков Гоголя. Она о любви, о великой любви. Так почувствовал Анненский, Лев Анненский, литературный критик, и написавший чудесный очерк о этом. Я, как армянин, чувствую еду, что в ней! Какая любовь и какое единение! Трапеза, принятая из рук женщины, вырастившей и приготовившей всё это, и служащей тебе – как слуга и МАМА. Вот слово ключевое. Мы потеряли МАМУ. Маму большой семьи. Где не было деления на своих и чужих. И не клались своим – лучшие и жирнейшие куски за столом из передаваемого по кругу блюда. Ум, сдержанность, строительная смекалка и невыраженная любовь, которая
воплотилась в…

<…> Да что там!

– Я спокоен за неё. Она хорошо поисповедалась и хорошо причастилась. У неё легко на душе. Спокойно. Она всё понимает. И не лечилась даже. Сама только. Народными… Она предстанет перед Ним спокойно. Я уверен в ней, я доволен, я спокоен… Всем бы так уходить! – мой друг, отец Виктор (Григоренко).

Рак. Сгорела в месяц. Без всяких обид на Господа. Без истерик и нервов. И не мучила никого: лежала только неделю. Предприятие и помогло: автобусы, скидки в кафе, люди… Так и должно было быть. Скромно и тихо и складно. По-нашенски. Бедная страна! Вырастут ли наши жёны такими? Которые вот-вот сами станут бабушками? Пункт остановки – Татьяна Александровна… Это очень надёжно, вкусно, сытно, человечески, родственно, скромно и разумно по-хозяйски.

Господи! Упокой её с миром! Господи! она служила нам и отдала все свои силы нам, нашим детям, нашим друзьям. Она не делила входящего на пороге дома своего – на своих и не своих, близких и не близких. Она была открыта нам всем, всем. И – сегодня – много людей будут плакать по ней: соседи, сослуживцы, друзья, знакомые, дальние, не дальние… И придут проститься.

А я уезжаю – Скандинавия…

Мы купили с Ленкой красивую рамку. Для самой красивой, единственной постановочной, фотографии Татьяны Александровны. Сепия. 13х18. Шикарная рамочка, современная: “made in China”. Глубокая, задумчивая, красивая, нежная…

Господи! Упокой душу её с миром, Господи!..

Господи!



30-ое июля 2007-го года // 10:00 – 13:00