Об ордене храмовников

Вольфганг Акунов
+nnDnn+

Орден храмовников, он же — Орден тамплиеров (Templarii), храмовых господ, храмовых братьев, воинов (рыцарей) Храма (Milites Templi), бедных воинов во Христе и поборников Иерусалимского Храма и проч. — первым из духовно-рыцарских орденов, созданных в Палестине в период Крестовых походов, с самого своего основания направлял свою деятельность на решение чисто военных, хотя и оборонительных, задач - в отличие, например, от основанного гораздо раньше, примерно в 1040-е гг., еще задолго до начала Крестовых походов (вопреки попыткам папского престола приурочить его возникновение к освобождению Иерусалима от неверных крестоносцами герцога Годфруа Бульонского в 1099 г.!) Ордена иоаннитов-странноприимцев (госпитальеров).

В 1119 или 1120 г. французские рыцари Гуго де Пайен (Пэйн), Годфруа де Сент-Омер, Роллан, Годфруа Бизо, Пайен де Мондидье и Арчимбаут де Сент-Аман объединились в военное братство, дабы, во славу Пресвятой Матери Божией, вести целомудренной и благочестивую жизнь по сенью Гроба Спасителя, оборонять от нехристей Святую Землю и оказывать вооруженную защиту паломникам на пути через опасные области Сирии, Келесирии (нынешнего Ливана) и Палестины, охраняя их на пути от морского берега, к которому приставали паломнические корабли, от магометанских, а порой - что греха таить! - и от христианских придорожных разбойников. Король Иерусалимский Балдуин Второй Булонский предоставил в их распоряжение часть своего дворца, построенного на месте древнего Храма Соломонова ( поэтому их и стали называть "храмовниками" или "рыцарями Храма", хотя первоначально они сами называли себя "бедными соратниками Христа" - pauperes commilitones Christi), а каноники Церкви Гроба Господня — несколько расположенных поблизости зданий для размещения бедных пилигримов, которым было нечем заплатить за ночлег на городских постоялых дворах.

Первоначально орденское одеяние храмовников состояло из надетой поверх брони серой монашеской рясы с небольшим прямым красным крестом (какой нашивало себе на одежду большинство крестоносцев) и веревочного пояса, который они не должны были снимать, как символ целомудрия и воздержания, ни при каких обстоятельствах.

Лишь по прошествии долгого времени, а именно - после взятия мусульманской крепости Аскалон (ныне - Агкеорн в Израиле) в 1153 г., римский Папа в награду за храбрость, проявленную храмовниками при штурме, даровал им новое орденское облачение, состоявшее из белого льняного плаща с кроваво-красным восьмиугольным крестом (символ готовности к мученичеству в борьбе за веру) и белого льняного пояса (символ душевной и сердечной чистоты). Следует подчеркнуть, что тамплиерский крест был отнюдь не восьмиконечным (с "ласточкиными хвостами" на концах), как, например, крест иоаннитов-странноприимцев или кавалеров Святого Лазаря, а именно восьмиугольным - концы этого креста расширялись в форме "иерихонских труб", в ознаменование того, что стены Аскалона пали перед тамплиерами как некогда стены библейского Иерихона пали при звуках труб воинства пророка Иисуса Навина.

На ранней печати Ордена Храма изображался, в соответствии с его названием, Храм Соломонов, а позднее - два всадника (храмовник и находящийся под его защитой паломник). Но со временем рисунок печати изменился и стал изображать двух храмовников на одном коне, что должно было символизировать их бедность (не позволявшую якобы каждому храмовнику приобрести себе лошадь - хотя в то же время известно, что по Уставу каждому рыцарю Храма полагалось иметь целых  т р и  лошади, и, разумеется, на одного, а не на двоих!). Недоброжелатели, однако, не замедлили истолковать это изображение как намек на склонность храмовников к однополой любви, что сыграло позднее свою роль в процессе над тамплиерами.

Орденское знамя было черно-белым, хотя точно неизвестно, каким именно - то ли состоящим из двух горизонтальных полос (черной сверху и белой снизу), как знамя Прусского королевства в позднейшие времена, то ли из нескольких чередующихся черно-белых полос (горизонтальных или вертикальных), то ли в черно-белую клетку, наподобие шахматной доски (вследствие чего и полы в ложах считающих себя наследниками тамплиеров направлений современного франкмасонства выложены чередующимися в шахматном порядке черно-белыми плитками). В пользу последнего варианта говорит название тамплиерского знамени — "Босеан" ("Босан"), что на старофранцузском языке означает "пегая кобыла". Тамплиеры использовали несколько различных боевых кличей: "Босеан!", "Христос и Храм!"("Christus et Templum!") и, пожалуй, самый знаменитый и загадочный: "Бог Святая Любовь!" ("Dieu Saint-Amour!").

Белый цвет орденского облачения указывал на тесную связь тамплиеров с монашеским орденом цистерцианцев (носивших белые рясы), устав которых был заимствован рыцарями Храма (в то время как черное облачение иоаннитов-госпитальеров указывало на их происхождение от носивших черные рясы монахов-бенедиктинцев).

В мирное время тамплиеры носили шапочки из белой льняной материи, завязывавшиеся под подбородком, а поверх них - круглые шапочки-скуфейки красного цвета. Любопытно, что члены противостоявшего ордену Храма (но иногда вступавшего с тамплиерами в соглашение и даже выплачивавшего им дань) мусульманского измаилитского (еретического, с точки зрения "правоверного" ислама) ордена ассасинов носили белую одежду с красными тюрбанами и кушаками, что вполне соответствовало тамплиерской "цветовой гамме".

В отличие от братьев-рыцарей и братьев-священников (клириков) Ордена Христа и Храма, "услужающие братья" (сервиенты или сержанты) носили облачения черного или коричневого цвета.

Красный цвет тамплиерского креста, являвшегося, по большому счету, символом крестоносца вообще, обязан своим происхождением событию, происшедшему на Клермонском соборе католической церкви в 1095 г. Папа римский Урбан Второй, получивший, как глава всех западных христиан, послание с просьбой о помощи от Василевса (Императора) Восточной Римской (Ромейской) империи ("Византии") Алексея Комнина, владениям которого угрожали турки-сельджуки, призвал участников собора выступить в поход для защиты христиан Востока. Выражение "Крестовый поход“ тогда еще не употреблялось, сами участники этих военных предприятий для освобождения Гроба Господня от мусульман называли себя просто "пилигримами", т.е. паломниками, а свои походы – "паломничеством" (peregrinatio), подчеркивая тем самым религиозный аспект предприятия в качестве основного.

В порыве воодушевления Папа, сорвав с себя багряницу, стал раздирать ее на полоски и раздавать их всем, согласившимся выступить на Восток. Они нашивали эти полоски крестообразно на одежду, желая тем самым уподобиться Христу, взять на себя Крест и нести его вослед Спасителю. Разумеется, лоскутков от папского облачения на всех желающих не хватило. Остальным пришлось изготовить себе кресты из другой ткани, но, желая уподобиться тем немногим, которые как бы получили паломнический крест и благословение от самого наместника Бога на земле, они также использовали для своих крестов материю красного цвета, "в тон" папской багрянице. Лишь позднее, по мере постепенного появления у паломников из разных стран Европы зачатков национального самосознания, матерчатые кресты на их одеждах и знаменах стали принимать различную окраску.

К XIII в., если верить средневековому хронисту Мэтью (Матвею) Парижскому, среди английских пилигримов утвердился червленый, т.е. красный крест («Крест Святого Георгия); среди французов – серебряный, т.е. белый; среди итальянцев – желтый или лазоревый (синий); среди немцев – черный, среди фламандцев – зеленый, среди испанцев – пурпурный, среди шотландцев – косой серебряный "андреевский крест", и т.д. - хотя, конечно, были и исключения. Так, например, рыцари ордена Святого Лазаря (в большинстве своем итальянцы), носили на своих черных плащах с белой каймой крест не лазоревого, а зеленого цвета и т.п.

В то же время красный крест продолжал служить общим символом всех крестоносцев, готовых пролить кровь ради освобождения Святой Земли от гнета иноверцев. А тамплиеры служили как бы образцом, или, выражаясь современным языком, "архетипом" этого "нового рыцарства". Поэтому "общекрестоносные" красные кресты украшали их одеяния, щиты и флажки на пиках. Впрочем, сохранились изображения рыцарей Храма со щитами черно-белой расцветки (наподобие их знамени "Босеан"), а также со щитами, украшенными красным крестом на черно-белом поле (а в некоторых случаях - даже с крестами не красного, а черного цвета, вообще-то утвердившимися в качестве эмблемы другого, Тевтонского, военно-монашеского ордена).

Интересно, что на целом ряде сохранившихся миниатюр, настенных росписей и других изображений, сохранившихся до наших дней, тамплиеры представлены в белых одеяниях, украшенных не красным (как бы им полагалось по орденским Правилам), а черным крестом. Такой же черный крест украшает их копейные флажки-прапорцы, щиты и шлемы. Да и такой, казалось бы, знаток Средневековья, как французский писатель Морис Дрюон, автор исторической эпопеи о династии Капетингов "Проклятые короли", в своем романе "Железный король" представляет Великого магистра тамплиеров Жака де Молэ облаченным в белый плащ с черным крестом.

Девизом Ордена тамплиеров служили слова псалма 113: "Non nobis, Domine, non nobis, sed nomini Tuo da gloriam" ("Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу"), звучащие в русском переводе Псалтыри несколько иначе: "Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему да будет хвала". Любопытно, что наш незабвенный Государь Император Павел Петрович, с огромным уважением относившийся к традициям истинного рыцарства, при восшествии на Престол повелел отчеканить новые рубли с тамплиерским девизом (в сокращенной форме: "Не нам, не нам, но Имени Твоему"), вместо своего портрета, на аверсе. Кстати, сохранились изображения государственного орла Всероссийской Империи первых лет правления Павла Петровича с лапчатым тамплиерским крестом на шее, поверх герба. Возможно, симпатии Царя-рыцаря к храмовникам объяснялись влиянием на него воспитателей-масонов (в частности, Н.И. Панина), некоторые из которых принадлежали к "тамплиерским" градусам. Впоследствии Павел Петрович, вероятно, вышел из-под влияния масонов-"тамплиеров", и отдал предпочтение рыцарям другого ордена, исторически всегда соперничавшего с храмовниками и завладевшего после 1312 г. немалой частью тамплиерских владений и имущества - ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Впрочем, все это случилось гораздо позже...

Орден храмовников был официально узаконен, т.е. признан Папой Гонорием Вторым только в 1128 г.

В 1128 г. цистерцианский монах Бернар Клервосский, тогдашний "духовный отец" западных христиан, суровый мистик и упорный защитник иерархического авторитета, пользовавшийся в свое время на Западе всеобщим почитанием и преклонением, по настоянию короля Иерусалимского Балдуина сочинил первый проект орденского устава храмовников. Его правила, подтвержденные собором римско-католической церкви в Труа, легли в основание дальнейших 72 параграфов тамплиерского Устава (Статута, или Статутов).

Они повторяли положения, которые Гуго де Пайен и его соратники положили в основу своей общины, и присоединили к ним отдельные параграфы из Устава древнего братства иерусалимских "каноников Гроба Господня" (сепульхриеров), а также из устава монашеского ордена цистерцианцев, реформированного тем же Бернаром Клервосским. Новыми были лишь те пункты Устава, которые касались военной деятельности ордена. Кроме подробных указаний относительно молитвенных правил, порядка богослужения, соблюдения постов и обхождения с больными и бедными, храмовникам внушалась необходимость почтительного отношения к престарелым и беспрекословного повиновения вышестоящим орденским начальникам.

Всякий рыцарь Храма был обязан избегать каких бы то ни было мирских удовольствий, развлечений и наслаждений, в том числе такой излюбленной забавы западного рыцарства, как турниры и охота (кроме охоты на львов; дозволение храмовникам охоты на львов могло иметь и символическое значение, учитывая столь часто встречающуюся в священных книгах христиан характеристику дьявола как "Князя Мира сего, коий, аки лев рыкающий, ищет, кого бы пожрати", и неустанная борьба с которым не на жизнь, а на смерть рассматривалась в качестве первейшей и главной жизненной задачи всякого христианина, а тем более монаха, каковым являлся всякий храмовник - отсюда и уставная формула "Дабы лев был всегда поражаем").

Членами ордена могли состоять и женатые, но они не имели права носить орденские отличительные знаки (белый льняной плащ и пояс). Никаких украшений на платье и оружии не допускалось, равно как и пользование родовыми гербами. Как истые монахи, члены ордена Храма в мирное время были обязаны оставаться в своих кельях, делить со своими собратьями скромную общую трапезу и довольствоваться жестким ложем (на двоих полагалось одно одеяло), не брить бороду и редко мыться, демонстрируя этим презрение к плоти.

Братьям Ордена Христа и Храма воспрещались всякие праздные разговоры. Без разрешения начальника они не имели права отлучаться из общежития и не могли ни с кем обмениваться письмами, даже с родителями. Вместо мирских развлечений тамплиер был обязан усердно молиться и ежедневно, со слезами и стенаниями, приносить покаяние Богу. Радостно и безбоязненно должны были рыцари Христовы идти на смерть за святую веру, проявляя постоянную готовность "душу свою положить за други своя".

Новому Ордену, в котором жизнь и смерть его членов принадлежали Творцу, были отверсты сердце и руки христиан всей Западной Европы. В тамплиерах видели бойцов во славу Божию, которые, чуждые всякого честолюбия, возвращались из битвы в тишину своих храмов; молящихся монахов, которые, однако, никогда не наслаждались безмолвной тишиной и безмятежностью монастырской жизни; воинов, смело шедших навстречу опасностям и жаждавших самопожертвования. В своем сочинении "Похвала новому рыцарству", написанному в честь недавно основанного ордена храмовников, Бернар Клервосский добился всеобщего признания этого "ордена нового типа", а именно - духовно-рыцарского ордена. Тем самым именно благодаря Бернару, произошло слияние двух прежних великих идеалов Средневековья - монашеского и рыцарского, в единое целое.

То обстоятельство, что средневековое рыцарство являлось не просто воинской кастой, существовавшей в той или иной мере у всех народов и во все времена, подтверждается тем звучанием и содержанием, которые сохранили даже в нашем сегодняшнем языке слова "рыцарь" или "кавалер". С этими словами неотъемлемо связаны такие понятия, как ЧЕСТЬ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ, ЗАЩИТА ВДОВ, СИРОТ И ВООБЩЕ СЛАБЫХ И БЕЗЗАЩИТНЫХ, ВЕРНОСТЬ ДОЛГУ и другие ДОБРОДЕТЕЛИ — не побоимся этого слова! С другой стороны, оказалось не так уж трудно слить воедино монаха и рыцаря, ибо монах Восточной Церкви (а первые монахи и монастыри появились на Востоке, прежде всего в Египте) превратился на христианском Западе в члена монашеского ордена.

Ушедший от "мира и всего, что в мире", инок-аскет, живший только молитвой и стремлением к спасению собственной души, превратился на Западе в живущего по четко регламентированному духовному уставу, в соответствии с новым, строгим распорядком орденского монаха — подчиненного строжайшей дисциплине воина Церкви. Его жизнь была настолько схожа с жизнью воина (рыцаря), что легко удалось слить эти два типа воедино. Из этого слияния родилось нечто новое - рыцарь духовно-военного ордена, не относившийся в полной мере ни к рыцарскому, ни к духовно-монашескому миру, а служивший как бы связующим звеном между этими обоими мирами.

Этот новый тип человека и христианина нашел свое наиболее полное выражение в традициях и действительности ордена храмовников. Если дотоле постриг принимали только священники и монахи, то отныне особое духовное посвящение, необходимое для осуществления их особой духовной миссии, стали принимать и рыцари. Если дотоле чтение Часослова было обязанностью только священников и монахов, отныне это стало и обязанностью рыцаря ордена, даже во время несения военной службы (правда, в форме кратких молитв). Если ранее только монастыри были обязаны постоянно творить дела милосердия, предоставляя нуждающимся кров и пищу, то отныне и замки рыцарского ордена стали выполнять те же задачи.

Вскоре вся Европа оказалась усеяна постоялыми дворами Ордена Христа и Храма (активно строившим также часовни, церкви, замки, гостиницы и дороги). Если дотоле образование, умение читать, писать и изъясняться на "международном" латинском языке было исключительной привилегией священников и монахов, то теперь, если верить летописям, все тамплиеры (не только братья-священники ордена, но и братья-рыцари!) были настолько образованы, что умели читать, писать, считать и свободно владели не только орденским "языком общения" - французским - но и латынью, многие арабским, а некоторые даже древнееврейским! Именно храмовники ввели в обращение долговые расписки, дорожные чеки и векселя (имевшие до того хождение лишь среди иудеев). Заплатив определенную сумму денег в кассу орденского замка где-нибудь во Франции, тамплиер или иной паломник, направлявшийся в Святую Землю, получал там лоскут пергамента или бумаги, в обмен на который кассир Ордена Храма выдавал ему деньги по прибытии в Иерусалим. Возможно, это укрепляло их непросвещенных современников во мнении, что "c тамплиерами дело нечисто"!

Вскоре после основания Орден освободился от духовной опеки и контроля со стороны латинского патриарха Иерусалимского (а позднее — и епископов) и перешел в прямое подчинение римского Папы, при дворе которого постоянно пребывал орденский посол, т.н. прокуратор. Все рыцари-храмовники получили от Папы исключительное, уникальное право исповедовать в военно-полевых условиях любого собрата по Ордену и отпускать ему грехи! С другой стороны, братья-священники играли активную роль во всех сферах орденской жизни, не ограничиваясь только духовным окормлением своей паствы. Эти капелланы были обязаны вести безупречный образ жизни, во всем повиноваться Магистру и жить в определенном месте. Клирики аристократического происхождения могли достигать в Ордене Храма высших должностей.

Ярким подтверждением этого обстоятельства являются материалы положившего конец существованию ордена процесса тамплиеров — среди арестованных и осужденных тамплиеров числилось чрезвычайно много капелланов, т.е. священников. Начиная с середины XIII в. капелланы при вступлении в Орден Христа и Храма должны были произносить те же клятвы, что и рыцари-монахи. Среди прочих членов Ордена священники выделялись только благодаря привилегиям, связанным с их духовным саном. Тем не менее, только после ревизии Устава в середине XIII в. члены Ордена Христа и Соломонова Храма стали формально подразделяться на братьев-рыцарей, братьев-священников и "полубратьев" (лат.: семифратрес), или "услужающих братьев" (воинов и слуг), именуемых иногда "братьями-клиентами" (лат.: fratres clientes).

Правила, выработанные для Ордена храмовников на церковном соборе в Труа при деятельном участии Бернара Клервоского ("Regula pauperum commilitonum Christi templique Salomoniaci") содержали почти одни только общие положения, а потому, в соответствии с потребностями времени, вскоре понадобилось их расширение и преобразование. Эти добавления получили окончательную редакцию к середине XIII в. и составили вместе с "Regula" одно систематическое целое. Кстати, знакомство с полным орденским уставом у храмовников, в отличие от других орденов, требовалось только от высших членов тамплиерской иерархии.

Члены низших категорий Ордена Христа и Храма знакомились с уставом лишь постольку, поскольку это диктовалось их служебным положением. Они были обязаны иметь лишь представления и сведения об общем духе, целях и задачах ордена. Данное обстоятельство позднее послужило одной из причин распространения самых фантастических небылиц о якобы исповедовавшемся в недрах ордена храмовников "тайном еретическом учении", идолопоклонстве и т.п. абсолютно недоказуемых гипотез - конечно, если не считать признание поджариваемых на медленном огне и вздернутых на дыбу обвиняемых доминиканской инквизицией храмовников своей вины "царицей доказательств"!

Община рыцарей Храма имела строго иерархическое устройство.

Из центра в Иерусалиме, где находился главный Дом Ордена храмовников, активность бедных соратников Христа и Храма Соломонова, в соответствии с четко установленной иерархией, распространялась на все владения Ордена.
 
Главными должностными лицами Ордена Христа и Храма были:

- Магистр (впоследствии - Великий Магистр) - государь могущественный, но подчиненный в большинстве случаев решению капитула, где сам он имел только один голос;

- Сенешаль, ведавший снабжением и бытом Иуресалимского Дома; в случае отсутствия Магистра по каким-либо причинам (отъезда, болезни, смерти в бою или плена) Сенешаль заменял его. Сенешалю прислуживали два оруженосца, орденский брат из низших чинов, капеллан, писцы и двое пеших слуг.

 
- Маршал, ответственный за военную подготовку и дисциплину в монастыре и нередко во время войны его возглавлявший;

- Смотритель одежд (ризничий), занимавшийся экипировкой орденских братьев.
 
Великому Магистру Ордена бедных соратников Христа и Храма Соломонова (или Ордена бедных рыцарей Иерусалимского Храма) подчинялись Великие приоры, Великим приорам - байлифы или бейлифы (именовавшиеся также "бальи" или "пилье", что буквально означает "столпы", "опоры"), байлифам — приоры, а приорам — командоры. Следует, однако, учитывать, что титулатура высших должностных лиц Ордена Храма в разные времена и в разных странах существенно варьировалась. Так, Великий приор мог именоваться "командором провинции", "магистром" или "Великим прецептором", а командор (комендант орденского замка-монастыря) - "прецептором".

Особо важную роль в структуре бедных соратников Ордена Христа и Храма Соломонова играл командор Акры (Аккона, Сен Жан д Акра, Еккарона, Акрона, Птолемеиса, Птолемаиды) - главного (а впоследствии - единственного) порта Ордена Христа и Храма в Земле Воплощения. Любопытно, что командор Акры назначался не из числа братьев-рыцарей, а из числа братьев-сервиентов (услужающих братьев) Ордена, и подчинялся Великому прецептору Ордена Храма (назначавшемуся из числа братьев-рыцарей). Командоры занимали чрезвычайно важное место среди братьев-рыцарей Ордена бедных соратников Христа и Храма Соломонова. Эти должностные лица Ордена бедных рыцарей Иерусалимского Храма, избираемые из числа наиболее опытных и одаренных братьев-рыцарей, управляли определенными территориями или областями орденского государства храмовников, являясь одновременно комендантами замков-монастырей, представлявших собой церковные, военно-административные и хозяйственные центры означенных территорий.

Соответственно, на командоров, подчиненных (магистрам орденских провинций, или провинциальным магистрам)орденским руководством возлагались  церковные, административно-хозяйственные и военные функции. В военное время командоры возглавляли отряды орденских братьев-рыцарей, несших военную службу в подчиненных им округах-командорствах (командориях) и составлявших конвент (совет) их командорств (с которым командоры, в случае необходимости, советовались по важным вопросам), и представляли собой своеобразный командный состав среднего звена. Положение и должность обязывали командоров Ордена бедных рыцарей Иерусалимского Храма сражаться в первых рядах, поэтому потери среди них были особенно велики.

Красные кресты на белом одеянии командоров, обозначая их высокий ранг, были большего размера, чем у рядовых братьев-рыцарей.

Заместителем командора был так называемый домовый командор (командор орденского дома), облеченный правом принятия решений в отсутствие (а также в случае тяжелого ранения, болезни или гибели командора).

Командор руководил вверенным ему командорством, или командорией, не единолично, а вместе с Конвентом — собранием рыцарей данного командорства. Рыцари, подчинявшиеся командору, назывались попечителями, могли иметь различные "специализации" и в соответствии с ними называться, например: надзирателями за рыбными угодьями, надзирателями за лесами, мельницами и т.д.

Командоры трех провинций Востока - Иерусалима, Триполи и Антиохии - были подчинены только магистру и генеральному капитулу; каждый из них имел под своим началом собственного маршала и смотрителя одежд.
 
Ступенью ниже в орденской иерархии за командорами Провинций шли шателены (управляющие замками) и командоры Домов; были еще командоры рыцарей, которые подчинялись маршалу своего монастыря.
 
Смотрители Домов, часто бывшие только сержантами, управляли сельскими владениями Ордена Христа и Храма.

Легковооруженные конные отряды наемников, набираемые из числа местных жителей(туркополов или туркопулов) подчинялись орденскому туркополье (turkopolier).  Наемные пехотинцы-сержанты (сервиенты), получали приказы от орденского Знаменосца.

Наиболее гибкой структурой обладали десять или двенадцать (число их не было постоянно) провинций Запада: Франция, Англия с Шотландией и Ирландией, Фландрия, Овернь, Пуату, Аквитания, Прованс, Каталония, Арагон, Португалия, Апулия, Сицилия, Венгрия - всюду имелись магистры или командоры, но командоры нередко управляли одновременно несколькими провинциями, например, Провансом с Каталонией, или "Провансом и различными частями Испании".

Орденский Монастырь храмовников в Испании был аналогом Заморского, палестинского Дома Ордена,  поскольку на территории Иберийского полуострова, от Наварры до Мерсии, бедные соратники Христа и Храма Соломонова беспрерывно воевали, как и в Святой Земле.
 
Но все прочие, тыловые провинции Ордена храмовников, в отличие от фронтовых провинций тамплиеров (палестинской и испанской), существовали лишь для того, чтобы оказывать этим двум провинциям экономическую поддержку, обеспечивая храмовникам Испании и Святой Земли возможность вести военные действия против сарацинов. Исключение делалось только для некоторых прибрежных городов, таких, как Тулон, где тамошнее командорство Ордена Храма включалось в местную оборонную систему.

Владения Ордена Храма подразделялись на провинции, которыми управляли Великие командоры.

Каждая орденская провинция состояла, в свою очередь, из командорств.
 
Во главе командорств стояли командоры. Типичное сельское командорство представляло собой большую ферму, на которой проживало несколько орденских братьев.
 
В командорстве имелась церковь, гостиница для странников, а также множество сельскохозяйственных построек.

Командорство представляло собой административный центр, из которого осуществлялось управление имуществом Ордена Христа и Храма в прилегающей округе.
Обычно командорство представляло собой прямоугольник стен с башнями по четырем углам, внутри которого помещались другие строения. Вот почему командорства производили впечатление крепостей, хотя башни выполняют роль скорее опоры, чем защиты.
 
Такое сооружение не смогло бы устоять перед настоящим штурмом, но было достаточно надежным укрытием против банды грабителей.
 
Обнесенный стенами прямоугольник представлял собой ядро командорства. Довольно часто его окружали рвами с двух или трех сторон, остальные же прикрывались прудом природного или искусственного происхождения.
 
Поскольку потребление мяса было строго ограничено уставом, этот пруд являлся одновременно средством обороны, источником питьевой воды и садком для разведения рыбы.

В прямоугольнике командорства располагался "Большой дом" (во многих местах название сохранилось) - фактически это монастырский дом с кельями для братьев-рыцарей и возглавлявшего их командора. В "Большом доме" могло быть  два или более этажей (отсюда название), в стены часто были встроены опорные башенки.
Именно в этом доме располагалась рыцарская часовня - пустая комната без окон, квадратная или прямоугольная, которую не следует путать с часовней командорства, открытой для всех.
 
Внутри прямоугольника командорства были расположены и все остальные дома: фермерские, "странноприимные" и ремесленные.
 
Обычно монастырская часть, иными словами, "Большой дом", была отделена от прочих стеной. Остатки подобных стен сохранились почти во всех командорствах храмовников.
 
Фермерские дома были предназначены для пахарей, пастухов, конюхов и т. д. Занимаясь обработкой угодий, они жили там семьями, но доступ в орденский монастырь был для них - особенно для женщин - закрыт.
 
В "странноприимном" доме, или на постоялом дворе, обитали путешественники и, в зависимости от положения командорства, паломники. Довольно часто за стенами имеется лечебница или лепрозорий.
 
У каждого командорства имелись свои фермы, или, как их называли, хозяйства, которые эксплуатировались по-разному, в зависимости от установившихся в том или ином регионе традиций и обычаев: крепостное право в Бри, вассальное подчинение в Нормандии, испольщина в Лимузене.
 
Кроме хозяйств, в распоряжении командорств находилось и другое имущество: хижины, сторожки, кузницы, печи для обжига черепицы, склады и другая недвижимость.
 
Удаленные владения назывались камерами (саmегае). Каждой камерой управлял один орденский брат, или ее сдавали в аренду лицам, не состоявшим в Ордене Христа и Храма.
 
Командор каждого командорства ежегодно переводил определенную сумму (респонсию) великому командору провинции. В свою очередь великий командор направлял собранные средства в главный Храм Ордена, располагавшийся за морем, в Земле Воплощения.
 
Великий командор орденской провинции проводил ежегодное совещание, называемое капитулом.
 
В ходе совещания командоры отчитывались и передавали деньги для отсылки в Святую Землю или в Испанию.

Раз в несколько лет проводился великий капитул, на котором собирались великие командоры, которые, в свою очередь, отчитывались и расплачивались.

На великом капитуле назначались новые управляющие и совершались таинства.
Как уже говорилось выше, командорства Ордена бедных соратников Христа и Храма Соломонова состояли, в свою очередь, из более мелких организационных единиц, или подразделений – прецепторий, во главе с прецепторами. Аналогичная ситуация существует и в настоящее время в некоторых Великих Приорствах (Приоратах) Суверенного Военного Ордена Иерусалимского Храма. Так, например, в Великом Приорстве Англии насчитывается всего шесть командорств, но каждое из этих командорств состоит из десяти прецепторий.

"Маршал" был главным полководцем ордена Храма и заведовал его военным делом. В военное время братья-рыцари и услужающие братья состояли под его непосредственным началом.

"Великий прецептор Иерусалимской области" был хранителем орденской казны. В этом своем качестве он ведал также размещением братьев по различным орденским замкам-монастырям и надзирал над всеми орденскими поселениями, фермами и имениями. Под его начальством находились также принадлежавшие ордену Храма корабли, стоявшие на якоре в порту Акры (Аккона). Он же распоряжался военной добычей. При нем находился орденский "портной" (интендант или ризничий), ведавший снабжением братьев ордена одеждой, а их коней - сбруей.

В обязанности "командора Святого града Иерусалима" входило выполнение первоначальной общеорденской задачи тамплиеров. Вместе с 10 рыцарями под черно-белым орденским знаменем "Босеан" он должен был сопровождать паломников к реке Иордану, снабжая их необходимыми припасами и лошадьми.

Подобные же высшие орденские должности были введены позднее и в провинциях, с XII в. вошедших в состав ордена Храма, а именно - в Триполи, Антиохии, Франции, Англии, Пуату, Арагоне, Португалии, Апулии (Южной Италии) и Венгрии. Каждая орденская провинция управлялась особым комтуром, которому были подчинены комтуры отдельных, более мелких, тамплиерских территориальных единиц.

Великому Магистру подчинялись Великие приоры, Великим приорам - байлифы (именовавшиеся также бальи или пилье, что буквально означает "столпы", "опоры"), байлифам — приоры, а приорам — командоры (или комтуры). Следует, однако, учитывать, что титулатура высших должностных лиц ордена Храма в разные времена и в разных странах существенно варьировалась. Так, Великий приор мог именоваться "комтуром провинции", "магистром" или "Великим прецептором", а командор (комендант орденского замка-монастыря) - "прецептором".

Название должности "прецептора" происходит от того, что он был обязан выполнять порученную ему магистром задачу ( от лат. praecippimus tibi = поручаем тебе).

Как мы уже знаем, члены ордена Храма подразделялись на рыцарей, капелланов-священников и услужающих братьев-сервиентов (servientes), от названия которых произошло впоследствии слово "сержант".

Сервиенты, в свою очередь, подразделялись на оруженосцев, сопровождавших братьев-рыцарей в военных походах, и на разного рода слуг и ремесленников.

Наряду с этими тремя разрядами членов ордена Христа и Храма Соломонова, существовал еще и четвертый - светские члены ордена. В их число входили как дворяне, так и люди простого звания, мужчины и женщины, которые по собственной воле выполняли целиком или частично орденские предписания, но не жили в орденских замках-монастырях (подобно монашествующим в миру). К числу этих светских членов ордена Храма принадлежали также "донаты" (donati), добровольно оказывавшие ордену какие-либо услуги, и т.н. "облаты" (oblati), уже с детства предназначенные родителями ко вступлению в Орден Христа и Храма и воспитанные в духе верности его Уставу.

Каждому рыцарю Храма, как уже говорилось, полагалось иметь три лошади, одного оруженосца и один шатер. Все члены Ордена получали одинаковые по качеству и количеству пищу, оружие и одежду.

Из числа услужающих братьев, которые, в отличие от белых одеяний "братьев-рыцарей", носили черную и коричневую (бурую) одежду и такой же плащ, назначались пять низших должностных лиц ордена:

1) т.н. "подмаршал" ("низший маршал"), в непосредственном подчинении у которого в военное время находились все "сервиенты",

2) знаменосец ордена,

3) управляющий земельными владениями ордена,

4) главный кузнец ордена,

5) командор порта Аккон.

"Подмаршал" считался помощником главного орденского маршала и обязан был обеспечивать орден оружием и держать это оружие в порядке. Знаменосец, возивший в боях "Босеан" за Великим Магистром, был в то же время начальником всех оруженосцев, которых он приводил к присяге, а по окончании срока их воинской службы увольнял.

Уставом было точно определено, сколько каждому орденскому брату полагалось одежды, постельных принадлежностей и оружия; был точно установлен порядок дня в отношении молитв, посещения храма, трапез и т.д., Столь же строго и подробно регламентировались все военные обычаи в походе, при осаде, в лагере, на поле боя, распорядок дня и работа капитула. За престарелыми, слабыми и больными братьями был установлен чрезвычайно внимательный уход.

Орденский "альмоньер" (милостынедатель), т. е. попечитель о бедных, получал ежедневно десятую часть всех хлебных запасов для раздачи нуждающимся. Существовало также специальное Уложение о наказаниях, предусматривавшее различные кары за нарушение орденских правил.

Преступления (воровство, убийство, бунт, побег, кощунство, трусость перед лицом врага, сообщение постановлений Капитула не допущенному к участию в заседаниях Капитула брату, симония и мужеложество) карались исключением из ордена, а менее тяжелые проступки (неповиновение начальникам, клевета на брата, оскорбление действием брата или другого христианина, общение с продажными женщинами, отказ брату в пище и питье) - временным лишением права на ношение орденской одежды. Изгнание из ордена Храма означало для изгоняемого лишение источника существования - ведь, вступая в орден, тамплиер вносил в него все свое имущество, которое обратно уже не возвращалось.

Кто лишался белого орденского плаща, был обязан трудиться вместе с рабами, есть на голой земле и не сметь прикасаться к оружию. Даже после того, как ему возвращали орденский плащ, он уже никогда не мог достичь в Ордене высшей должности или давать показания против кого-нибудь из братьев.

Желавший вступить в Орден Христа и Храма в качестве полноправного члена ("белого плаща") должен был обладать отменным здоровьем, происходить от законного брака и из рыцарского рода. Он также должен был не состоять в браке, не быть отлученным от Церкви, не быть связанным присягой с каким-либо другим духовным орденом и не добиваться приема в Орден при помощи посул или подарков.

Перед торжественным приемом в Орден Храма, кандидата, успешно отбывшего год предварительного искуса (послушничества, или новициата), два брата-рыцаря отводили его в особую комнату при орденском храме на собеседование о серьезности его намерений и обременительности тех обязанностей, которые он собирается взять на себя. Если же кандидат, вопреки всему, оставался твердым в своем решении, то, с разрешения Капитула, его вводили в храм, приводили к присяге на Святом Евангелии и с соблюдением торжественных церемоний облачали в белый орденский плащ.

Самовольно выходить из Ордена Храма было строжайше запрещено. Если выбывший из Ордена храмовник снова хотел в него вернуться, он должен был в любую погоду стоять с непокрытой головой у входа в "орденский дом" и, преклоняя колена перед каждым входящим и выходящим храмовником, слезно молить о прощении.

По прошествии определенного времени милостынедатель предлагал кающемуся подкрепиться пищей и питьем и сообщал капитулу, что брат-отступник молит проявить милосердие и принять его обратно в орден. В случае согласия капитула, кающийся проситель, голый по пояс и с вервием (веревкой) вокруг шеи, являлся перед собранием капитула, на коленях и со слезами сердечного сокрушения молил о приеме и заявлял о своей готовности понести самое суровое наказание. Если он затем в течение назначенного срока приносил "достойный плод покаяния", капитул возвращал ему его прежнюю орденскую одежду.

Как уже говорилось выше, Великий Магистр храмовников принимал важные решения не единолично, а лишь посовещавшись с "Генеральным капитулом" (в особо экстренных случаях - с Иерусалимским конвентом, т. е. общим собранием всех тамплиеров, несших службу в Иерусалиме) и только с их согласия мог объявлять войну, заключать мир, совершать покупки и продажи и т. п.

Генеральный капитул состоял из высших должностных лиц всех орденских областей и наиболее опытных рыцарей, приглашаемых на совет Великим Магистром; Капитул этот созывался лишь в особо важных случаях вследствие сопряженных с ним чрезвычайных расходов. Орденские дела, касавшиеся только отдельной провинции, обсуждались на заседании провинциального капитула под председательством соответствующего прецептора.

Поскольку Орден рыцарей Христа и Храма благодаря своему воинственному характеру, привлекавшему к вступления в него многочисленных представителей знати, в наибольшей степени отвечал тогдашним представлениям об идеальном рыцарстве, раскрашенному в самые яркие краски поэтической фантазией того времени (не случайно в "Парсифале" Кретьена де Труа и Вольфрама фон Эшенбаха хранителями Святого Грааля выступают рыцари-храмовники в белых одеяниях, а в легендах Артуровского цикла щит идеального рыцаря Круглого стола - сэра Галахада был украшен гербом тамплиеров - красным восьмиугольным крестом на белом поле!) и пользовался благоволением государей, щедро одаривавших его землями и привилегиями, численность тамплиеров быстро возрастала.

Столь же стремительно росли богатства и владения ордена, хотя и подчиненные его главному иерусалимскому "Храму", но разбросанные по разным странам, что оказалось позднее одной из причин его слабости. Со всех сторон стекались к ордену богатые приношения в виде коней и оружия. По завещаниям ему отказывалась десятая часть крупных состояний, огромные земельные владения, процветающие хозяйства, важные привилегии. При дворах в Париже и Лондоне и во дворцах испанских королей храмовники занимали наиболее почетные должности.

К 1260 г. орден Храма насчитывал в своих рядах более 20 000 членов разных категорий и владел 9 000 командорств, бальяжей (баллеев, баливатов) и прецепторий ("храмовых дворов"). Последние представляли собой укрепленные усадьбы замково-монастырского типа, пользовавшиеся правом экстерриториальности.

Проживавшие в этих замках-монастырях тамплиеры, как рыцари, по указу папы с 1162 г. подчинялись не местным епископам, а только своему орденскому духовенству. Местные епископы не были вправе требовать церковную десятину с орденских земель. По могуществу и богатству орден тамплиеров мог смело соперничать со всеми государями Христианского мира. Но, сделавшись повсюду государством в государстве, со своим собственным и - самое главное! - постоянным войском, собственным судом, собственными церквями, собственной полицией и собственными финансами, он стал вызывать зависть и недоверие светских государей, тем более, что римские Папы, стремившиеся подчинить этих монархов своей власти, оказывали подчиняющимся только Римскому престолу воинственным рыцарям-монахам в белых плащах с красным крестом всяческое покровительство.

Римские понтифики не находили слов для выражения своей благосклонности людям, искренне готовым умереть за веру и представлявшимся им искренне преданными Папской тиаре. В ущерб многим епископам и общей массе монашества они осыпали храмовников неслыханными привилегиями и всевозможными отличиями, создавая ему и в религиозном отношении совершенно исключительное положение, но вместе с тем вызывая к нему ожесточенную вражду всех обиженных и обойденных папским вниманием, в том числе и других духовно-военных орденов. Дело усугублялось еще и тем, что знатное происхождение большинства братьев-рыцарей ордена Храма, их казавшиеся безграничными могущество, богатство и привилегии постепенно возбудили в храмовниках горделивое сознание своей избранности, чувство своего неприступного величия и ненасытную алчность. Иными словами, тамплиеры впали в страшный грех гордыни.

Среди Великих Магистров - преемников Гуго де Пайена - наиболее выдающимися и доблестными были тамплиеры:

1) Бернар де Тремелаи (пал при взятии Аскалона в 1153 г.),

2) Одо де Сент-Аман (умер в 1179 г.),

3) Гийом де Боже (при нем крепость Аккон, или Акра, последний оплот христиан в Палестине, была 18 мая 1291 г. захвачена магометанами, а сам он был смертельно ранен), и

4) Тибо де Години, под чьим руководством орден Храма Соломонова перебрался из Святой Земли на остров Кипр, под крыло титулярных королей Иерусалимских из династии Лузиньянов.

При обороне Акры от обладающих подавляющим превосходством в силах магометан тамплиеры в последний раз золотыми буквами вписали свое имя в историю крестовых походов. Весной 1291 г. мамелюкский султан Египта Халил двинулся на Акру  во главе 60 000 конных и 40 000 пеших воинов. Под его знамена собралось множество мусульманских фанатиков не только из Египта, но также, по выражению тогдашних хронистов, "из пустынь Юга и Востока", жаждавших христианской крови. Под их железной поступью содрогалась земля, а воздух сотрясался от звуков кимвалов и труб сарацинского войска. Далеко был виден отблеск их щитов и копий.

Город Акра - Врата Святой Земли - был полностью окружен сарацинами 5 апреля 1291 г. На его спасение не оставалось никакой надежды. Был открыт только морской путь, в гавани Акры стояло множество большое христианских кораблей, принадлежавших, в основном, тамплиерам и госпитальерам. Оба духовно-рыцарских ордена могли отступить на остров Кипр, но не сделали этого, поклявшись до последней капли крови исполнять свой долг, защищая Акру. Не зря же воины-монахи на протяжении 170 лет предыдущих лет оберегали Святую землю от вторжений мусульман. Их кровью была щедро полита вся Палестина. Они были верны принесенным ими христианским обетам, и потому готовились со славой умереть, но не уйти с позором. Командование гарнизоном Акры принял Великий Магистр тамплиеров Гийом де Божё. В рядах гарнизона насчитывалось 1 200 рыцарей орденов тамплиеров и госпитальеров, а также отряд из 500 пеших и 200 конных воинов под командованием короля Кипра (носившего также титулы короля Иерусалима и Армении). Силы осажденных были разбиты на четыре подразделения. Каждому подразделению был отведен свой участок городской стены для обороны. Первым подразделением осажденных командовал английский рыцарь Гуго де Грандисон. Началась эвакуация мирного населения Акры на Кипр.

Осада Акры продолжалась 6 недель. Сарацины то и дело шли на приступ. У осаждавших имелся большой осадный парк, в котором одних только катапульт насчитывалось более 600. Сарацинами были построены передвижные осадные башни выше городских стен, под которые мусульмане подкапывались, как кроты. Для защиты мусульманских саперов, неустанно рывших подкопы, и осадных башен использовалась плетёные изгороди и навесы, покрытые сырами кожами, чтобы осажденные не могли их поджечь. В ходе штурма применялись все известные в то время виды осадной техники, включая метательные и стенобитные орудия. Их применение день ото дня все больше сокращало численность гарнизона, которому неоткуда было взять пополнений, в то время как каждого убитого защитниками Акры осаждающего тут же сменял новый воин, прибывший из Египта или из пустынь Аравии.

4 мая под ударами осадных орудий мамелюков обрушилась Большая башня, считавшаяся ключом к крепости. Двойная стена Акры была пробита 15 мая. Устрашившись мощи сарацинских стенобитных машин, король Кипра, Иерусалима и Армении ночью малодушно бежал в гавань, к своим кораблям, и отбыл на Кипр, забрав с собой не только собственных рыцарей и ратников, но и 3 000 воинов гарнизона. Именно на брошенном трусливым королем участке обороны сарацины нанесли наутро решающий удар, закончившийся их прорывом в центр города. Там штурмующих остановили госпитальеры и тамплиеры, сбросив сарацин со стен. На следующий день битва за Акру продолжалась. Снова и снова мамелюки пытались прорваться через брешь в стене, которую рыцари военно-монашеских орденов самоотверженно закрывали своими телами.

18 мая сарацины предприняли решающий штурм со стороны ворот Святого Антония. Начались рукопашные бои. Рыцари-монахи, во главе с Великими Магистрами, отчаянно рубились с мусульманами, шаг за шагом отступая под натиском превосходящих сил противника. Наконец триста уцелевших рыцарей и ратников укрылись в хорошо укрепленной обители Ордена. Вместе с ними в орденском доме засело и несколько сотен христианских беженцев. Вместо смертельно раненого мамелюкской стрелой Гийома де Божё тамплиеры избрали своим новым Великим Магистром Тибо де Години ("брата-священника", а не "брата-рыцаря"). Пораженный мужеством тамплиеров, султан предложил им сдаться на почетных условиях. Храмовники согласились, но лишь при условии, что сарацины позволят им отплыть из Акры вместе с находившимися под их защитой беженцами и имуществом.

Султан согласился принять условия храмовников, и те впустили в орденскую обитель 300 мусульманских воинов, чтобы следить за исполнением условий капитуляции. Однако мусульмане набросились на христианских женщин и были перебиты гарнизоном орденского дома. Султан не принял объяснений тамплиеров о причинах убийства ими мусульман и возобновил штурм орденского дома. Тибо де Години (Годену) с небольшим отрядом тамплиеров удалось прорваться в гавань и отплыть на Кипр. Остальные защитники тамплиерской обители, укрывшиеся в одной из башен орденского дома, сгорели заживо, но так и не сдались врагам Христовой Веры.

Но, невзирая на все подвиги рыцарей Храма, уже с начала XIII в., когда орден тамплиеров еще безупречно и в полной мере выполнял свои уставные функции по защите паломников и границ Иерусалимского королевства, не было недостатка в жалобах на высокомерие, склонность к измене, лицемерие и беспутство храмовников. Широкое распространение нашла поговорка "пить как храмовник" ("bibere templariter"). Тамплиеров обвиняли в том, что они, равнодушные к общему благу, руководствовались только своими узко эгоистичными, своекорыстными интересами, стремились прежде всего удовлетворить свое властолюбие и алчность.

Действуя по старинному римскому принципу принципу "разделяй и властвуй" ("divide et impera"), храмовники нередко заключали тайный союз с одними мусульманами (часть из которых - например, представители секты измаилитов-низаритов - платила им дань) против других (а порой - и против своих противников их христианского лагеря), проявляли откровенную враждебность к римско-германскому Императору Фридриху Второму Гогенштауфену во время его крестового похода в Святую землю в 1228-29 гг., вели нескончаемые кровавые распри с иоаннитами и были постоянным объектом ненависти епископов, утративших над ними контроль, вследствие папских послаблений.

К тому же и светские государи постепенно стали все больше завидовать богатству и могуществу ордена Христа и Храма Соломонова. Последний сам подал пищу к дальнейшему росту недоверия и зависти, когда при Великом Магистре Жаке де Молэ в 1306 г. перебрался во Францию, где ему, по идее, нечего было делать. То, что Магистр храмовников приехал не самочинно, а лишь выполнял волю папы Климента Пятого, в глазах тогдашней "общественности" мало что меняло.

Перебравшись во Францию, орден Храма неосмотрительно отдался во власть короля Филиппа Четвертого Красивого, прозванного своими подданными также "Железным Королем", мечтавшего присвоить себе казну тамплиеров и вдобавок раздраженного позицией ордена Храма в его конфликте с папой Бонифацием Восьмым (орден храмовников, как "международная организация" естественно, не поддержал не французского короля, а сохранил лояльность своему сюзерену - римскому Папе, которого, в духе крестоносной идеологии, продолжал считать верховным главой всего христианского мира, "Первосвященником и Царем Царей по чину Мелхиседекову"). Но во Франции в описываемое время дули уже совсем иные ветры.

Король Филипп Красивый обвинил орден храмовников в отречении от Христа, почитании "идола Бафомета" (до сих пор никто не знает, что это такое!), осквернении Святого Причастия, мужеложестве (вот где пригодилось изображение двух рыцарей на одной кобыле!). В пользу истинности данных обвинений могли свидетельствовать фривольные высказывания многих храмовников и претензии, предъявлявшиеся ордену Храма римскими папами и ранее (например, Иннокентием Третьим — в 1208 г.), однако отсутствовали подлинные, неопровержимые доказательства. Так, остались по сей день недоказанными утверждения, будто храмовники исповедовали тайное еретическое учение, поклонялись одновременно двум "богам" — истинному небесному и другому, земному, дарующему мирские радости, которого изображали в виде человеческой головы из благородного металла и т.п. (конечно, если не считать выбитое под жесточайшими пытками "добровольное признания" обвиняемых "царицей доказательств", в духе позднейших воззрений кровавого сталинского прокурора Андрея "Ягуарьевича" Вышинского)...

Но, как бы то ни было, 13 октября 1307 г. в ходе тщательно подготовленной акции были арестованы в Париже Великий Магистр де Молэ и высшие сановники ордена тамплиеров. Одновременно были схвачены почти все храмовники Франции. Замки их были разбросаны по стране, силы раздроблены и разобщены, так что они не смогли оказать никакого сопротивления королевским солдатам. Движимость и недвижимость Ордена была конфискована в пользу казны еще до начала "cудебного разбирательства".

Добытые королевскими инквизиторами при помощи пыток "признания" арестованных храмовников (большинство из которых составляли, кстати, не братья-рыцари, а священники-капелланы, оруженосцы и "услужающие братья") послужили поводом к обвинению всех членов Ордена в тех же "грехах". Собравшиеся в г. Туре Генеральные Штаты (тогдашний французский парламент) и находившийся у короля Филиппа Красивого в "авиньонском пленении" папа-француз Климент Пятый объявили выдвинутые против храмовников обвинения обоснованными. 12 августа 1308 г. папа официально повелел инквизиции начать судебное преследование всех тамплиеров.

12 мая 1310 г. король Филипп Четвертый приказал сжечь 54 рыцаря Храма на костре. Хотя Вьеннский собор католической церкви, заседавший с 16 октября 1311 г. по 6 мая 1312 г., и отказался вынести приговор ордену тамплиеров в целом, Папа Климент Пятый своей буллой от 22 марта 1312 г. объявил о роспуске ордена. 11 марта 1314 г. Великий Магистр тамплиеров Жак де Молэ и целый ряд рыцарей Храма были по приказанию короля сожжены на о. Ситэ ("Еврейском острове") в Париже.

По одной из версий, Жак де Молэ из пламени инквизиционного костра призвал своих неправедных судей - короля Филиппа и папу Климента - на высший, нелицеприятный, Божий суд. Не прошло и года, как король Филипп Красивый погиб на охоте (то или от инсульта, то ли от кабаньих клыков, то ли от оленьих рогов, то ли от падения с лошади), а папа Климент скончался от отравления или болезни кишечника (причем в церковь, в которую его тело было помещено для отпевания, во время страшной грозы попала молния, почти испепелившая бренные останки римского понтифика). 

Во Франции, Кастилии и в некоторых областях Англии владения и имущество ордена тамплиеров были конфискованы короной. В Арагоне они были переданы военно-духовному ордену Калатравы, в Германии - иоаннитам и рыцарям Тевтонского (Немецкого) ордена. У последних были давние счеты с тамплиерами - храмовники в свое время захватили главный тевтонский замок в Палестине - Монфор (Штаркенберг) и буквально вытеснили "братьев госпиталя Пресвятой Марии Иерусалимского Тевтонского Дома" из Святой Земли. Теперь Немецкий орден припомнил это "бедным рыцарям Христа и Храма Соломонова".

В Португалии, где храмовники оказывали королю существенную военную помощь в борьбе с мусульманами, и в особенности в деле строительства крепостей, их орден был переименован в "орден Христа" и продолжал (да и по сей день продолжает) существовать под этим названием, которое даже нельзя считать новым, ибо "рыцарями Христа" храмовники именовались изначально.

В Шотландии тамплиеры, оказавшие королю Роберту Брюсу (отлученному, подобно храмовникам, папой римским от церкви за убийство своего соперника прямо во храме во время обедни) вооруженную поддержку (в частности, в решающей битве с англичанами при Баннокберне) и духовно окормлявшие его силами своих орденских клириков, сохранились под названием "рыцари ордена Репейника" (известного также под названием "ордена Чертополоха" и "ордена Святого Андрея"), позднее перенесенного Императором Петром Великим на российскую почву в качестве высшего ордена Российской Империи (Святого Апостола Андрея Первозванного).

В дальнейшем многие, в частности, масонские и парамасонские, организации принимали название "храмовников" или "рыцарей Храма". Пожалуй, наибольшую известность среди них приобрел "орден тамплиеров" Бернара-Раймунда Фабре-Паллапра, официально признанный Императором французов Наполеоном I Бонапартом в 1808 г. (на посвященной этому событию торжественной церемонии в Париже присутствовали канцлер Французской Империи Камбасерес собственной персоной и эскорт Императорской гвардии), но, по мнению некоторых исследователей-конспирологов, существовавший "в подполье" и ранее и даже вдохновивший Наполеона (тогда еще генерала Французской республики) в 1798 г. на захват острова Мальты и фактическую ликвидацию суверенитета Мальтийского ордена святого Иоанна Иерусалимского (как месть - хотя и запоздалая! - храмовников иоаннитам-госпитальерам, которым досталась немалая часть владений и прочего имущества, конфискованных у тамплиеров после разгрома ордена Храма королем Филиппом Красивым и папой римским Климентом Пятым в начале XIV в.).

Именно средневековый орден тамплиеров (хотя и с тщательно законспирированными руководителями и запутанной иерархической структурой) рассматривался известным ученым первой половины ХХ в., ориенталистом, религиоведом, разоблачителем оккультных лжеучений, математиком, мистиком и философом Рене(-Жаном-Мари-Жозефом) Геноном в качестве идеала общественного устройства.

До сих пор существует "Международный орден Рыцарей Храма" ("Ordo Internationalis Militiae Templi") с центром в Португалии, в Германии, Бельгии и Австрии - Немецкий орден тамплиеров (Ordo Militiae Templi) и "орден Рыцарей Креста и Храма" (Ordo Militiae Crucis Templi), регулярно издающий журнал "Nova Militia - Die neue Ritterschaft" ("Новое рыцарство"), и целый ряд других орденских структур, с разной степенью достоверности и вероятности возводящих свое происхождение к рыцарскому братству Гуго де Пайена. Но это уже тема отдельного очерка.