Дурак-человек

Carapax
Дурак-человек


Как и предполагалось, мы плюхнулись посреди острова в южных широтах, походу средиземноморского. На картах его, разумеется, не было, а координаты определялись весьма приблизительно - за миллион лет магнитное поле не раз сгуляло на сторону.
- Ну, и где мы? - оглядывая окрестности, спросил я Серегу, шаманящего над навигационными приборами. - По-моему, это какой-то безымянный остров.
- Угу, - Серега окинул прищуренным взглядом окрестности и снова принялся за пляски с бубном возле мониторов. - Понятия не имею, где мы...

Наш кораблик, со стороны выглядевший как прозрачное яйцо с двумя креслами внутри, окруженными приборами, аккуратненько стоял на песчаном пляже, омываемом лазурным морем. Вдали негромко покрикивали чайки, позади располагалась небольшая пальмовая рощица, в тени которой прятался от солнцепека человек, и над всем этим веял прохладный ветерок, приятно разгонявший жару... Я повернулся к кораблю, и лишь тогда картинка дошла до моего сознания. Взглянув в сторону пальмовой рощи еще раз, я убедился - все правильно. В тенечке в расслабленной позе сидел человек. Прислонившись к пальме. В зеленой накидке и такой же шляпе, которую он насадил на согнутую коленку.
- Серега...
- М-м?
- Как думаешь, я мог получить тепловой удар?
- За одну минуту? Вряд ли. Хотя, от тебя всего можно ожи...
- Значит, там действительно кто-то сидит, - перебил я, указывая подбородком на пальмы.
Серега отлип от приборов и посмотрел в сторону рощи. Пожевал губами. Сплюнул, похлопал по карманам в поисках сигарет.
- Нет, скорее удар, - прикурив, ответил задумчиво. - Только почему-то у нас обоих... Кстати, и с приборами полная ерунда. Я не могу взять тутошней координаты. Ни вычислить, соответственно, ни времени, ни места...

Он достал откуда-то припасенный бинокль и навел резкость.
- Туземец, мужчина, лет сорока. В отличной физической форме, - стал он не так рассказывать мне, как надиктовывать на встроенный в часы диктофон. - Явно не голодает. Что еще... Если бы я не знал, что ему больше ста тысяч лет, я бы сказал, что это вид "человек современный".
Серега повернулся ко мне.
- А я, кстати, и не знаю, что ему больше ста тысяч лет. По задумке, да. Но с приборами происходит черте-что, и где мы - сказать пока невозможно...
- Однако туника плетеная, из пальмовых листьев, - уткнувшись в бинокль, продолжил он бубнить в диктофон. - Нас видит, но признаков беспокойства не подает...
- Слушай, у меня впечатление, что он ждет, пока мы к нему подойдем. - Закончив, Серега положил бинокль на место. - Что будем делать?
Я потер подбородок.
- Что делать, что делать... Подойдем! Раз ждет человек.
Машинально проверив притороченный к поясу бластер, я стыдливо отдернул руку, словно ожегшись о Серегин насмешливый взгляд.
- Что ты ухмыляешься, что ты ухмыляешься?! - мгновенно вспылил я. - Ухмыляется он. А кто его знает - может, он сумасшедший? Может, плюваться будет, отравленной иголкой!
- От яда-то я тебя вылечу, - Серега ухмыльнулся еще шире, - а вот...
Он сдержал смешок, хмыкнув в нос.
- Ладно, пошли. Юморист...

Мужчина, действительно, словно бы ожидал нас. Увидев как мы приближается, он с готовностью стянул шляпу с коленки, надел ее на голову и пошел, улыбаясь, к нам навстречу.
Он оказался высок и строен, отлично сложен и мускулист. В карих глазах светился ум, а тело, покрытое бронзовым загаром, дышало здоровьем и силой.
Мы сблизились. Серега загодя включил звукоанализатор и сразу начал типовой вербальный контакт. Через пять минут уже мы знали, как будет на языке Тхунго "земля", "небо", "воздух", "вода", "я", "ты", "он", "она" и так далее. Еще через полчаса мы уже могли сносно на нем говорить...

Кара (так звали туземца) говорил короткими, простыми предложениями, не лишенными, впрочем, смысла. Но на большинство наших вопросов отвечал почему-то "нет" и отрицательно крутил головой:
- Племя?
- Нет.
- Женщина, жена?
- Нет.
- Родители?
- Нет. Папа.
- А мама?
- Нет.
- Сожалеем...
- Нет.

Что немножко ставило нас в тупик - ответы были скорее нетипичными для палеоконтакта (Серега стал с подозрением поглядывать на лингвистический прибор). Хотя Кара и сам был скорее нетипичен. С его идеальным, даже по современным меркам, сложением, прекрасными зубами, свободной манеры общения и т.д.

- Небо? Небо? - по два раза повторяя каждый вопрос, с любопытством интересовался Кара. - Вы - небо? Вы - небо?
При этом он тыкал длинным указательным пальцем сначала в грудь Сереги, потом указывал им на небо. Потом так же тыкал в направлении меня.
- Да, мы - с неба, - кивал я в ответ. - С неба, прилетели, мы. - И добавлял, предваряя неизбежное: - Да-да, боги. Мы - боги, ага.
Не объяснять же ему, что мы прилетели из будущего, которое отстоит от него на многие тысячи лет...
- Земля. Небо. Откуда? - продолжал спрашивать Кара. - Земля. Небо. Откуда?
Мы поняли, что ничего не поняли.
- Небо-небо, йа-йа! С неба - на землю. - Я указал пальцем примерную траекторию. - С неба - на землю... - Повторив, я указал еще раз.
- Нет. Нет. - Кара закрутил головой. - Небо. Откуда? Небо. Откуда?
- Серега? - негромко позвал я. - По-моему, он спрашивает, откуда мы с неба, конкретно. То есть где мы там, на небе, были... Отвечай.
- Почему я?? - возмутился Серега.
- А твоя очередь.
Я сделал вид, что что-то ищу в карманах.
Серега посмотрел на меня с презрением.

- Ну-у, мы э-э... с неба!
Набрав в грудь побольше воздуху начал Серега и - замолчал. Надолго. Потому что дальше надо было либо врать напропалую, чего Серега при всей его фантазии катастрофически не умел, либо объяснять товарищу про "энтропийную стрелу времени", возможность "обратного отсчета", теорию "условного контакта", который вроде бы есть, а вроде как и нет, потому что при нем не генерируется "дурных рекурсий". О которых, видимо, предстояло рассказать отдельно...
- В общем...
- В общем, мы - с другая Земля, - пожалев Серегу, я взял возжи в свои руки. - На небе - Земля. Но - другая. Не эта. Мы - там...
Глаза Кары расширились от удивления. Потом сузились от подозрения.
- Другая земля нет. - Уверенно заявил он. - Земля - есть. Небо - есть. Другая земля - нет.
Серега прыснул в кулак и нервно закашлялся.
- Видишь ли, Кара, Земля - она... не одна. - Начал я издалека, пытаясь не забыть, что разговариваю с кроманьонцем, дай бог освоившим каменный топор. - Земель... Землей - их много...
- Где? Где? - Кара тут же заволновался и закрутился волчком, указывая руками сразу во все стороны. - Земля. Небо. Земля. Небо. Где? Где?
Я понял.
- Он имеет в виду, что снизу везде земля, а вверху везде небо. Поэтому другой земли быть не может - для нее попросту нету места.
Серега почесал в затылке.
- Черт, придется все же про планеты... А может, ну его нафик? Давай попросту смотаемся?
- Сбежать? И тебе не стыдно - ты, представитель высшей цивилизации??
- Ах, ты так ставишь вопрос? Ладно, давай! Но - сам. А я бы сбежал...
Серега достал фляжку с водой и принялся вдумчиво глотать. Должно быть, запивая стресс.

Как объяснить трехлетнему ребенку что земля круглая - так, чтобы без "а почему мы с нее не падаем??" в ответ...
- Земля, она... круглая. - Я начал попеременно показывать руками то вокруг себя, то делать движение, будто глажу воображаемый глобус. - Круглая. Шар. Не бесконечная плоскость (господи, что я несу), а - круглая, шар... Поэтому она, гм, кончается... Ферштейн?
На самом деле, я и сам бы далеко не ферштейн - что я только что сказал...
- Поэтому небо - одно. А Земля - много. На небе Земля - много. И мы - с другая Земля.
Закончив фразу, я облегченно вздохнул и отобрал у Сереги флягу.

Кара с минуту молчал. По мимике, отображавшейся на его лице, я, в общем, правильно догадался, о чем...
- Врать! - пришел он к вполне логичному выводу. - Ты - врать. Земля круглая - нет. - Он поднял руки на уровень плеч, а ладони опустил вертикально вниз. - Земля - так. Земля - так. Земля - кончаться! - И старательно закрутился вокруг своей оси, словно бы вырезая ладонями плоский диск пространства.
Доказав таким образом свою правоту, Кара остановил вращение и повторил, глядя мне в глаза:
- Земля шар - врать. Земля много - врать. Земля другой - врать. Вы с другая земля - врать. Земля - один!
После чего задал резонный вопрос:
- Вы - небо?
- Ты заметил? - я ткнул Серегу локтем в бок. - Он составил предложение из четырех слов.
- Угу. Скажи лучше как объясняться будем..
- Не знаю... Логика у него железная - если Земля не круглый, значит мы - врать.
- Значит, надо доказать ему, что она круглая... Проще всего, наверно, это показать.
- Но как интересно! Он считает Землю не просто плоской, а плоским круглым "блином" конечного диаметра. То есть ограниченной в пространстве.
- Ну да, а блин, небось, на трех слонах. А слоны на черепахе...
- Насчет слонов не знаю, но этот его жест... - Я задумчиво повторил движения туземца. Туземец в ответ радостно закивал головой. - ...означает именно плоский блин. Прямо классическая картинка, из верований древних народов...
- Ну-так. - Серега указал подбородком в сторону туземца. Пожал плечами и отвернулся.
Вздохнув, я попробовал еще раз.
- Нет, Кара. Мы - не врать. Земля - круглая. Земля - шар...

Я снова принялся гладить глобус, но Кара перебил меня, убедительно тараща глаза:
- Земля - нет шар! Земля - блин!
И опять закружился, пританцовывая, вокруг себя, раскинув руки и опустив вниз ладони.
- Вот же дурак-человек..!
У Сереги окончательно сдали нервы. Он выхватил у меня пустую флягу, вытряс на землю оставшиеся капли и повесил ее на пояс.
- Ну что, остается только махнуть вокруг шарика! Кружок-другой. Пусть посмотрит... А что, место найдем. Заодно объяснишь ему траекторию Солнца. Теорию тяготения и три закона Кеплера...
- А как же! Про планеты земной группы обязательно расскажу... Ты иди - заводи давай, остряк. Раз уж ввязались в дискуссию, надо хоть с честью из нее выйти. Заодно и продумать методику на будущее...
- Методика проста: быстро-быстро задавать вопросы и бысто-быстро сматываться нафик - пока не начали задать свои... БУГА-ГА-ГА!
Я молча смерил малодушного взглядом.
- Сейчас мы, Кара, будем показать тебе Земля. - Повернувшись к туземцу объяснил я. - Ты понять, что Земля - шар. Ты понять, что мы - не врать. Ты понять, что боги - никогда не врать! Уж и не знаю - понять ты или не понять такое длинное предложение...
- Да, - Кара в первый раз, кажется, согласился. И без тени сомненья последовал за нами. С таким видом, будто махнуть вокруг шарика для него было плевым делом.

- Сейчас увидишь, Кара, мы - лететь, Солнце - заходить. Ибо Земля - круглая. Ибо Земля - шар... - Рассказывал я, пока мы усаживали туземца на откидную полочку между нашими креслами. - Серега, гони на восток, против шерсти.
Корабль рванул ввысь. Серега с места заложил лихой вираж, и нас с силой вжало в кресла. Я понял, что он отключил компенсаторы ускорения. Должно быть, специально - для лучшего туземца проникновению...

Кара вцепился в подлокотники, мой и Серегин, и с выпученными глазами смотрел, как под нами пролетели его родной пляж, рощица, а так же прочие волны, ветры, пальмы, чайки. Как проплыло симпатичное озерцо, километрах в двух к северу, как берег начал закругляться, и остров - а это оказался все-таки остров - остался позади. А мы полетели над бесконечным, от горизонта до горизонта, океаном.
- Кстати, Сань, ты пропустил мимо ушей... - Серега держал штурвал и не отрывал взгляд от горизонта.
- М-м?
- Я говорю, фигня какая-то с приборами. Не могу определиться ни во времени, ни в пространстве.
- Заело что-нибудь, как всегда... Потом разберемся.
- Вот, видишь? Солнце начинать опускаться, - ткнув пальцем в солнце объяснил я Каре.
- Это у тебя "как всегда". А у меня никаких "заело" не бывает... - Недовольно пробурчал Серега. - Кстати, солнце не опустилось, а уменьшилось. И вообще съехало куда-то вбок...

Я обернулся. Остров остался далеко позади, превратившись в маленькое пятнышко у горизонта, а солнце, действительно - осталось висеть над ним... Мы реально от него УЛЕТЕЛИ.
Вокруг потемнело, настолько, что волны под нами изменили цвет. Из темно-зеленых они превратились в темно-бордовые, с черным отливом спины каких-то гигантских монстров, выпихивающих друг друга из воды...
В тот же миг нас швырнуло вперед - на корабле включилось экстренное торможение.
- Компенсаторы! - только и успел прохрипеть я.

Серегу и меня удержали силовые ремни безопасности, мгновенно перепоясавшие нас крест на крест, а Кару, хоть и с трудом, удержали мы сами, синхронно ухватив с двух сторон за плечи. Серега нащупал нужную кнопку, и ускорение упало.
Когда скорость снизилась до нуля, нас, наконец, отпустило. Мы вскочили и прилипли, все трое, к прозрачным стенкам корабля. Потому что прямо под нами развернулось завораживающее зрелище...
Океан, очерчивая идеально ровную окружность, внезапно обрывался прямо в бархатную черноту космоса. Но не стекал в нее вселенским водопадом, как можно было бы ожидать, а бился волнами о край и пенился, словно натыкаясь на прозрачную, невидимую преграду. Над темными тяжелыми волнами разноцветно полыхали огромные звезды...

- Доказали, - все, что нашелся сказать Серега.
- Не удивлюсь, если там, дальше, окажутся слоны... - пробормотал я.
- Земля - нет шар! Папа не врать! - радостно прокомментировал ситуацию Кара.



***

- Серега?
- М-м?
- А у нас задний ход радботает?
- А кто ж его знает... БУГА-ГА-ГА-ГА!
- Юморист...


(C) 07.12.2007