Подарки из мусорки

Татьяна Дюльгер
«По приютам я с детства скитался,
Не имея родного угла,
Ах, зачем я на свет появился,
Ах, зачем меня мать родила?»*

«Зачем меня мать родила?» - этот горький, до отчаяния несчастный вопрос, наверное, задают многие бездомные и бесприютные люди, оказавшись не у дел в этой жизни.
Путешествуя по городам и странам, я не раз наблюдала, как бездомные люди попрошайничают, мошенничают, воруют и просто скитаются от мусорки к мусорке в поисках еды, одежды, обуви… Многие из них оказались родителями таких же несчастных, беспризорных детей, которые с раннего детства не знают радости родного очага, крыши над головой. Некоторые дети осиротели, или сбежали от жестоких родителей, из детских приютов - и о них уже никто не заботится.

Довольно грустную картину жизни детей-беспризорников я случайно увидела летом, в августе 2007 года.

1.Сигареты из мусорки.

 До отправления поезда Бухарест – Кишинев оставалось несколько минут. По привычке любителя-путешественника я смотрела в окно.
С тех пор, как Румыния вошла в Евросоюз, поезда едут из Бухареста полупустые, так как получить визу из Молдовы в соседнее государство стало очень трудным делом, поэтому на перроне не толпились пассажиры, никто никуда не спешил. А из Румынии редко кто едет на Восток, большинство пассажиров стремятся на Запад.

Невольно взгляд мой упал на компанию беспризорных мальчишек. Их было трое.
Со знанием дела ребята проводили исследование мусорных корзин и баков.
Первым в эти ёмкости заглядывал долговязый паренек, лет 12, не больше.
Большая полупустая мусорка стояла на перроне как раз неподалеку от моего вагона, и я увидела, как паренек-«разведчик» (так я его мысленно назвала) наклонился над мусором и «нырнул» туда с головой, согнулся пополам и повис на краю мусорного бака так, что только ноги оставались снаружи.
Двое других мальчишек стояли неподалеку. Один из них был явно «командиром» этой небольшой группы. Он курил «бычок», важничал, со знанием «дела» смотрел по сторонам. Рядом с ним стоял долговязый, но немного робкий мальчишка и внимательно слушал «командира». В руках у «долговязого» был большой полиэтиленовый пакет с «добычей». Ясно было, что эту «добычу» они отнесут в свой подвал-ночлежку, или в канализационный люк, или какой-нибудь дом под снос…
Такой образ жизни, к сожалению, ведут большинство беспризорных детей: спят, где попало, не питаются нормальной едой, не носят добротной одежды, не учатся в школе, не знают родительской заботы, тепла и внимания учителей… Они обездолены и привыкли к своей убогой жизни скитальцев. Единственным честным источником существования таких детей является мусорка.

Мальчишка-«разведчик» наконец-то «вынырнул» из мусорки со счастливым лицом, так как обнаружил там целую пачку сигарет! Пачка была разорванной, и ему пришлось осторожно собирать сигареты, разбросанные по всей мусорке. «Разведчик» радостно подбежал к «командиру» и передал ему найденную добычу.
Все сигареты они осторожно уложили в большой пакет, а лица ребят при этом ликовали от радости и счастья.
«Командир», видимо, похвалил «разведчика» и показал рукой, куда ему теперь следует отправляться, а сам по-прежнему докуривал свой обшарпанный «бычок», так и не притронувшись к неожиданной находке.
«Разведчик», ободрённый похвалой, направился в указанном направлении: спрыгнул с перрона, пересёк железнодорожное полотно, забрался на высокую соседнюю платформу, затем склонился над следующей мусоркой, внимательно разглядывая её содержимое.

«Бедные дети! - Подумала я. - Они даже не знают о том, что несчастны. Они и не подозревают, наверное, что их страна вошла в ЕС, что ровно год тому назад президент Румынии Траян Басеску охарактеризовал вступление страны в Евросоюз как «огромный шанс для будущих поколений», а так же заявил, что вступление в ЕС означает для страны мир и процветание»**

Кто знает, может так и будет, возможно, что через несколько лет не будет беспризорных детей в Бухаресте? Но пока что они есть…
Да и не только в Бухаресте!
О горькой доле детей-беспризорников можно довольно часто увидеть репортажи по Телевидению, прочесть материалы в газетах, в Интернете, а так же сплошь и рядом можно столкнуться с этой проблемой в реальной жизни.

2.Хлеб из мусорки

Как-то раз, утром (это было в Кишиневе), выбрасывая мусор, я увидела грязного мальчика в изношенной одежде, на вид лет 13. Нисколько не смущаясь меня, он жадно ел хлеб, который только что нашел.
Мне было искренне жаль мальчика, я дала ему немного денег, он взял их, но ничего мне не сказал, так как не мог оторваться от своего грязного куска хлеба. Глаза ребенка были похожи на глаза дикого затравленного зверька, кроме страха и отчаяния в его зелёных глазах ничего не было .
Я подумала: «Сможет ли он когда-либо вернуться к нормальной человеческой жизни?»
Думаю, что вряд ли сможет, ведь этот ребёнок не знает любви родителей, не учится в школе, а это - очевидно, не спит в нормальных человеческих условиях, явно ничего не читает. И это не его вина, это его беда! Бедный ребёнок давно потерял человеческий облик. И ведь таких детей сотни и тысячи, а статистика говорит, что их - миллионы.

Смогут ли вернуться к нормальной человеческой жизни миллионы беспризорных детей планеты?

«Из тюрьмы я, мальчишка, сорвался
И опять не имею угла…
Ах, зачем я на свет появился,
Ах, зачем меня мать родила!»*


***
Примечания:

*«По приютам я с детства скитался»
Слова неизвестного автора.

**Высказывание президента Румынии, цитата взята из статьи Алексея Цветкова "Румыния и Болгария вошли в Европейский Союз", SvobodaNews.ru