Время цветов

Юлия Игоревна Андреева
пьеса
I сцена
Бедная гостиница. Василий один.
       Василий. Ох, жизнь-то у нас какая стала. Что старая кляча на больших состязаниях, два шага бежит, пол дня лежит. Эй, Розита, готов ли обед. Розита! Не слышит. Ну что за жизнь у актеров. Моя Розита могла бы играть в лучшем театре губернии. Нет, с ее талантом и в губернии, где всего один летний театр, да и тот отдан под склад армейских сапог? Нет! Бери выше, в городском, нет!.. В императорском или скажем... Роза... есть театр выше императорского? Наверное нет. Тогда в нем.
Входит Розита.
       Розита. Что это ты раскричался, никак сон дурной привиделся?
       Василий. Сон? Да, считай сон. С того дня как господин казначей со всеми нашими деньгами бежавши, лишь сны вижу. Вот думаю, как бы моей Розите... Да что я говорю! А что, милая, на императорской сцене почитай хорошо платит?
       Розита. Думаю хорошо.
       Василий. А как на монеты прикинуть, то, сколько это, может, получился?
       Розита. Не знаю, не считала.
       Василий. Ну, скажем, за гостиницу будет, чем заплатить?
       Розита. Думаю, за квартиру или домик, какой поменьше будет.
       Василий. Нy, да?! А попить, поесть всласть? Виды разные поглядеть?
       Розита. Да... думаю, поглядели бы.
       Василий. А что ты меня не бросила бы, коль актрисой емператорского театра стала?
       Розита. Нет. Не бросила бы, куда я без тебя. Ты ведь у нас трагик известный. Иди поешь. Мечты, мечты, из них платье не сошьешь. Ну, в чем мне прикажешь играть?! Труппа разбежалась, Ли-ли велела передать, что без денег играть отказывается, так что просит не беспокоиться, а Ти-ти.... (шепчет на ухо).
       Василий. Ничего, вот как доберемся до города, да несколько спектаклей сделаем, так и будет чем гардероб обновить.
       Розита. Да что играть-то? Когда у нас в пьесах по 20, 30 актеров задействовано. Что мы можем вдвоем?
       Василий. А вот сможем!
       Розита. Нет, лучше я горничной куда наймусь.
       Василий. И думать не смей. Не для того я столько времени с тобой вожусь. Завтра же идем в театр наниматься. Я был здесь четыре года назад, и как играл, должны помнить! А сколько приглашений было!.. Лучшие дамы в ногах валялись.
       Розита. Да кто помнит? После тебя тут столько уже всякого народа побывало, циркачи чего стоят, медведи их, собачки дрессированные.
       Василий. Великого трагика Василия Тверского-Ямского с собачками равнять. Ну я тебе покажу!
Одевается, Розита выходит.
Ну, нахалка! Василия Тверского Ямского… Да, кому кроме меня ты нужна, кошка драная. Ну, ладно. Кстати на последних спектаклях один генерал...
       Розита. (из-за сцены) А может и нужна, за меня большие господа свата¬лись.
       Василий. Ладно. Будут тебе господа. Такой водевиль отгрохаем. А сейчас к его превосходительству, где-то у меня хвалебная ода в честь, в честь... только имя вписать. А сверху какой-нибудь пустячок (вынимает из шляпки жены розу) розу?! (оглядывается) Розиту! И в столицу!
2 сцена
Дом генерала Розана
       Розан. (один) Агаш, можешь убирать со стола, и скажи Лёшке что бы не распрягал Гнедка, вечером в большом Сильфиду дают.
       Голос из-за сцены. И что это ваше благородие по театрам зачас¬тили, почитай каждый вечер. Актриска, что ли какая приглянулась?
       Розан. Не твое дело. А как бы и приглянулась. Сбегай дурень к цветочнику на угол, возьми букет белых роз. Да вручишь нынче же графине Паниной.
       Голос. Кутить изволите! Вчерась Галициной дарили, а в среду м-ль Ли-ли да м-ль Ти-ти, да весь вертеп их, тьфу, прости госпо¬ди, шампанским поили.
       Розан. Молчать! (себе) РОЗЫ, розы пожалела, а где-то теперь моя Роза, Розита. Скоро четыре года, как она бежала с каким-то актеришкой, и я не имею о ней никаких сведений, кроме этого, несколько строчек в пожелтевшей от времени газете: «Граф и Графиня Розенблюмы с прискорбием возвещают о смерти своей дочери Розиты... похороны…». Подумать только, что чистая случайность позволила мне узнать, что Розита жива, и все это время была где-то поблизости. Наши родители настолько боялись сплетен, что объявили ее мертвой. Однажды судьба привела меня в один провин¬циальный театрик... труппа... как его Тверского-Ямского, давали что-то... про цветы. Там я снова увидел ее.
       Голос. Ваше благородие, к вам господин Тверской-Ямской, актер...
       Розан. Боже, какое совпадение. Просите, просите, скорее.
       Василий. Ваше высокоблагородие...
       Розан. Сердечно рад. Вы от Розы?
       Василий. Ишь, как его разбирает.
       На прошлой недели вы, ваше благородие изволили пять раз театр почтить своим присутствием. Какое удовольствие доставили, нечего сказать, облагодетельствовали.
       Розан. Да, был тронут, особенно...
       Василий. Да, мой монолог был на высоте.
       Розан. Да? А я о Розе.
       Василий. Ну, никакого такта. Я тоже (подает ему розу). Ли-ли и Ти-ти вам кланяются.
       Розан. Передайте и им мой поклон. Вы в нашем городе надолго?
Василий. Как раз в суть смотрите моей проблемы. Мечтал, знаете ли в столицу, климат здесь, знаете ли, не очень. Да только последнее время дела наши сами понимаете, опять же без рекомендации... А дамы наши об вас вспоминают, какие вы им розы давеча прислать изволили.
       Розан. Ну, что вы, это мелочи, а как здоровье на... вашей Розиты?
       Василий. Лучше и быть не может. А когда ваша милость ей корзину цветов прислать изволили и вовсе... обрадовалась, «жить без него... них не могу», говорит.
       Розан. Так и сказала?
       Василий. Известно, женщина!
       Розан. Покорно прошу вместе с ней на чашечку чая, и передайте от меня (дает букет).
       Василий. Розы нынче денег стоят.
       Розан. Что я слышу! А не примите ли вы в знак, так сказать признательности э-э-э таланта немного денег... на дорогу.
       Василий. Премного благодарен (снова подает ему Розу). Так, в котором часу прикажете, Розите подъехать?
       Розан. К шести.
       Василий. Премного благодарен.
       Розан. Сердечно рад.
3 сцена.
       Василий. Розита, милая, свершилось, Его благородие согласился тебя прослушать и в императорский театр взять.
       Розита. Правда, не может быть! Я сейчас /бежит переодеваться/
       Василий. Вот запутал. Три человека теперь не распутают. Одним ма¬хом! Розиту отдам его благородию, пусть дура думает, что это для императорского театра репетиция. А сам с деньгами в столицу!
(громко). Милая, только ты ему понравиться должна, а то ничего не выйдет. Где и пококетничай, где и ножку покажи.
       Розита. Уж я то покажу. А ты ревновать не будишь?
       Василий. Ради искусства?!
       Розита. Как мне повезло с тобой!

4 сцена Дом Розана.
       Василий. Добрый вечер, ваше высокоблагородие, а вот, и мы, как приказывали (Розите). Поздоровайся бестолочь.
       Розан (спиной к ним) Проходите господа. Очень рад.
       Василий. (мнется). Ах, совсем забыл мне же в театр надо.
       Розита. Что? Куда? Ах да.
       Василий. Рекомендую, лучшая актриса нашей труппы Розита. Поет, танцует, вот такая хорошая, а поет как птичка, а пляшет: испанс¬кие, цыганские (продвигается к выходу). Не соскучитесь.
       Розан. Так вы спешите? Как жаль. В самом деле. Ну, вы заходите. Мы... будем рады. Всегда рады.
       Василий. (Розите) Грудь вперед, вспоминай, чему я тебя учил. Импера¬торский театр!.. (уходит).
       Розита. (робко) Какие у вас цветы... Я права, пойду. Мне неудобно.
       Розан. Останьтесь.
       Розита. Ну, если вы просите… Нет. Не могу. Простите, ваше благородие (пытается бежать, Розан поворачивается к ней).
       Розита. Розан!
       Розан. Розита!
(обнимаются)
       Розита. Не может быть, столько лет я ничего не знала о семье. Отец запретил мне переступать порог, дома. Почему ты не отве¬тил ни на одно письмо? Быстро ты забыл свою Розиту.
       Розан. Письма, какие письма, мне сказали, что ты умерла.
       Розита. Не может быть. А я думала, что ты проклял меня. Ты прислал розы? А я все думала от кого это.
       Розан. Как твои успехи?
       Розита. Не очень, раз пришла просится, что бы вы ваше благородие экзаменовали меня в императорские театр.
       Розан. Так ли это? Мне право казалось.
       Розита. Ну, посуди сам, все шло хорошо пока казначей не бежал со
всеми деньгами. Васенька измучился.
       Розан. Неужели? Он на столько измучался, что продает свою жену?
       Розита. Розан?!
       Розан. Ах, извините, у нас в казармах редко пользуются придворным жаргоном.
       Розита. Как ты смеешь?!
       Розан. А зачем тогда он оставил нас? Ты ведь не знала, что встретишься с братом.
       Розита. Боже мой, и ты мог такое подумать?! Ты, который знает меня всю жизнь.
       Розан. Так ты не знала?
(Розита плачет)
Да я его, подлеца, на дуэль.
       Розита. Нет. Сделаем по-другому.
5 сцена.
       Василий. (один) Всё! Теперь коней, и в столицу. Фрак куплю, в театр поступлю. Нет, сначала напьюсь допьяна. И вон из города.
«Ты куда несешься гусь?
Стать я ужином боюсь».
Из-за угла появляется пара, женщина в платье и шляпке Розиты. Василий качаясь бежит за ними, женщина поворачивается – это не Розита.
Надо наперед к мадам Жюли заскочить, там платье, какое Розита всегда хотела, и туфельки и шляпка. Розита! Розита! Ах да… (входит в дом) нет Розиты... Нет ее... (смотрит в зеркало). Заколю в петлицу ромашку, как символ беспечности, или нет, ромашка не подходит, я жe трагик, нужен пион пропитанный кровью. Или роза, еще бутон. (На заднем плане появляется то же видение). Роза… а где моя роза…
Розита, милая, что же я наделал, подлец... Ты то без меня сейчас проживешь. И может быть тебе даже лучше без обузы такой, без меня. Ах, господи, а как же я без тебя то… (вынимает деньги) Роза. Милая моя. (убегает)
6 сцена.
Дом Розана. Розан сидит с книгой, вбегает Розита.
       Розита. Он идет, по местам. (прыгает на колени брату). Голубчик мой, ненаглядный, лети к своей розочке.
       Розан. Цветочек мой, а что если я перецелую твои лепесточки.
       Василий. Розита.
       Розита. А чей этот хорошенький ротик?
       Василий. Розита, прости меня, пойдем домой. Ваше благородие, вот, возьмите. Я тут положу.
       Розан. А чьи это миленькие глазки. Плутовка.
       Василий. Розита, я подлец. Прости меня. Розита. Вернись ко мне.
       Розита. Это кто?
       Розан. Не обращай внимания дорогая, это Петруха пришел на водку просить. Шагом марш отсюда. Ишь моду взял всякий час беспокоить.
(к Розите) Розанчик.
       (Василий подходит к столу, кладет деньги, машинально берет газету. Меж тем Розан и Розита за его спиной удаляется).
       Василий. (читает): «… Граф и графиня..., – да это же ее семья, как я забыл, – с глубоким прискорбием… смерти дочери Розиты… похороны… (Недоверчиво оборачивается. Видение исчезло). По-хо-ро-ны?.. (звучит траурный марш. Василий шатаясь идет по комнате, падают деньги, цветы. В дверях Розан с букетом цветов, с другой стороны Розита тоже с цветами. Василий обнимается с ними, кладет розу на подушечку и несет ее хоронить. Сзади то плача, то смеясь шествуют брат и сестра. Василий копает ямку и опускает в нее подушечку. Розита берет розу и вкалывает себе в волосы).
       Василий. Розита?!
       Розита. А ты кого хотел увидеть? Апостола Петра? У-у-у предатель.
       Василий. Розита, прости меня я поступил как последний дурак.
       Розита. Знакомься, мой брат.
(знакомятся)
       Василий. А я… всегда догадывался.
       Розан. Что?!
       Василий. То есть, я хотел сказать, что и три человека могут спектакль сыграть, (к Розите) помнишь давешний спор? Главное интрига! А как я был в роли раскаявшегося грешника?
       Розита. А я в роли покойницы?
       Василий. (уводит ее). Вечно ты все переиначишь. В конце моего спектакля трагический монолог.
       Розита. Нет, веселая развязка!
       Розан. Господа, я не понимаю о чем вы. Я нашел сестру и никуда ее не отпущу.
(молчание).
       Розита. Нет, Розан?
       Василий. Ваше благородие – нет!
       Розан. Я пошутил, просто здесь мог быть и другой финал.
       Розита. Ах, нет, оставим, как есть.
/Собирают вещи/.
       Василий. Завтра с солнцем встанем и в дорогу.
       Розита. (за сценой) Завтра новые розы откроют бутоны.