Визирь и страж

Юлия Игоревна Андреева
Хорошо одетый вельможа идет совсем один, через пустыню, его нагоняет стражник.
- Здравствуйте, высокий господин, - говорит он, - я вижу на тебе лазурные одежды, серебряный пояс и пустые ножны, усыпанные камнями. Не ты ли будешь Зури, благородный визирь султана?
- Я вижу, доблестный страж, от тебя ничего не скроется. Да, мое имя Зури, и я состою на службе у султана Али Рахмеда.
- Тогда, господин мой, я должен тебя пленить и отвезти к ближайшему судье в Город Возмездия, чьи высокие стены в белизне своей спорят с облаками. Ибо ты повинен перед блистательным.
Визирь подчиняется. Некоторое время они идут молча.
- А не скажешь ли, любезный мой охранник, - спрашивает вельможа, - где видел ты меня раньше, ибо я помню всех воинов Великолепного, но...
- Ты не знаешь меня. И я никогда до этого дня не видел тебя.
- Откуда же ты знаешь, что я - это я? - удивился Зури. - Или тебе достаточно слова?
- Слово ты можешь сказать любое. Я же слышал собственными ушами, что ловят человека в голубых одеждах, опоясанного серебряным поясом и с пустыми ножнами, вот этими, сверкающими на солнце тысячами граней бриллиантов.
- Скажи еще, почтеннейший, а какую награду назначил за меня султан?
- Сто золотых, мой господин, - последовал незамедлительный ответ.
- Милый мой стражник, в моем левом кармане как раз столько, а в правом - два раза по столько. Возьми эти деньги и отпусти меня. Ибо ты никогда раньше не видел меня и не питаешь, как я смотрю, личного зла. Я же всю жизнь буду молиться за тебя.
Стражник выгребает монеты, пересыпает со звоном в свой мешок. Потом толкает визиря в спину.
- Я не могу тебя отпустить, потому что ты убьешь меня.
- О нет, мой добрый страж. Я не отплачу жестокостью за добро. Верно, я искусный воин и меч свой я поломал в стычке с преследователями, но...
- Ты ударишь меня этими крепкими ножнами.
- Возьми ножны, хоть стоят они много, но жизнь мне дороже. - Визирь отстегивает ножны, передает стражнику. Тот некоторое время любуется камнями, потом обращается к Зури. - Пошли, твоя участь предрешена.
Несколько часов они идут молча.
- Я не питаю к тебе зла, - говорит вдруг визирь, - хотя ты и обокрал меня. Но я хочу сделать тебе последнюю милость. Палач заберет себе голубые одежды и серебряный пояс мой. Ведь по закону все вещи казненного наследует он. Но что мне палач? Не с ним я шел по пустыне, до славного Города Возмездия, чьи стены спорят белизною с облаками. Возьми стражник эти вещи, ибо они мне уже не надобны.
Стражник меняется одеждой с визирем. В это время к ним подъезжают на конях воины.
- Слушайте меня, - говорит Зури, - я поймал самого визиря. За которого блистательный назначил награду в сто золотых. Опального визиря. Посмотрите, как блестят его ножны, как горит от солнечных лучей серебряный пояс на голубых тонких одеждах!
- Возьмите этого человека, - сказал начальник воинов, - и отведите к судье в белый город, ибо он виновен и по приказу султана должен быть казнен.
Воины уводят бывшего стражника.
Стены белого города плотно покрыты белыми человеческими костями.
Переодетый визирь идет мимо.