Ирония судьбы

Юлия Чудакова
       Наверняка каждый второй, а то и первый житель России посетил в новогодние каникулы показ фильма «Ирония судьбы.Продолжение», столь широко разрекламированный для российского зрителя. Думаю, что любой человек, знакомый с отечественным кинопромом, имел основания предположить, что это будет очередной позорный провал. Как показывает опыт всего мира, сиквелы практически всегда приносят зрителю разочарование. Второй фильм неизменно оказывается хуже, чем первый, третий может быть немного лучше второго, но триумф оригинала превзойти всё равно не удаётся. «Терминатор 2» – пожалуй, единственное исключение.
       Но попытка снять вторую часть подлинного шедевра, на котором выросло целое поколение?? Фильма, который смотрят люди огромнейшей страны и не когда-нибудь, а в самый светлый праздник, в Новый Год?? За прошедшие десятилетия «Ирония» стала нашим неизменным новогодним атрибутом, как ёлка, как салат оливье, как речь президента, как бутылка Советского шампанского, наконец!
И вот этому-то столпу отечественного кинематографа, воплощению новогодней надежды, неиссякаемому источнику афоризмов и хорошего настроения - решили бросить вызов в виде продолжения. Не зря говорят, что святое не стоит трогать. Попробовать переплюнуть мастера – красивая и достойная цель, но чтобы ТАК облажаться, ТАК всё опошлить! Просто невероятно…
       Главная мысль, которая осталась после просмотра продолжения лично у меня, выражается одной фразой: «Как всё измельчало!». Сына Лукашина и Гали играет… Хабенский??? Боже мой, ну неужели не нашлось актера с более интеллигентным выражением лица! Ведь Костик же не кто-нибудь, а сын Лукашина, того самого благородного неудачника, романтика и хорошего человека! Он не может быть, не должен быть таким, как Хабенский! Самое смешное - по фильму у героя Хабенского «непереносимость к алкоголю», что жутко противоречит его профессиональному умению изображать пьяниц и характерному для запойного алкоголика интерфейсу. Станиславский бы плюнул, развернулся и ушел, потому что поверить в то, что Хабенский - ярый трезвенник, невозможно, если ты ещё в своём уме.
Аналогом Ипполита в новом веке выступает Безруков, менеджер, человек – блютус с дежурной улыбкой продавца . Вот так динамировал в России образ надёжного порядочного мужчины. Процентов на семьдесят герой Безрукова был похож на Сашу Белого, сыгранного им когда-то и прилипшего к нему теперь, похоже, навсегда.
Лиза Боярская… очень хороша! Не просто красива, а «одухотворенно» красива, я бы сказала, единственное нормальное лицо во всем фильме. Но вот насколько она талантлива как актриса, даже не знаю. Думаю, что она еще растёт и расправляет крылья для настоящего полёта. И если это действительно так, то когда-нибудь она сможет стать кумиром нового поколения. Что ж касается старых добрых Мягкова и Барбары – грустно опять же, безумно грустно, ибо никакой фотошоп не мог скрыть того, как обвисли и скукожились их лица. Взгляды потянулись плёнкой старческого отупения и безразличия. Брыльска была просто ужасна! Лицо производило впечатление желтой резиновой маски, поверх глаз - очки, потому что без очков, очевидно, это уже вообще не глаза, на голове парик, по неподвижности напоминающий каску… Мягков стал похож на бублик, такой какой-то круглый и гладкий, с испуганным, болезненным взглядом. Ужасно, как эти два полуразрушенных существа пытались сыграть давнюю любовь. Невозможно было поверить, что в этих подернутых паутиной глазах ещё способны отражаться чувства, а под дряблой кожей грудной клетки сердце может бешено стучать от любви, а не от тахикардии. Во время трогательных сцен между ними я просто молилась, чтобы они не начали целоваться, ибо при одной мысли о том, как эти динозавры кинематографа будут изображать страсть, стукаясь импортными зубными протезами, по телу пробегали мурашки. Единственный из старичков, кто порадовал своей относительной бодростью и схожестью с самим собой 25 лет назад, это Ширвиндт. Видимо, не зря многие из театральных актеров в своих мемуарах писали про его пороки. В развратном, слащавом взгляде Ширвиндта, этого человека- сенбернара, еще горела жажда жизни, чувствовался порох в пороховницах!!!
       Просто возмутило обилие рекламы в фильме. Я даже заподозрила, что компания Фаберлик полностью профинансировала съёмки. Этот пресловутый Фаберлик был буквально повсюду: им красилась главная героиня, активно демонстрируя надписи на коробочках в камеру , с их логотипом разъезжало такси, их рекламу крутили по телевизору , его в разных видах захватывала камера при панорамной съёмке, короче, Фаберлик – отличная косметика! Женщина, будь прекрасна, как Барбара Брыльска! Билайн тоже постарался: шарфики, кружечки, вышки на крыше (всё в полосочку) – переходите, товарищи, на Билайн, зачем платить больше? Тойота Камри – шикарная тачка, теперь я это точно знаю. Нокиа – отличные телефоны с громкой полифонией. Пропаганду майонеза, по-моему, вообще не снимали отдельно, а просто вырезали из какого-то ролика и тупо вмонтировали в фильм. Короче, о чём тут говорить, не новогодняя картина, а длинный рекламный ролик, настраивающий зрителя на активные покупки в новом году. Можно себе представить, как радостно потирают ручки маркетологи (или кто там у них), предчувствуя премию и бум продаж, спровоцированный этой крупномасштабной акцией.
       Последний штрих, формирующий впечатление о фильме, – появление Анны Семенович в конце. Представляю, в какую астрономическую сумму вылилась эта эпизодическая роль её спонсору. После Семенович с ужасом ждала под самый финал появления Зверева, в очередной раз говорящего свою коронную фразу про звезду в коме, как символ нового времени. Но у Зверева , видимо, денег не хватило.
Отдавая дань справедливости (всё-таки люди трудились, работали как-то) , следует сказать, что в фильме встретилась парочка довольно забавных моментов: Хабенский, весело брызгающий апельсином в глаз Безрукову, пьяный Дед Мороз в аэропорту, сидящий в тележке для багажа с билетом в зубах («Девушка, этот человек всю ночь приносил людям счастье!»), классически пьяный финн в обезьяннике (угадайте, кто его играет) , дежурный мент-философ, вырезавший бумажные снежинки («Я был женат дважды и оба раза – удачно!»)… но всё остальное было весьма вяло и тянулось долго. Такое ощущение, что сценаристам дали задание: придумать максимум смешных моментов, а потом эти эпизоды, как мозаику, пытались склеить с помощью диалогов, которые получились какими-то неживыми, надуманными. Тема любви (если то, что происходило на экране, вообще можно так назвать), больше походила на пошлое волокитство со стороны Лукашина-младшего и циничное равнодушие со стороны Нади ( «Что же мне, любить бедных и больных?»). Создавалось такое ощущение, что ей не подходил ни тот, ни другой. Короче, старинной романтикой там и не пахло.
       С вероятностью почти сто процентов могу предположить, что ближайшие лет десять мы будем смотреть в Новый Год две картины, хорошую старую и отвратительную новую, пока в один прекрасный день какому-нибудь «гению» не придёт в голову снять третью часть, в которой внук Лукашина, придумав телепортатор, прилетает в прошлое, чтобы помочь дедушке жениться на любимой женщине. С ним на Землю из времени наверняка приплетётся пара межгалактических монстров, и Лукашин-внук будет палить по ним из серебристого бластера, в промежутках между схватками налаживая дедову личную жизнь. Но пока этот страшный день ещё не настал, можно расслабиться, забыть про киноразочарования и поставить на DVD старый добрый фильм , любовь к которому в наших сердцах не сможет поколебать ни один мерзкий сиквел!

P.S. за идею сюжета, изложенного в последнем абзаце, требую минимум 10 процентов выручки в валюте будущего =)