Этикет для дипломатов

Наталья Коноплева
 
Мой папа всегда спешил жить. Например, он всегда торопился пройти в двери впереди меня, хотя прекрасно знал правила этикета. Зато на дипломатических приемах, где мне случалось с ним бывать, он по правилам этикета галантно уступал мне дорогу. А я привычно замедляла ход у дверей, ожидая, чтобы сначала прошел папа. Это порой приводило иностранцев в ехидное удивление.

И все же папа владел этикетом на таком высоком уровне, какой не описан ни в одной книге о хороших манерах.

Однажды специально для дипломатического приема знакомая портниха сшила мне платье. Этакое маленькое стильное черное платьице с изящной кокеткой из черных кружев на шелковой подкладке.

Дело было зимой, в сильный мороз, и я надела под платье белье из тончайшей шерсти (папа привез из Австралии). Маечка нежного телесного цвета была с рукавами, с глубоким вырезом спереди. Зачем я сообщаю такие подробности – вы сейчас поймете.

На приеме в Художественном театре после просмотра членами дипломатического корпуса революционного спектакля я чувствовала себя уверенной и нарядной. Молодой красивый актер, исполнитель роли Свердлова, войдя в комнату для приемов, поцеловал мне руку. Меня угощал кофе исполнитель роли Ленина народный артист Борис Александрович Смирнов. Было интересно поговорить и с автором пьесы, прекрасным драматургом Михаилом Шатровым.
Придя домой, я покрутилась перед зеркалом. О, ужас! По замыслу портнихи у кружевной кокетки вырез сзади был значительно глубже, чем спереди, и из него выглядывал краешек моего австралийского белья!

Чуть не плача, я спросила папу, почему он не предупредил меня, ведь он не мог этого не заметить.

А он ответил мне, что, конечно же, увидел мою оплошность сразу, как только я сняла шубу. Ну и что было бы, если б он мне об этом сказал? Что можно было сделать? Пойти переодеваться? Это было невозможно.

-Я решил, что лучше тебе ничего не знать, а то весь вечер был бы испорчен.
Вот истинный дипломат.

Так мне был дан урок деликатности на всю мою жизнь.

Апрель 2006.