Сравнивая несравнимое

Наталья Шауберт
Я вернулась в Германию из России в начале декабря. Пока я была в пути, россияне выбирали законодательную власть, начинали закупать елки и новогодние гирлянды, присматривались к изобильным прилавкам магазинов и базаров. А в Германии уже полным ходом шли праздники. Первый Адвент – время ожидания Рождества. Зажигаем первую свечу!
Самолет летел над Берлином в кромешной темноте ночного неба, а внизу на земле светились праздничными огнями города. Еще немного, и я на земле немецкой. Здравствуй, Германия. А душа все еще там, дома. Я еще долго буду ждать ее возвращения. Вернется ли вся? Вряд ли. Испытано, проверено не раз.
Меня встречают зеленые газоны, праздничные огни, промытые дождем тротуары, веселые гирлянды и рождественские дуги в окнах. Я иду и замечаю распахнутые куртки прохожих, чувствую запах дождя и тумана. Чуть более двух суток тому назад меня провожал мой родной сибирский город. Морозным был день отъезда, минус двадцать и снегопад. Я вернулась в Германию, я вернулась в тихую осень из морозной зимы. Через день в Хемнице мы с сыном уже пьем горячий глинтвейн на площади возле ратуши, слушаем местный духовой оркестр, который выводит нежную рождественскую мелодию «Тихая ночь, святая ночь...». Я расстегиваю куртку, жарко! И удивительно спокойно, несуетливо и размеренно. Совсем другие ритмы, другое звучание жизни. Делюсь впечатлениями с сыном. Он смеется – "Ты сравниваешь несравнимое! – говорит он, - промышленный город-миллионник и маленький провинциальный европейский городок". Он прав, но это происходит само собой, невольно. Я буду сравнивать, а там посмотрим, сравнимое или нет. Одно могу сказать, об этих «моих» городах я могу писать много. И всегда с теплом и любовью, а еще с грустью, и иногда с сожалением.


Немцы говорят: «Мы не хуже и не лучше других, мы просто другие!»
 
Отвечу от имени россиян: «А мы еще более другие!» Почему так? А мы и сами не знаем, но живет в нас это неутолимая жажда быть круче, сильнее, выше! Мы первые, мы победители! Кто оспорит? «А нихто», - говорю я голосом почтальона Печкина и нахожу тому подтверждение в своих самых свежих воспоминаниях. Вот, к примеру, разметки на дорогах, и прочая дорожная атрибутика, которая просто лезет в глаза в Германии, разве нам такое хотя бы снилось? Нет! Почему? Да потому что мы сами знаем – где, условно говоря, середина дороги, где встречная полоса, а где, так сказать, бордюр. И нечего нам навешивать лишних знаков. Знаю, убедилась на собственном опыте – не все пешеходные переходы, даже с зеброй, даже с голубым треугольником - знаком, на котором нарисован беспечный пешеход, являются переходами фактически! Есть общепризнанные, а есть те, которые водители игнорируют, а пешеходы стараются не использовать. Знаю не понаслышке, испытала, выжила, делюсь!
«Вот! Идут, недобитки!» - мрачно говорит мне таксист, указывая на группу товарищей, пытающихся после нажатия кнопки и смены знака светофора, перейти улицу. «Почему? Что не так? Они же кнопу нажали?»- робко спрашиваю я. «Каждый будет нажимать, пробке не рассосаться, могли бы пройти метров триста, не развалились бы, там подземный переход», - отвечает таксист и косит в мою сторону недобрым глазом, видимо усмотрев во мне хронического «недобитка». Молчу, минут через пять обнаруживаю по ходу нашего движения подземный переход. Да, я бы предпочла, знаете ли. Ну не триста метров, тут с километр будет, ну и что? Выйди пораньше и не мешай движению автотранспорта! Пробки на дорогах! Впрочем, о пробках позднее, а сейчас прямо перед нами присыпанный снегом трамплин! Что это? Водитель хорошо знает трассу. «Автополицай», - поясняет он. В Европе такое сооружение называют лежачим полицейским, размещается он, как правило, при въездах на парковку, вот так на трассе не встречала ни разу! Значит и о «недобитках» думают тоже? Притормаааживаем, и...плавно перекатываемся по довольно высокому выступу. Стоп, а где же упреждающий знак? Так ведь можно и вылететь за пределы дороги, если, не дай Бог не сбавишь скорость? Оказывается, знак был. Правда, он покрыт снегом и инеем, но, кто знает, тот знает! Водитель, что ехал нам навстречу не знал. Скрип тормозов, черные полосы на асфальте, это не с покрышек снимается слой резины, это заживо снимают кожу с водителя. Экстрим! Инстинктивно спешу поправить ремень безопасности. Фигушки! Нет такого, я еду с профессионалом, отсутствие этой детали лишний раз доказывает высокий уровень этого самого ... профессионализма.

Пробки, это не затор на дорогах, это время для созерцания и осмысления!

Я вхожу в автобус и сразу начинаю комплексовать. На мне куртка на меху из «убитых плюшевых мишек», «зимние» джинсы, купленные «для тепла» на местном рынке. Китайцы – умельцы! Научились из ткани с начесом, из той самой, из которой раньше делали лыжные штаны, шить некое подобие джинсов! Они даже – умрите от зависти, европейские гламурные модницы, декорированы вышивкой и стразами! Про «убитых плюшевых мишек» обычно шутит мой муж, наблюдая демарши партии зеленых в Германии. Сексапильные блондинки в окровавленных мехах – частое зрелище на праздничных зимних площадях в Германии. Попробовали бы вы, «зеленые девочки», походить в своих куртках с декором из искусственного меха и пальто на рыбьем меху в Сибири. Не желаете? То-то же! Мне пришлось надевать под куртку теплый свитер. Высокие ботинки на толстой подошве фирмы Dr. Martens - прямое попадание в погодные условия Сибири!
Я довольна, мне тепло, удобно, комфортно. Оглядываюсь вокруг и... понимаю, что я совершенно «не в теме»! Дамы в мехах, кожаные пальто с воротниками из чернобурки, норковые шапки поражают не только разнообразием фасонов, но и цветом - нежной палитрой пастельных тонов. Пуховики стали «фигуристыми» и не такими толстыми, как раньше, когда они только начинали, благодаря все тем же предприимчивым китайцам, завоевывать сибирский рынок. Раньше в пуховик можно было войти, как в шкаф, громко защелкнув все замки-кнопки, теперь они напоминают скорей лепные, а не сшитые или топором срубленные изделия. Нежно и уверенно облегают они фигуру, повторяя изгибы. «Шедеврально!» - Сказала бы Эллочка Людоедка. И конечно, все те же стразы, блестки, строчки из нитей с люрексом. Снегурочки и снежные королевы, боярыни и боярышни. Девочки! Я чувствую себя Золушкой, замарашкой рядом с вами! А эти невозможные сапоги на шпильках? Как, скажите, ну как вы ходите на этих сосульках по искореженным временем, когда-то асфальтовым тротуарам, по снегу и льду, которые никто и не думает, как в Германии, с утра пораньше предусмотрительно посыпать мелким гравием? Подруга поясняет мне – «это же так удобно! Я просто вонзаю шпильку в лед, когда бегу к остановке». Скалолазка моя...! Автобус, в котором я еду, стоит в пробке, то есть мы едем стоя? Мда... Машин в городе так много, что не справляются ни новый мост, ни расширенные магистрали (когда-то хватало и двух полос, теперь – минимум четыре и все равно мало!). Пробки общепримирительны, как утренний бег на месте из песни Высоцкого. Стоят-пыхтят огромные черные Хаммеры, представительные Саабы поблескивают стальными боками, рядом жмутся Жигули разных лет выпусков и разной же степеней ухоженности. Троллейбус, который помнит еще четырехкопеечные билеты, гремит громко и монотонно. И кажется, что еще немного, и он развалится на металлические составляющие, как трансформер. Но, это обманчивое ощущение! Во времена соц. реализма умели ковать железо и делать «вечные двигатели». В «моем» автобусе, в котором едут умопомрачительные красавицы в мехах и коже, усталые «утренние» мужчины, озирающие это великолепие сыто и равнодушно (эх, вам бы к нам в Хемниц, где мои докерсы и штаны со стразами были бы верхом изыска), есть телевизор. Смотрим предвыборную рекламу. Единороссы рулят! Причем везде. Стоп! Может, пробки на дорогах организованы специально? Хотя, что это я? В троллейбусе-громыхалке телевизора точно нет, однако стоит, гремит и не слышит! Не слышат, вернее, его пассажиры то, что россияне уже сейчас, до выборов, явно отдают предпочтение партии «Единая Россия». Может быть поэтому, почти на всех главных остановках – одноименные палатки с музыкой, а еще мальчики и девочки в синих жилетках с надписью «Единая Россия»? Представителей других партий на остановках нет! Видимо, этим самым подавляющим большинством, партия единоросов уже выиграла предвыборную борьбу, чтобы потом одержать сокрушительную победу на собственно выборах? Одержит ли? «Говно вопрос!»- как бы отвечает мне с огромного плаката толстощекий губернатор нашего города. Именно «как бы», на самом деле, на плакате два совсем других слова: «за Путина!». Я так плотно прижата к окну автобуса, что видеть могу только: взгляд вверх – рекламу на экране телевизора, взгляд в сторону – губернатора-запутина. Может закрыть глаза и послушать людей? Не успеваю, пробка рассосалась, едем!

«Агент 007 убедился, что нет слежки и юркнул в вокзальный туалет. Он вытащил
из кармана записку со шпионским заданием и выучил наизусть ее текст. Потом
порвал ее на мелкие кусочки, бросил их в унитаз и спустил воду... Но, тут же в
ужасе отпрянул: из унитаза на него смотрели умные, проницательные, немного
усталые глаза майора Пронина»

Старый анекдот, но тема не стареет. Знаете сколько криминальных сериалов, хроникальных фильмов, ток-шоу и прочих передач и передачек на российском телевидении? Я устала переключать каналы! Везде на меня смотрели «умные, проницательные, немного усталые глаза майоров Прониных» разного разлива, часто они принадлежали даже женщинам. Что это? Реалии наших дней? Российского зрителя учат относиться к этим зрелищам спокойно, по-домашнему, без трепета и содроганий?
Спасибо, канал «Культура», «Камеди Клаб» и КВН! Больше смотреть просто нечего. Сериал под названием «программа Время» понравился мне еще меньше криминальных передач и фильмов. Напоминаю, я была в России в предвыборное время.
Да, а что, простите, стало с нашими ведущими? «Говорящие головы» во времена моей юности блестяще владели русской речью! Почему нещадно склоняется «Косово»? Это я о грамматике сейчас. Помилосердствуйте! Там и так не сладко! Почему все стали говорить одноврЕменно, а не одновремЕнно? Ну, это еще ладно, может быть я немного консервативна, и придираюсь зря? Но вот что за слово такое «прогарантировать» - убейте, не пойму! Это как «я тебе прозвонюсь?» Ну не в прямом же эфире? Таких «фигур речи» до печального много,но поражает еще и скорость речи, и интонирование. Вам это ничего не напоминает? Мне да! Советские фильмы про плохих американцев, у которых такие циничные журналисты! Которые – лишь бы пипл хавал, а там... трава не расти! Впрочем, что там телевидение! Вот, открываем газету, а там – торжественная встреча Калоева. В приступе патриотизма некий представитель какой-то общественной организации говорит о том, что Калоев защитил честь страны. Побойтесь Бога! Человечески, поступок несчастного понятен, и, слава богу, что вернулся он к родным могилам, но поднимать из-за этого шумиху? Увольте! Выключаем телевизор и убираем подальше газеты. В доме моей мамы много книг. Лучше я ей тихонько почитаю. Вот, хотя бы Чехова: «Издевательство над чужими страданиями не должно быть прощаемо». Верно? Может быть. Но, вот это тоже наше – «не должно быть прощаемо». Не простим, не забудем. Американцы бы добавили, – отомстим. Приближаемся?
Да! Говоря о телевидении, не могу не сказать о том, как помолодели наши звезды! И при этом, они стали удивительно похожи друг на друга! Тугие щечки, пухлые губы, чуть (а у кого и не чуть!) с раскосинкой глаза. В ходу стали выражения: «Я помню Бабкину, когда она еще была старше своего мужа!» или «Это Зверев или Майкл Джексон? Если поет хорошо – Майкл, если плохо причесан – тоже он». Дамы среднего возраста так неприлично молоды, что хочется насмотреться, наконец, на умные стареющие лица, исполненные достоинства. На тех артистов, которые относятся к себе, как к индивидуальности актерской и человеческой, а не как к товару для шоу-магазинов и распродаж. Есть еще такие? Да! Красивая Ия Савина, восхитительная Быстрицкая, печальный Юрий Яковлев, толстый, смешливый и такой родной, каждой своей морщинкой Олег Табаков. Спасибо Вам за то, что вы остались собой и не украли у нас свои настоящие лица, лица с биографией, с судьбой!
О многом еще хочется вспомнить и написать. Но воспоминания мои стали грустнеть на глазах. Теряю объективность? Значит надо сделать перерыв, а может пристальнее присмотреться к той немного чужой жизни, что окружает меня здесь, в Германии? Дайте срок! И я продолжу сравнивать несравнимое? Не сравниваемое? Я обязательно продолжу!