Мама знала идиш

Наталия Позднякова
       Много лет назад я училась на курсах программистов в Минске. Однажды после успешно сданного экзамена мы шумной компанией отправились в ресторан. Веселье было в разгаре, когда импозантный молодой мужчина пригласил меня на танец. Он был высокий и яркий, с копной черных вьющихся волос.
       На следующий танец он снова пригласил меня, затем еще, и еще... Я ощутила незримые искры волнения. "Cейчас должно что-то произойти", – подумала я, и в этот момент он нежно прошептал мне какие-то странные слова.
       - Простите, что вы сказали?
       - Вы не поняли?
       Он повторил. Я в недоумении смотрела на него.
       - Вы не поняли меня !!
       Породистое лицо моего кавалера исказилось досадой. Извинившись, он оставил меня посреди танцующей толпы. В недоумении я вернулась к друзьям. "Что я сделала не так, и что он такое сказал"?, - терзалась я. Вдруг этот человек вновь возник передо мной: " Так вы не еврейка"?
       Я все поняла. Он принял меня за представительницу этого славного народа и сказал мне, по всей вероятности на идише, нечто такое, что обязана знать каждая еврейка.
       - Мы с другом весь вечер любовались вами. "Посмотри на нее",-говорил он, -"Все-таки еврейки самые красивые"!
       - Сожалею, что невольно огорчила вас, но я русская и с этим ничего нельзя поделать.
       - Как жаль, как жаль!
       Он с понурым видом ушел за свой столик, где сидел его немолодой приятель. Время от времени оба бросали на меня тоскливые взоры. Вдруг мой странный знакомый подбежал ко мне и горячо заговорил:"Не может быть, чтобы в вас не было еврейской крови"! Я задумалась.
       - А знаете, мою маму тоже часто принимали за еврейку, к тому же она понимала идиш.
       - Ваша мама знала идиш?!
       Искры радости запрыгали в его черных глазах: "В таком случае вы не можете не быть еврейкой"!
       -Увы, в детстве мама переняла язык от жившей по соседству еврейской семьи.
       Глаза собеседника потухли. Откланявшись, он ушел. Может быть нужно было окликнуть его? Или соврать, что мой дедушка в четвертом колене был иудеем? Я смотрела ему вслед и думала о неведомых силах, связывающих и разъединяющих людей и не видела смысла им противостоять.