Будапешт глазами израильтянина

Анатолий Штаркман
 Будапешт глазами израильтянина
(По книге Анатолия Штаркмана "Хазарские этюды)

Белградская набережная Дуная в Будапеште сплошь заставлена ресторанными столиками. В душный июньский вечер свободных мест нет. В надежде на прохладу к реке устремляются горожане и многочисленные туристы из окрестных гостиниц. К кромке воды не подойти. Сначала трамвайные пути, чуть ниже автомобильное шоссе и только после них, как бы над ними, величаво проплывают верхние этажи белых красавцев лайнеров-теплоходов. Техническая насыщенность не утомляет, а наоборот, разнообразит и развлекает.
Густая толпа колышется между чудом 19 века солидным Цепным мостом и кажущимся белой птицей над рекой мост Эржабет 20-го века. Между мостами помпезная романтическая архитектура театра Вигадо уносит гуляющих в римскую богему свободных одежд. Женская мода начала 21-го века показывать себя в общественных местах почти обнажёнными обязывает венгерских женщин, и потому театр как бы слился с толпой, и набережная напоминает сцену грандиозного балета грациозных балерин. Мелодии великого Штрауса и Венгерского чардаша, еврейских Фрейлекс и Хава-Нагилы в исполнении ресторанных оркестров чарующей скрипкой усиливают ощущение театральности. И над всем этим многоязычным, динамичным, цветным музыкальным европейским чудом с горы противоположного берега в приглушенных лучах электрических прожекторов властвует строгой декорацией Королевский дворец таинственного города Буды.
Венгерский Буда ничего общего не имеет с индийским Буддой. Но ещё раннее королевского Буды находилось и находится по соседству более древнее поселение Обуда (Альт-Офен). Сегодня этих два созвучных населённых пункта слились. Однако Буда – вторичное от Обуды.
В демонстрируемых стендах Исторического музея Королевского дворца (три просторных этажа вверх да ещё подвал и дворики) история Венгрии начинается с 896 года. Но ещё раньше на небольшом стенде упоминаются германские племена, лангобарды, франки, авары, гунны…. Якобы от последних произошли Венгры, точнее Мадьяры, и даже представлена карта миграции мадьярских племён из современной Башкирии.
В одной из туристических книг, купленных в книжном киоске того же музея, рассказывается легенда, что Буда – это имя брата предводителя гуннов Аттилы, после смерти которого в 454 году его многоплеменная орда распалась. Гуннам пришлось покинуть Паннонию (Венгрию) в Причерноморье. Венгерский историк Артур Кёслер в книге «Тринадцатое колено» приводит такое замечание: «Любопытно, что британцы во время Первой Мировой войны использовали словечко «гунны» в традиционном пренебрежительном значении, тогда как у меня на родине в Венгрии школьников учили патриотическому почтению к «славным предкам-гуннам». Элитный гребной клуб в Будапеште назывался «Гунния», а Аттила – по-прежнему популярное имя».* «Современные историки не находят слов для описания лютой свирепости и самого безобразия гуннов. Ужас был их предтечею…» - так определяет Карамзин гуннов.**
О евреях в музее ни слова. Но на одном стенде на фоне силуэтов домов и людей возвышается крупная фигура человека с большой головой, громадным носом и алчными глазами, достающего необычно-костлявой рукой из нагрудного кармана пиджака мешочек с деньгами. Музейный экспонат времён совсем недавнего фашистского прошлого Венгрии, впрочем, не только фашистского. Венгерские антисемиты называют евреев хазарами, чтобы уменьшить доминирующую роль евреев в экономическом и культурном развитии Венгрии.
Залы исторического музея в Буде пустые, дежурят доброжелательные весьма преклонного возраста сухонькие женщины. Туристы в музей почти не заходят. Но зато в городе Пеште очередь не иссякает посмотреть самую большую в Европе Синагогу, построенную в 1854 – 1869 годах, поклониться во дворе синагоги металлической плакучей иве с 60000 листиков с фамилиями уничтоженных во Второй Мировой войне, посетить еврейский музей культовых экспонатов – то, что осталось от замученных, почтить память шведского гражданина дипломата Рауля Валенберга, спасшего около 100000 венгерских евреев, услышать от экскурсоводов, что во время войны в 1944 году в синагоге размещалась штаб-квартира палача Эйхмана, прочитать скромную табличку, что на месте сегодняшней синагоги стоял дом, в котором родился Теодор Герцль….
Евреи поселились на теперешней Венгерской земле и, в частности, на территории Обуды, в прошлом Аквинкум, вместе с римскими легионами Юлия Цезаря. Следующая еврейская волна пришла значительно раньше мадьяр-угров вместе с Хазарским Каганатом. «Евреи эти были азиатского происхождения, так как нигде в Европе евреи не употребляли еврейского языка в повседневной жизни, - писал историк Анталь Сирмай.* Они предавались военным упражнениям и прекрасно владели оружием; они-то и назвали многие географические местности еврейскими именами, которые существуют и по сей день».* Племена мадьяров длительное время входили в Хазарский Каганат, позже были союзниками и участвовали во многих войнах. «В то время мадьяры состояли из семи племён или родов, управляющихся своими вождями воеводами. Главного из них по имени Леведей Хазарский царь женил на хазарке знатного происхождения, после чего, по словам Византийского императора Константина Багрянородного, мадьяры стали союзниками хазар и участвовали во всех войнах. Должно быть, это случилось около середины 9-го века, если не раньше, так как около 860 года, по свидетельству Жития Константина (Кирилла) венгерский вспомогательный отряд участвовал вместе с хазарами в усмирении какого-то непокорного города в Крыму».* Таким образом, у первого венгерского князя Арпада мать была еврейкой. В девятом и десятом веках «браки между евреями и мадьярами были тогда обычным явлением».**
Обуда…. Обадья – второй царь Хазарского Каганата. Первого звали Булан, при нём и произошло официальное признание Хазарским Каганатом еврейской религии. Вот как звучит отрывок из письма царя Хазарского Каганата Иосифа: «… После этих событий воцарился из его сыновей царь по имени Обадьяя (служитель Бога). Он поправил царство и утвердил веру надлежащим образом и по правилу. Он выстроил дома собрания и дома учения и собрал мудрецов израильских, дал им серебро и золото, и они объяснили (ему) 24 книги (Священного Писания), Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв (принятых у Хазанов). Он был человек, боящийся Бога и любящий закон, раб из рабов Господа. Да даст ему дух Господен покой!»
Судя по содеянным делам Обадия жил долго и умер, по всей вероятности, в конце 7 начале 8 века. После него воцарился его сын Езекия. При нём Хазарский Каганат распространяет своё влияние к северу от Дуная, заключает договор с Византией и даже охраняет её северные границы. Поэтому, логично предположить, что римский Аквинкум, оставшись в тылу Каганата, переименовывается в Обадия. К нам это слово дошло сквозь призму более 1000 лет в виде Обуды. До сегодняшнего дня в Обуде сохранились еврейские кварталы, остатки древнейших синагог, надмогильные плиты.
Если экскурсоводы происхождение слов Обуда, а позже Буда связывают с гуннами, то слово «пешт» не может объяснить ни один из них, которых я слушал, и ни одна историческая книга, которые я читал. Однако обратившись к языку иврит, ларчик открывается просто. Слово ;;;;;; – пшитот переводится на русский язык с одной стороны как простота, с другой как интенсивность, зависит от огласовки после буквы «п». Оба перевода приемлемы по смыслу. Короли и богатые жили вверху, а простые люди внизу, в скученных и душных улочках, каким и был Пешт в ранние века. Что касается интенсивности развития, то, к примеру, с 1869 года по 1905 общее население выросло в три раза, а еврейское – в пять, но город в эти годы уже назывался Пешт. Итак, Аквинкум – Обадия – Обуда - Буда – Пешт – Будапешт, и есть тот самый след, который остался после Хазарского Каганата.
(Примечание: фигура еврея в антисемитском духе времён Второй Мировой войны в 2006 году из музея была убрана)