Смута. 2 глава

Николай Акунов
       Глава II.
       Собрание во дворце.
Царь Дмитрий собрал большой совет во дворце, чтобы решать государственные дела. Бояре стояли в зале, сняв шапки и глядя на царя, сидящего на троне. Лицо царя выражало удовольствие и величие. У него на щеке была бородавка, которая выделалась на его лице. Он был одет в царские одежды и держал в руке трость.
Рядом стояли несколько бояр, приближённый царя Басманнов, командиры армии, ляхи и литовцы. Царь изучал какой-то государственный документ и совещался со своими боярами, как вдруг спросил:
-А почему нет боярина Салтыкова?
-А он болен, государь, - ответил один боярин.
-Чем болен? – спокойно спросил царь.
-Какая-то болезнь, у него кровотечение, кашель…
-Что ж, болеет так болеет. Ростислав, подойди сюда.
Один из поляков подошёл к царю.
-Где пан Прашек? – осведомился царь, сжав трость.
-Он скоро приехать, - на ломанном русском ответил лях.
-Скоро? Он мне нужен. Я хочу спросить, что он думает по поводу повышения налогов?.
-Я думать он сказать да…
-Ты так действительно считаешь?
-Да, нам надо содержать армия.
-Я думал, армия и так хорошо содержится
-Ну, государь, вы должен понять что мы хотеть…
-Чтобы ваши кошелки ещё больше растолстели.
-Нет, нет, совсем не это. Просто я думать…
-Ладно, мне нужен пан Прашек, а не ты.
Ростислав поклонился и отошёл.
Царь отдал бумаги Басманнову и поглядел на бояр.
-Ну а вы что думаете? – спросил он.
Один престарелый боярин вышел вперёд.
-Государь, твои налоги и так высоки, так зачем же их снова повышать? – спросил он, - Лучше дай народу отдохнуть, снизь хотя бы немного налоги.
-Что ж, я над этим подумаю, - сказал Дмитрий, - А что касается Юрьева дня, то он снова в силе.
-Это прекрасно слышать, - ответил престарелый боярин.
Двери зала распахнулись и вошёл тот, кого так ждал царь. Прашека не спроста прозвали вороном. Его длинные волосы были чёрные чёрные, как перья у ворона, а взгляд у него был как у хищника. Он вошёл в зал, и поклонился царю.
-Государь, я прибыть в твоё распоряжение. Но у меня есть ещё и проблема.
-Какая, Прашек? – спросил царь, глядя на поляка.
-Два моих самых верных воина и твоих приближённых, пропали. Когда мы выезжали, они были с нами. Но потом они отстали, и далее мы их не видели.
-Как их звали?
-Ежек и Мацей.
-А, те воины, которые ещё уберегли меня от стрелы.
-Они самые.
-Что ж, я обещал, что в долгу перед ними не останусь. Велю их сейчас же разыскать. Где они потерялись?
-Мы проезжали мимо села, где ещё живёт боярин Салтыков.
-А. Понятно. Ладно, можешь обыскать это село и окрестные земли. Но позвал я тебя не за этим. По поводу налогов.
-Да, государь?
-Мне повышать налоги или снизить? Твоё мнение?
Прашек немного поразмыслил, затем ответил:
-Повысить, неплохо бы сейчас, государь, для армии закупить пушек.
-Что ж, это верно. Но народ говорит, что налоги и так высоки.
-Народ лжёт, и так прячут некоторые деньги, когда мы их собираем, говоря, что ничего нет. А мы им даём шанс вернуть деньги потом.
-А откуда ты знаешь, что деньги прячут?
-А сам лично нашёл их у одного боярина. За это мы его в темницу бросили. По вашему приказу.
-Ах да, вроде Щедрина. Но он говорил что ничего не делал и честно платил налоги.
-Врёт он, государь, все они врут.
Тут престарелый боярин не выдержал.
-Ты лгун! – заорал он и ткнул Прашеку пальцем в грудь, - Ты разбойник, грабишь сёла, деревни, убиваешь ради потехи крестьян, губишь поля, ты негодяй!
Зал в поддержку старика загудел.
-Тихо! – крикнул Дмитрий.
Все тут же замолчали.
-Что ты на это скажешь? – обратился к Прашеку царь.
-Клевета, государь! – невозмутимо ответил поляк, - Этот старик выжил из ума и хочет мне испортить жизнь, потому что я ревностно исполняю твои приказы.
-Я выжил из ума? – старик аж задохнулся от ярости, - Ты, ты, жалкий лях!
И он с силой огрел Прашека своей тростью по голове. Прашек покачнулся и упал.
-Схватить! – указал Дмитрий на боярина.
Боярина схватили и отобрали у него трость. Прашек кое-как встал. Волосы его растрепались, а на лбу была здоровая шишка. Он с ненавистью взглянул на боярина.
-За столь непростительное поведение перед царём я посажу тебя в темницу на полгода! – сказал Дмитрий сквозь зубы, - Ты забылся! Тебя следовало бы казнить, но так как ты старый и мудрый боярин, и я тебя очень уважаю, ты отделался отсидкой в тюрьме...
-Как так?! – воскликнул Прашек, - Он напал на меня, государь!
-Не смей повышать на царя голос, - рявкнул Дмитрий, - Вы, вы видели как Прашек совершал преступления, в котором его обвинил боярин Семёнов?
Поляки и литовцы замотали головами. Даже Басманнов пробормотал что-то похожее на «Нет».
-Ах вы лгуны, - сказал Семёнов, приглаживая бороду, - Да вся Москва это видела.
-Государь, я, кажется, догодываюсь, куда запропастились мои воины, - сказал вдруг Прашек.
-Куда же? – трясясь от ещё не прошедшего гнева спросил Дмитрий.
-Я думаю на них напал кто-то из боярских крестьян, решили, так сказать, отыграться… - начал было Прашек, но тут же замолчал.
-За что отыграться? – спросил вдруг подозрительно спокойно Дмитрий.
Несколько минут Прашек обдумывал ответ, и ответил:
-За то что ты привёл на Русь нас.
-Не понял… - переспросил Дмитрий.
-Руссы нас ненавидят. Они всё время говорят о поляках одни гадости. Мол, мы иноверцы, бесы, захватчики…
-То есть, ты хочешь сказать, что из-за этого какие-то крестьяне убили твоих воинов?
-Да, государь.
-А ведь правда, - Дмитрий почесал подбородок, - Я заметил недовольство среди народа, особенно среди крестьян…
-Не слушай его государь, - подал голос Семёнов, - Крестьяне если и убили его воинов, то только за грабежи и убийства…
-Умолкни, боярин! – велел царь, - Ты и так сегодня наговорился. Ладно, Прашек, езжай в село и осмотрись там, можешь хоть всё перекопать, найдёшь тела – я казню всех крестьян, не найдёшь – тебя казню за клевету.
Прашек поклонился и вышел из зала. В голове коварного поляка созрел злобный план.