Твердыни крестоносцев

Виктор Акунов
       ТВЕРДЫНИ РЫЦАРЕЙ ХРИСТОВЫХ

       Они по-прежнему стоят суровыми каменными часовыми – на Севере и Юге, на Востоке и Западе, храня безмолвную память столетий. Их имена звучат ударами древних башенных колоколов, как давно где-то слышанные, но забытые в суете повседневности заклинания: Маргат, Монфор, Керак. Торн, Выборг, Венден, Феллин, Тарваст, Мариенбург, Нессау, Ревель, Крак де Шевалье…Свидетели древней, прошедшей навсегда, но вечной славы христианского оружия, христианской культуры, христианской цивилизации, Гения Христианства…Плещутся, шумят у их подножия волны Балтийского и Средиземного морей, а над ними несут свою стражу предвечные звезды…
       Несколько лет назад, в пору расцвета у нас в России «черного» видеобизнеса, когда уличные при лавки буквально ломились от «пиратских» видеокассет (так же, как они сегодня ломятся от «пиратских» ДиВиДи), мне довелось по случаю купить десяточек записанных на видео телевизионных фильмов БиБиСи на исторические темы, и, в том числе, серию под многообещающим названием «Крестовые походы». Однако я не удосужился их сразу же и просмотреть (как говорят, «все руки не доходили»), и сделал это лишь совсем недавно. Просмотрел – и был буквально поражен тем, что увидел и услышал.
       То, что увидел и услышал автор этих строк при просмотре купленных на «развале» видеокассет с телеэкрана, показалось ему поразительным; нет, мало того – непостижимым! Подобно абсолютному большинству моих современников и соотечественников, хотя и выросших и сформировавшихся духовно еще при «советской» власти, антинациональной по сути – или, во всяком случае, подобно подавляющему большинству окружавших меня с детства русских людей (в самом широком смысле этого слова), я как бы с молоком матери впитал в себя сознание того, что существует связь времен, соединяющая нас непрерывной цепью поколений с нашими предками. Невзирая на идеологические ухищрения жрецов государственного марксизма, методично вдалбливавших в наши головы заскорузлые красные догмы, мы всегда считали Историческую (то есть, дореволюционную, «старую») Россию той точкой опоры, на которой строилось все наше миросозерцание. Мы с детства привыкли сравнивать нашу «советскую», достаточно неприглядную, действительность эпохи «развитого социализма» с тем, что было хорошего «раньше», в старой доброй Российской Империи. И даже в пору «позднего Совдепа» это чувство духовной опоры на прошлое, на Русскую Историю, на славное Средневековье, всемерно культивировалось и развивалось.
       А что же Ваш покорный слуга увидел и услышал при просмотре «документального» сериала БиБиСи «Крестовые походы»? Причем не просто сериала, а сериала, предназначенного для «учебных» целей и «популяризации истории» (ведь именно при помощи подобных сериалов уже несколько десятилетий формируются исторические представления западных европейцев – а теперь вот дошла очередь и до нас, многогрешных)?
       Буквально с первых же кадров меня поразила, как видно, «задающая тон» всему повествованию фраза ведущего сериала – мистера Терри Джонса:
       «Крестовые походы являлись, по сути, варварскими вторжениями и были явным проявлением нецивилизованности». И это говорилось англичанином – человеком, чей национальный флаг – «хоругвь Святого Георгия» с красным крестом на белом поле – осенял в славные былые времена именно рати крестоносцев и, в частности, рыцарей «Ордена Христа и Храма Соломонова»! – о Крестовых походах – самом легендарном и героическом периоде истории Западной Европы, благодаря которым, собственно, и сложились европейские нации и Европа осознала себя таковой! Да славный король-крестоносец Ричард Львиное Сердце не иначе как сто раз перевернулся в гробу, услышав эти слова! Впрочем, и «доброму королю Ричарду» в сериале досталось от благодарных потомков «по первое число»! Чего стоят хотя бы жуткие кадры, изображающие восстающего из гроба Ричарда в виде какого-то чудовищного коронованного вурдалака со вскрытыми внутренностями, набитыми человеческими останками! Впрочем, тема «людоедства» воинов Христовых будет, как навязчивая идея, постоянно повторяться и варьироваться авторами телефильма на все лады. Даже у нас, в России, в «советскую» эпоху, да и ныне, критикуя католиков за ересь папизма, хотя и выходили антикрестоносные и даже прямо антихристианские фильмы, в роде эйзенштейновских (где также смаковалась тема «людоедства» крестоносцев – вспомните незабываемую сцену «мини-холокоста», устроенного, по воле товарища Эйзенштейна – который, будучи старым «остзейцем»-рижанином и дворянином с фамильным гербом, мог бы уж не столь беззастенчиво превращать историю своих предков в советский идеологический «ужастик»! – в Пскове ливонскими рыцарями, представленными в виде безжалостных биороботов, под пение христианских псалмов швыряющих в «огнь поядающий» невинных младенцев!), а также антикрестоносные книги Заборова и других, они ясно осознавались всеми мало-мальски мыслящими людьми как идеологический заказ враждебной Христианству богоборческой власти, а мы еще детьми, как поется в известной песни Высоцкого, с восхищением, запоем читали любимые книжки сэра Вальтера Скотта, Роберта Льюиса Стивенсона, Райдера Хаггарда, сэра Артура Конан-Дойля и многих других – о бесстрашных рыцарях, мудрых королях и отважных героях, отправлявшихся в тяжелейших условиях Средневековья на край света сражаться с неверными за освобождение Животворящего Гроба Господня, верно служили своим сюзеренам, защищали слабых и обиженных, честь прекрасной дамы и проч.
       Даже в пропитанных когда – воинствующим, когда – подспудным атеизмом советских книжках по истории порой оплакивалась судьба захваченного крестоносцами в 1204 году православного Константинополя-Царьграда (хотя при этом неизменно восхвалялись победы над теми же православными византийскими греками киевских князей Олега, Святослава и Владимира, оставляя за скобками вопрос - а что бы эти доблестные русс кие князья учинили в случае захвата ими Царьграда!), но никогда не издевались, а уж тем более – так откровенно не глумились над периодом Крестовых походов как таковым! Разумеется, мы далеки от мысли утверждать, что советская историография превозносила крестоносцев (или хотя бы воздавала должное их подвигам, их мужеству и их идеализму), но даже из советских школьных учебников истории и последующих книг мы выносили некую неуловимую атмосферу невольного восхищения идеей бескорыстного подвига рыцарей во славу какой-то идеи. Возможно, это и было причиной: советская историческая наука, отнюдь не поощряя в подсоветских людях религиозность, старалась в то же время – исходя из чисто прагматических целей политики безбожного государства, сводившего потребности своих подданных к минимуму, воспитать в них преклонение перед идеей бескорыстного подвига, служения идеальным целям – и потому не поднимала, в общем, руку на рыцарство и, в частности, на Крестовые походы (по крайней мере, на Крестовые походы в Святую землю; в отношении прибалтийских крестоносцев, тевтонов и ливонских рыцарей, в СССР действовал иной «идеологический заказ», о котором речь пойдет несколько ниже).
       Еще более наглядно данная тенденция прослеживалась в советской художественной литературе и послевоенной кинематографии, где рыцарство откровенно идеализировалось и воспевалось (вспомним хотя бы такие замечательные фильмы, как «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Стрелы Робин Гуда» – с чрезвычайно симпатичным образом бескорыстного рыцаря-крестоносца Алан-э-Дэйла!, «Последняя реликвия», «Талисман», «Черная стрела», «Квентин Дорвард» и многие другие).
       А вот в сериале БиБиСи «Крестовые походы» автору довелось «понюхать» совершенно иной «букет» и столкнуться с совершенно иным, с позволения сказать, «взглядом на историю». Речь в данном случае идет не просто об иронии или даже сатире в стиле «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», не просто о неприятии и даже не просто об отрицании «всеми фибрами души»! Нет, мало того! Речь идет об откровенном глумлении, об омерзительнейшем опошлении, сдобренном скабрезными шуточками сомнительного свойства (отнюдь не делающими чести авторам, увидевшим свет в стране знаменитого тонкого английского юмора, славного традициями Свифта, стерновского сэра Тристрама Шенди, Щеридана, Теккерея и Диккенса!), высмеивающем все и вся карикатурном описании этого беспрецедентного по героизму и размаху исторического феномена, благодаря которому Европа, собственно, и осознала себя Европой! Именно такое, глумливо-ерническое отношение к собственному прошлому красной нитью проходит через все серии телефильма БиБиСи.
       С самого начала сериала нам было заявлено с экрана (вот уж подлинно – «икона Сатаны»!), что вот-де, в Средние века в Европе сформировался слой «профессиональных убийц», которым перестало хватать «заказов» дома, так что папа римский решил сплавить как можно больше этих «безработных киллеров» как можно дальше от Европы. И этот термин – «убийцы» – вновь и вновь повторяется в сериале в самых различных комбинациях применительно ко всему рыцарству, как сословию, в целом! Причем авторы фильма сочли необходимым специально разъяснить «невежественным» телезрителям, что само слово «рыцарь» означает всего-то навсего «воин на лошади». Это сказано как бы между прочим, но тем самым как бы разом перечеркивается вся идеология рыцарской доблести, рыцарской чести, рыцарского служения и рыцарственности вообще. И ни слова о том, что рыцарство – первооснова европейской кавалерии – было создано для отражения нашествий с юга, востока и запада, в противовес кочевым конным ордам арабов, авар, мадьяр, печенегов и половцев, молниеносно совершавших на своих быстрых конях опустошительные набеги на христианские земли Европы – Испанию, Францию, Италию, Германию – чтобы снова исчезнуть с добычей и пленниками в бескрайних просторах степей и пустынь породившей их бескрайней Азии! Вместо этого нам, ничтоже сумняшеся, преподносится идея, что рыцарь есть не более чем профессиональный убийца, готовый убивать всегда, везде и любого, кто препятствует его безудержной страсти к обогащению. Тем самым авторы сериала как бы уравнивают рыцарство с наемничеством – те же мотивы, те же традиции поведения, та же мораль (точнее, ее отсутствие!), та же беспринципность, та же жажда крови и денег…
       Но мало того! Через весь сериал красной нитью проходит, постоянно повторяясь, презрение к религиозному пылу и рвению, трактуемым как тупой фанатизм. Как будто не сказано было в Святом Евангелии: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих… Итак, будь ревностен и покайся» (Откр. 3, 15-16, 19). Эта ядовитая мысль внедряется в умы телезрителей исподволь, малыми порциями, но постоянно, что только усиливает действие яда. Фразы вроде: «Из лагеря изгнали всех женщин, но даже это не впечатлило их Бога» или: «Отрезанные от мира, они остались умирать наедине со своим Богом», постоянно вставляются в авторский текст за кадром в разных местах, с целью внушить телезрителям следующую мысль:

1)никакого Бога на самом деле не существует;
2)даже если Бог есть, то это «их» Бог, а не наш.

       К тому же авторами сериала периодически и крайне иронически употребляется термин «посланники Господа», вероятно, являющийся, с точки зрения авторов фильма, чем-то очень смешным и несерьезным.
       С телеэкрана постоянно и с достойной лучшего применения настойчивостью проповедуется «мультикультуризм», то есть противопоставляются друг другу «утонченные» и «высоко цивилизованные» восточные народы (преимущественно иудеи и магометане) – источник и хранитель всяческой культуры, чистоты, ума и благородства! - и «западные варвары»! Вы не ослышались – именно этим уничижительным термином постоянно третируются крестоносцы! Для авторов фильма они – «варвары» и – мало того! – даже «людоеды»! В самом начале фильма на фоне зловещей фигуры мрачного «воина Христова» (подозрительно напоминающего чудовищные карикатуры на тевтонских рыцарей из фильма Эйзенштейна «Александр Невский»), голос за кадром сообщает леденящую кровь историю о том, как осененная Крестным знаменем «армия людоедов» сожрала все население захваченного ею малоазиатского городка – кого в вареном, кого в жареном виде - с подробным описанием того, как взрослых разрубали живьем на куски, прежде чем бросить в котлы, а детей насаживали на вертел, чтобы зажарить на костре, и проч. Кошмарность этой сцены затмевается разве что упомянутыми нами выше кадрами восстающего из гроба вурдалака «Мелек-Рика» (Ричарда Львиное Сердце) с утробой, битком набитой человечьими останками! Сперва я, честно говоря, ушам своим не поверил. Потом вспомнил, что нечто, отдаленно напоминавшее этот «ужастик», мне приходилось читать в «Алексиаде» византийской царевны Анны Комнины. Но, во-первых, Анна Комнина передает в своем сочинении только слухи, а не то, чему лично являлась свидетелем. Во-вторых, переданные царевной слухи даже отдаленно не напоминают изложенных авторами сериала кошмарных подробностей. И, наконец, в-третьих, не следует забывать, что византийские греки, считавшие себя «ромеями» (римлянами), по давней, вошедшей в их кровь и плоть, имперской привычке, свысока смотрели на все прочие народы (причем не только Запада, но и Востока – в отличие от авторов сериала!) как на «варваров» и дикарей, в отношении которых дозволено применять какие угодно вероломство, коварство и подлость, в том числе – и в форме злонамеренной пропаганды и диффамации. Такими «перлами» имперско-римской пропаганды были насквозь лживое обвинение героического германского племени вандалов в беспощадном разграблении Рима (ромейские историки не погнушались обвинить вандалов в том, что те содрали с крыш римских дворцов и храмов медную кровлю, приняв ее, в своей – якобы! – непроходимой варварской тупости за золотую!), так что, с их легкой руки, бессмысленное разрушение культурных ценностей до сих пор именуется «вандализмом»! Между тем, в действительности вандалы, к моменту нападения на Рим, давно уже были христианами и как раз христианские храмы оставили в полной неприкосновенности (как, кстати, и их предшественники-готы, разграбившие Рим до вандалов, в 410 году по Р.Х.).
       Другим подобным «перлом» римской пропаганды было обвинение карфагенского полководца Ганнибала в людоедстве. Известно, что на военном совете незадолго до перехода через Альпы Ганнибал, в ответ на возражения соратников, указавших на трудности снабжения армии съестными припасами в заснеженных горах, в запальчивости крикнул: «Я пойду через Альпы на Рим, даже если мне придется жевать кожу сапог и есть человечину!» Как говорится, сказал – не подумал. Но «слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Кто-то из присутствовавших на военном совете римских соглядатаев передал информацию «куда следует». И вот уже римские эмиссары принялись стращать кельтские (галльские) племена, через земли которых лежал путь Ганнибалу, что вот, мол, на вас движется армия пожирателей живой человеческой плоти! Так римляне ввели в обиход для обозначения людоедства существующий доныне термин «каннибализм» - производный от имени «Ганнибал» (в древнем латинском алфавите согласные звуки «г» и «к» обозначались одной буквой «с»; поэтому, скажем, Юлия Цезаря именуют то «Гаем», то «Каем»)!
       Когда на Рим обрушился новый враг – гунны Аттилы – то Аммиан Марцеллин, Приск Панийский и другие римские историки также описывали гуннов как зверолюдей – сыроядцев, кровопийц и людоедов. Так что царевна Анна Комнина выступала всего лишь продолжательницей римской антиварварской имперской пропаганды, направленной на то, чтобы представить всех врагов Империи как диких зверей в человеческом образе. Но авторам-то сериала БиБиСи зачем придуриваться? Это в ХХI-то веке! Хотя, впрочем, и в ХХ веке враждебная пропаганда изображала русских казаков «пожирателями детей», немецких солдат – любителями отрубать руки бельгийским детям, привязывать католических кюре к колоколам их собственных церквей, варить мыло из человеческого жира (за что Англия после окончания войны была вынуждена публично извиниться; впрочем, вскоре аналогичное обвинение было выдвинуто снова, в несколько измененном варианте!), и проч. Порою кажется, что нет предела человеческой фантазии…и подлости. Авторы фильма как бы вскользь упоминают, что вот-де все мусульмане были очень чистоплотны, чего, мол, нельзя сказать о крестоносцах. Чего стоит хотя бы следующая фраза: «Арабские бани сохранились и сегодня, и по-прежнему исправно посещаются…в отличие от английских церквей». Или утверждение, что мусульмане якобы всегда гарантировали христианам право на богослужение и всегда проявляли в отношении «назореев» всяческую терпимость. Получается, что совершенно никому не нужно было воевать за Веру Христову, поскольку никто, мол, в действительности, на нее не посягал. А ведь ислам (в отличие от Христанства) с сам ого начала распространялся исключительно с помощью меча – причем меча железного, а не духовного (хотя у сабли-зульфикара Мухаммеда, по легенде, был раздвоенный клинок, в знак того, что пророку ислама Аллахом был дарован и железный, и духовный меч!). Конечно, мусульмане при завоевании христианских земель не истребляли всех христиан поголовно. Не желавших обращения в ислам облагали дополнительным налогом, взимавшимся исключительно с «неверных» (джизья). Но ведь и крестоносцы не истребляли всех мусульман поголовно и не крестили их насильно. Мусульмане продолжали жить под властью крестоносцев, но при этом никаких дополнительных налогов не платили. Мало того – им даже дозволялось молиться в бывших мечетях, восстановленных крестоносцами в своем первоначальном качестве христианских церквей (смотри об этом у Усамы ибн Мункыза в его «Книге назиданий»). Конечно, бывали у магометан более веротерпимые халифы – вроде Харуна ар Рашида, вручившего Карлу Великому ключи от Гроба Господня. Но бывали и менее веротерпимые, вроде фатимидского халифа Хакима, чуть было не истребившего всех своих христианских подданных. И не зря христиане Востока замуровывали врата своих церквей, оставляя только маленькую дверку – чтобы в христианский храм не въезжали верхом конные сарацины! А сколько было мусульманских нападений на паломников в Святую Землю, шедших туда без оружия! А само название, применявшееся турками к своим христианским подданным – «райя» («стадо», «скот»)? Вам это, случайно, ничего не напоминает? А как насчет «священной войны» - знаменитого «исламского джихада» («джихад филлахи», то есть буквально «сражение ради Бога») против всех «неверных» (то есть всех немусульман), заповеданной магометанам в Коране? Об этой войне исламские улемы-богословы учат, что она «есть ключ неба и бездны», что «капля крови, пролитая на пути Аллаха в течение одной ночи, имеет большее значение в очах Аллаха, чем два месяца поста и молитвы». Когда Рейнальд де Шатийон предпринял экспедицию против Медины, султан Саладин объявил, что решил очистить всю землю от этих людей (христиан) и будет убивать всякого христианина, который попадется к нему в руки. А потому многие пленные христиане были заманены в долину Мина, где мусульманские паломники-хаджи зарезали их вместо приносимых обычно в жертву (курбан) ягнят или баранов. Остальные христианские пленники были отправлены в Миср (Египет), где магометанские аскеты-марабуты сочли похвальным делом собственными руками истребить этих «назорейских собак». А после битвы при Хиттине сам «благородный» Саладин велел следовавшим за его победоносным войском моджахедов исламским фанатикам зверски замучить пленных рыцарей – храмовников и иоаннитов. Гл в сериале речь идет лишь о том, как злой король Ричард перебил после взятия Акры ее мусульманский гарнизон. А мусульмане неизменно выступают образцом великодушия и кротости! Слышишь подобное с экрана – и сразу вспоминаешь разгром ромейской армии сельджуками при Манцикерте; обращенные к западным братьям по вере отчаянные мольбы василевса Алексея Комнина о помощи против неверных агарян; освежеванных Саладином после битвы при Хиттине тамплиеров и иоаннитов; устроенную магометанами бойню христиан в Акре в 1291 году; истребление османами пленных крестоносцев под Никополем; турецкие бунчуки под стенами Царьграда и Вены; резню армян, болгар и сербов при Абдул-Гамиде; зажаренные заживо башибузуками на глазах своих связанных матерей христианские младенцы (и это не в далеком «темном» XI веке, а в 1878 году – смотри хотя бы в «Трех разговорах» Владимира Соловьева!), отрезанные головы русских христианских священников и солдат в Чечне, отказавшихся сорвать с шеи крест и принять обрезание! Не иначе, как подобную же «веротерпимость» к Христианской вере и ее носителям проявляли и мусульмане в Средние века!
       Зато о зверствах крестоносцев упоминается буквально в каждой пятой фразе авторского текста фильма БиБиСи. Как вам понравится такой пассаж:
       «Крестоносцев страшно возмутило, что при взятии турецкой столицы Никеи союзные им византийские войска не стали пытать и грабить бедных турок», в результате чего «крестоносцы отказались сотрудничать с византийцами»? О крестоносцах постоянно и назойливо повторяются фразы-обвинения типа: «зверски разграбили город…», «свирепо вырезали население города…», «им не хотелось таскать за собой пленных, поэтому их всех зверски убили…», «убили всех мужчин и женщин», «убили всех мужчин и женщин», «зверски пытали всех взрослых и детей». Или: «Все, кто спасся в мечети Аль-Акса («Храме Соломоновом» – В.А.), были зверски убиты. Они омыли святое место кровью человеческих жертв («святым» местом авторы сериала, естественно, считают мусульманскую святыню – мечеть Аль-Акса – в которую арабы-мусульмане при завоевании Палестины в VII веке превратили православную церковь, осквернив тем самым древнюю христианскую святыню!)». «Всякому, кто считает Крестовые походы смелыми предприятиями, надо как-то оправдать эту жестокость. Ни одна из мусульманских армий никогда не проявляла к христианам такого варварства» - это прямая цитата из сериала! Каково? На кого все это рассчитано?
       Естественно, мы далеки от стремления идеализировать средневековых рыцарей вообще, и крестоносцев – в частности. Тогдашние (да и не только тогдашние!) нравы были действительно довольно далеки от современных представлений о гуманизме (о том, насколько эти современные представления сегодня претворяются в жизнь, мы лучше умолчим!). Но вот противопоставлять «перманентные зверства» крестоносцев «нежной мягкости, толерантности и политкорректности» сарацин – это действительно сильный ход! Столь беззастенчивое искажение истории нечасто встретишь даже в нынешнее время! Ведь именно мусульмане (в частности, турки) принесли с Востока в Европу самые зверские пытки и казни – например, сажание на кол, разрывание лошадьми, закапывание в землю живьем, вырезывание плода живьем из материнской утробы, сдирание кожи с живого человека (помните, как там в «Песнях западных славян» Проспера Мериме в переводе В.С. Пушкина: «…тут неверные на него наскочили, атаганом ему кожу вспороли, стали драть ногтями и зубами…» и прочие неаппетитные подробности!) и многое другое в том же роде. Но, по мнению авторов сериала, зверствовать могли исключительно крестоносцы , а вот мусульмане и вообще азиаты всегда проявляли только ангельское терпение и сострадание к «ближним» (и «дальним»)! Не зря же даже папа римский принес недавно по всей форме извинение не только за инквизицию и холокост, но и за Крестовые походы!
       Кроме того, на протяжении всех серий назойливо проводится мысль и повторяется утверждение, что крестоносцы якобы убивали и грабили в основном христиан, а не магометан, потому что восточные христиане были, якобы, более беззащитны! Неужели прикажете верить и этому вздору? Ведь крестоносцы Запада пришли на отнятый мусульманами у христиан Восток на помощь своим восточным собратьям по вере, откликнувшись на их слезную мольбу! В союзе с «латинянами» выступали армяне-христиане (жители Киликийского царства и Эдессы). В Крестовых походах «франков» в Святую землю участвовали православные войска восточно-римских василевсов-автократоров Алексея I и Мануила I Комнинов, грузинского царя XII века Давида Строителя, Галицкого нязя Ярослава Осмомысла! А в походах немецких гладиферов-меченосцев на язычников Ливонии – полоцкие и псковские православные крестоносцы, многие из которых кровю своей засвидетельствовали верность Христовым заветам! Известно ли это авторам сериала? Навряд ли…
       Везде и постоянно подчеркивается непроходимая тупость и глупость безграмотных „западных варваров“: „Умение планировать не было их сильной стороной“; „Петр Пустынник собрал ополчение численностью 60 000 человек и ехал впереди него на старом осле. Очевидцы говорят, что они были похожи друг на друга…“; „В Европе большинство замков было построено из дерева, поэтому крестоносцы не понимали, как соедует штурмовать каменные стены…“; „Существуют два типа людей. Одни с мозгами и без религии, другие с религией, но без мозгов…“; „Крестоносцы осаждали крепость, в которой были только овцы, и очень удивлялись, что им никто не сопротивляется. Это не кдинственный случай, когда крестоносцы показали свою глупость…“
       Ей-Богу, даже непонятно, на кого рассчитана вся эта нелепица? Как видно, на людей, не читавших в жизни вообще ничего!
       А вот еще одна бесподобная цитата, наглядно демонстрирующая уровень уже „военно-исторического мышления“ авторов сериала, дающих свою собственную, „оригинальнейшую“ версию причины победы крестоносцев над многократно превосходившим их войском сарацинских конных лучников в битве при Дорилее. На полном серьезе авторы сериала утверждают следующее: „Рыцари ездили в основном на жеребцах, а турки – на кобылицах, которые все (!!!) находились в периоде течки. Поэтому жеребцы крестоносцев погнались за кобылицами турок, в результате чего турки бежали с поля боя, проиграв сражение, и укрылись высоко в горах“. Оказывается, все предельно просто! Даже не знаешь, плакать тут или смеяться от таких военно-исторических (и одновременно -–гиппологических) „открытий“!
       И, наконец, чтобы получился полный „джентльменский набор“:
       „Крестовые походы закрепили традиции антисемитизма, которые впоследствии непрерывно сопровождали христианство“. Умри, БиБиСи, лучше не скажешь! Хотя в действительности Крестовые походы тут совершенно не при чем. Просто не следует забывать, что само Христианство возникло вследствие противостояния части богоизбранного ветхозаветного Израиля, не признавшей провозвещанного ему его же древними пророками Христа-Мессии, и той части Израиля, которая этого предсказанного пророками Христа-Мессию признала и, в лице учеников Христа, Святых Апостолов. Стефана Первомученика, древнейшей Иерусалимской общины Святого Иакова – брата Господня – и других, послужила основой для формирования Нового Израиля – Христианской Церкви, которая пребудет вечно, и „врата адовы не одолеют ее“!
       Теперь коснемся специально темы Тевтонского ордена в Земле Пресвятой Богородицы. Уж тут-то мы влезаем подлинно в осиное гнездо! Достаточно процитировать книгу „Истоки истории“ (Москва, „Русский язык“, 1989), сочиненную советским профессором Н.Н. Яковлевым (тем самым, что получил публично пощечину от академика А.Д. Сахарова, обидевшегося за свою жену, о которой Яковлев нелестно отозвался в другом своем опусе – „ЦРУ против СССР“) в соавторстве с В.С. Прищепенко и предназначенную для ознакомления иностранцев с истории нашей многострадальной России. Там мы найдем не меньше „перлов“, чем в обильно цитировавшемся нами выше телесериале БиБиСи. Чего стоит одно только описание Ледового побоища, где, на страницк 76, по воле авторов, на рать Святого Благоверного Князя Александра Невского по льду Чудского озера „под унылые песнопения католических монахов“ (надо думать, бегом бежавших, подобрав полы ряс, вровень с идущей на рысях рыцарской конницей, да еще и ухитрявшихся при этом в полный голос распевать псалмы!) движется „колоссальная клинообразная железная „свинья“, над которой развеваются знамена „тевтонское черное с белым черепом и скрещенными костями (!?), коричневый флаг меченосцев с черно-белым крестом (!?)“ и, в довершение ко всему, „черно-белое, похожее на шахматную доску знамя храмовников“ (по неисповедимой воле авторов также принявших участие в Ледовом побоище 5 апреля 1242 года – хорошо еще, что гг. Прищепенко и Яковлев не „задействовали“ для ровного счета госпитальеров-иоаннитов и рыцарей Сантьяго)! Ну, как? И „что же сон сей означает“? Казалось бы, всякому советскому гражданину, посмотревшему хоть раз в жизни хотя бы блокбастер Сергея Эйзенштейна, должно было быть ясно, что знамя у тевтонских рыцарей (в отличие от – якобы! – „каппелевцев“ в фильме „Чапаев“) было не черным с белым черепом и костями, а белым с черным крестом (а изначально – просто белым, безо всяких изображений)! Что знамя меченосцев (чей орден, кстати, слился с Тевтонским за пять лет до битвы на Чудском озере!) было белым с красным крестом (или белым с красным крестом над красным же мечом острием вниз). А знамя храмовников (при том, что они „под Псковом и Нарвой“ отродясь не бывали и в Ледовом побоище не участвовали!) было, хотя и черно-белым, но отнюдь не „похожим на шахматную доску“, а двухполосным (черный верх – белый низ). Легенда о „шахматной“ расцветке тамплиерского знамени „Босеан“ была сочинена в производивших себя от разгромленного папской курией и французской короной Ордена рыцарей Храма масонских ложах, для объяснения расцветки полов в черно-белую клетку в „храмах“ вольных каменщиков. Ляпсус на ляпсусе – хоть стой, хоть падай! Зато не забыта непременная цитата из „Хронологических выписок“ изобретателя словечка „псы-рыцари“ Карла Маркса: „Александр Невский выступает против немецких рыцарей, разбивает их на льду Чудского озера, так что прохвосты были окончательно отброшены..." и т.д. Только зря покойный тов. профессор Яковлев воображал, что неневистник „псов-рыцарей“ Карл Маркс был большим другом русского народа. Дело в действительности обстояло совсем наоборот, и любил он его не больше, чем его друг, великий поэт-демократ Генрих Гейне, в свою очередь, высказавшийся в своей „Романтической школе“ о русском народе и, в частности, русском солдате (между прочим, обильно оросившем своей кровушкой германскую землицу, освобождая в 1813 году Германию от наполеоновской тирании!) в том смысле, что вот, мол, он, Генрих Гейне, считает своим долгом вступиться за честь и доброе имя русских солдат, проявивших действительно отменную храбрость. И „неправда, что только водка и палка принудили их к этому (понимай – к проявлению „отменной храбрости“!)“. Просто „их офицеры сказали им, что тот из них (русских солдат, проявивших „отменную храбрость“!), кто в этом году будет убит здесь (в Германии), на будущий год вновь воскреснет там (в далекой и дикой России)“. Каково? Хорош „прогрессивный немецкий поэт-демократ“!?
       Впрочем, Гейне и о немцах отзывался, в общем-то, не лучше.
       На самом деле языческие Пруссия, Ливония и Курляндия, населенные дикими племенами, действительно (в отличие от кошмарных инсинуаций авторов сериала БиБиСи в отношении крестоносцев!) постоянно приносившими человеческие жертвы (излюбленным способом человеческих жертвоприношений у них было сожжение не только пленников, но и своих собственных соплеменников в жертву бесам живьем на костре – правда, история умалчивает, поедалось ли потом „идоложертвенное мясо“ участниками церемоний „поклонения родным богам“!) и совершавшими (как, например, конные орды пруссов или пиратские флотилии куршей) опустошитнльные набеги на своих польских, немецких и датских соседей, были незаживающей, нарывавшей все более, год от года, гнойной язвой на теле Северо-Восточной Европы. Язвой, грозившей прорваться и залить потоками кровавого гноя все окрестные христианские земли! При этом сравнительная малочисленность язычников с лихвой компенсировалась их повышенной агрессивностью (или „пассионарностью“, по Л.Н. Гумилеву). История знала немало примеров завоевания столь же малочисленными „пассионариями“ (арабами, сельджуками, монголами османами и т.д.) гигантских, густонаселенных территорий территорий с населением, стоявшим на несравненно более высокой ступени культурного развития. Не зря в датских, норвежских и шведских церквях даже читалась специальная охранительная молитва о „спасении от ярости“ других воинственных язычников – куршей: „От куршей слхрани нас, милостивый Господи Боже!“ (Fra kurerna bevare oss milde herre Gud!).
       Вот для чего, вот для защиты от кого крестоносцы строили замки в землях, просвещенных ими светом Святого Крещения!
       Крупнейшие из этих замков, возведенные во владениях Тевтонского ордена Пресвятой Девы Марии, построенные согласно последнему слову тогдашней военной архитектуры фортификационные сооружения и твердыни этого форпоста христианства в языческих землях, по сей день достойны восхищения, как подлинные шедевры военно-инженерного искусства общеевропейского уровня. Между прочим, в своей структуре они служат великолепным процессом отражения процесса возникновения и распространения огнестрельного оружия, являясь наглядным свидетельством быстрой, почти мгновенной реакции мастеров крепостного строительства на изменения, происходившие в военно-технической сфере. Так, например, план заложенного в ранний период деятельности Ордена Пресвятой Девы Марии в Пруссии замка Торн (Торон, Торунь) и построенная около 1255 года каменная замковая стена (сторожевая башня-донжон, или, по-немецки, «бергфрид», была построена позже, в первой половине XIV века) наглядно демонстрируют, что строители замка еще всецело прибегали в плену традиций строительства средневековых оборонительных сооружений эпохи, предшествовавшей появлению огнестрельного оружия. Вся система оборонительных сооружений замка Торн была ориентирована на фронтальный бой. Башня-донжон служила, в первую очередь, сторожевым постом и последним укрытием для гарнизона на случай взятия замка неприятелем, но в то же время имела лишь вспомогательное значение для поддержки главной линии обороны.
       При строительстве орденского замка Нейденбург (Ниджица) во второй половине XIV века военные инженеры Тевтонского ордена, однако, уже полностью учитывали принципы и важность фланкирующего огня для обороны замка. Достигнутая к этому времени огневая мощь метательного оружия (как ранних видов пушек и ручных бомбард, так и упорно не желавших уступать «железным змеям» пальму первенства дальнобойных арбалетов) уже позволяла простреливать из бойниц двух выступающих перед фронтом крепостной стены угловых башен все подступы к замку.
       Что же касается орденских замков, построенных в последующий период, то они были предназначены прежде всего и преимущественно для применения огнестрельного оружия. Это в полной мере относится, скажем, к возведенному в конце XIV- начале XV вв. замку Бютов (Бытов). Четыре громадные угловые башни этого прямоугольного в периметре замка были изначально предназначены для обороны замка посредством крепостной артиллерии. Нижние этажи башен были снабжены бойницами доя стрельбы из ручного, еще достаточно примитивного в описываемый период, огнестрельного оружия («гандбюксов» или «гакенбюксов» то есть аркебуз-гаковниц). Эти «крепостные ружья» (аналог русских «затинных пищалей») имели спереди на стволе мощный крюк («гакен» или «гак», отсюда – «гакенбюксэ», искаж. «аркебуза», или «гаковница»), чтобы цепляться им за выступ крепостной стены и гасить отдачу при выстреле. Подобная почти мгновенная, бескомпромиссная реакция крепостных дел мастеров тевтонского Орденского государства на появление новых видов военной техники служит наглядным подтверждением своевременного осознания рыцарями Тевтонского ордена решающего военного значения огнестрельного оружия. Соответственно, тевтоны сориентировали стратегию своего крепостного строительства. Однако, невзирая на форменную «гонку вооружений», проводившуюся в тевтонском Орденском государстве на протяжении всего XV века, и на введение все новых усовершенствований в военно-технической сфере, рыцарям Ордена Пресвятой Девы Марии не удалось предотвратить неизбежное. Социальный кризис, поразивший всю позднефеодальную Европу, не обошел стороной и прусс кое Орденское государство. Прошло совсем немного времени – и Орден, обессиленный внутренними неурядицами и спорами о вере, был вынужден склониться перед объединенной экономической мощью выросших под защитой Ордена, но давно уже тяготившихся своей зависимостью от него богатых прусских городов и военно-политической мощью польско-литовской державы. Когда разразилась Тринадцатилетняя война (1454-1466), то ни пушки, ни превосходно вооруженные, казавшиеся неприступными замки не смогли спасти от поражения Орденское государство тевтонских рыцарей в Пруссии, еще недавно являвшееся предметом восхищения, зависти и подражания для всей Европы.
       Все это так. Но все-таки свою задачу крестоносцы выполнили – в Европе, в Азии и в Африке, на Севере и Юге, на Западе и Востоке. Не зря и по сей день там высятся твердыни рыцарей Христовых! Они долгое время служили оплотом Европы и всего Христианства от натиска нехристей. И забывать об этом не стоит.