Через двадцать лет

Ученикпожизни
Я перечитал книгу «Собор парижской богоматери» через двадцать лет. Совсем другие мысли пришли мне в голову. Раньше что – читал эту книгу в шестом классе. И помню только, что мне было жалко Эсмеральду, когда её сожгли на костре. Жалко до слёз. Ещё я очень сочувствовал Квазимодо и лютой ненавистью ненавидел священника. Когда Квазимодо сбросил священника с колокольни, я ликовал. И всё. Больше ничего не вынес тогда из этой книги.
А теперь вдруг задал себе вопрос: а почему Эсмеральду сожгли? Что у неё опасные мысли завелись для тогдашнего общества? Обнаружилась склонность к колдовству? Чепуха. Просто она была такое тихое, наивное создание, что не смогла постоять за себя, как немой из «Му-му» Тургенева.
Попробовали бы сжечь какую-нибудь базарную торговку – уж она б сумела защититься. Да те, которые б пришли забирать её, и сами бы не обрадовались. Да она б откупилась в крайнем случае. Да она б и не сгорела на худой конец – огонь бы не взял её.
Другое дело Эсмеральда. Такая невинная, что не смогла сказать и слова в свою защиту, предпочла сгореть на костре. И в огне пощады не попросит – так ей больно из-за несправедливости. И горит в огне такой же чистой, невинной и беззащитной.
Пришёл я в отдел, а в углу сотрудница сидит на минимальном окладе, а работу выполняет сложную. Я раньше проходил, не замечая. А теперь присмотрелся и понял – да это ж Эсмеральда!
Присмотрелся получше и вижу – прехорошенькая! Только её очарование скрыто под маской неуверенности, боязни ошибиться. А всё из-за того, что туфельки стоптанные и платье на ней дешевенькое.
А как что, главный, не поднимая глаз, буркнет: «Сделай то или сделай это», - и она послушно пойдёт исполнять приказание.
А когда случится нужда куда-нибудь кого-то отправить – на базу ли овощную или в командировку – то в первую очередь кивнут на неё. И она не заперечит. И вдруг вижу – и она горит на огне, как та Эсмеральда, только медленном. Отложил я книгу и десятки «почему» вспыхнули в мозгу.