Вадим Сыромясский. Натуральная философия. Сентенци

Вадим Сыромясский
Вадим Сыромясский
Натуральная философия. Сентенции
“Гипотез не измышляю”. Исаак Ньютон.
О природе вещей
• Суждение может иметь каждый. Но претендовать на широкое признание может только компетентное суждение.

• Дисциплина мысли – главная заповедь каждого пишущего человека.

• Жизнь как поток событий, явлений и преобразований не подвластна разуму и здравому смыслу. Получив импульс, она продолжает развиваться по своим неведомым законам, и растекается подобно водной стихии на пересеченной местности.

• Движение есть унаследованная способность материального субъекта природы изменять координату (место) своего присутствия в пространстве. То есть, движение является одним из фундаментальных свойств (способностей) предмета, таких, как масса, плотность, протяженность, объем и так далее. При отсутствии внешних воздействий предмет сохраняет свое движение в пространстве так же, как он сохраняет все остальные физические параметры. Значит, движение есть свойство, а не процесс. Процесс, как известно, предполагает наличие изменений.

О природе движения. Комментарии
Существование материальных субъектов природы следует рассматривать как абсолютную истину. Материальный субъект либо есть, либо его нет, не зависимо от точки отсчета и впечатлений наблюдателя. Обнаружение, наблюдение и измерение объекта, разумеется, остаются относительными. Точно так же обстоит дело с идентификацией движения. Определение движения материалистической философией построено на компромиссе между знанием и незнанием. Сказать, что движение есть форма существования материи, не уточнив, единственная ли это форма, значит оставить открытым вопрос о возможности других, параллельных не известных науке форм. О чем бы ни шла речь: о движении объекта в целом или о молекулярном движении, всегда есть нечто, которое продолжает или начинает движение. Говорить о движении при отсутствии субъекта беспредметно. Значит, движение – это нечто, которое является неотъемлемой характеристикой материальной сущности и показателем ее проявления в отличие других параллельно существующих сущностей. Движение – это качество, которое одно физическое тело может передавать другому при взаимодействии. При взаимодействии физические тела внедряются в пространство друг друга, деформируют структуру и вызывают волны напряжения, которые доносят энергию движения до всех точек в объеме каждого участвующего в динамическом процессе тела. В конечном счете, в результате столкновения тела отражаются от площадки динамического контакта в соответствии со своей массой и скоростью ее переноса. Следует отметить, что упрощённую схему взаимодействия тел первым принял Х.Гюйгенс в своём трактате “О движении тел под влиянием удара”. (Три мемуара по механике. О движении тел под влиянием удара. Изд. АН СССР, 1951). Свою гипотезу под номером два он изложил так: “Не входя в рассмотрение причины отскакивания твёрдых тел после соударения, принимаем следующее положение: если два одинаковых тела, движущихся с одинаковой скоростью навстречу друг другу, сталкиваются прямым ударом, то каждое из них отскакивает назад с той же скоростью, с какой ударилось”.
Ньютон записал: “Всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменять это состояние”. Данная формулировка и ее последующие вариации содержат некий стилистический изъян. Свободное в пространстве тело ничего не продолжает и не удерживает себя. Оно свободно движется с присущей ему отныне скоростью. Мы же не говорим, что флаг сохраняет цвет, а оконное стекло продолжает оставаться прозрачным. Никакое изолированное физическое тело не может “удерживать себя” или ускорять себя, если отсутствует внешнее динамическое воздействие.

• Страдания – это познание истинного содержания действительности через собственную боль.

• Иерархия – мать порядка и основа любой устойчивой структуры. Египетские пирамиды демонстрируют нам иерархию метрических пропорций. Иерархия – основа организации живой природы.

• Вакуум – это то, чего нет.
• Гравитация и деформация – виновницы любого движения. В результате гравитационного взаимодействия в свободном пространстве тела испытывают вращательное движение. Такого типа движение является абсолютным. Воображаемая ось вращения физически не существует, приближение к месту оси носит экспоненциальный характер.

• Человек – это существо, созданное для участия в спектакле, который играет мир.

• Легко заметить, что любовь (привязанность) испытывают, как люди, так и животные. Это означает, что любовь – это нечто более высокого уровня, чем рассудок, которым располагает только человек.

• Все, что находится за пределами нашего восприятия и осознания, есть Всевышний Субъект, которого мы должны предполагать, почитать и опасаться.

• Религия есть порождение ума человека, сознание которого примитизирует образ Бога и наделяет его мировоззрением рядового обывателя.

• Эмоциональное воображение и глубокая вера – это один и тот же способ постижения желаемого.

• Толпа интегрирует и умножает желания и устремления составляющих ее личностей.

• Случайным бывает только то, чего мы не ожидаем. Все происходящее в природе имеет свой первоначальный замысел. И человек в этом плане – не исключение.
• Радикальные философы утверждают: все в мире относительно. Но не надо обольщаться. Не все – смерть, нищета и нуль по Кельвину абсолютны.

• Времена меняются. И мысли послушно изменяют свой радиус – вектор.

• Человеку свойственно приписывать себе экстремальные явления природы. Всемирный потоп, глобальные потепления и похолодания, цунами, бури и ураганы – все это представляется как наказание господне, а не естественные циклические процессы, свидетелем которых оказался человек.

• Утверждать, что человек – хозяин на планете, конечно преувеличение. Скорее он нерадивый квартирант, которого ждут неприятности.


• Можно предположить, что сон – это образ, рожденный сознанием в ответ на стеснение души и плоти. “Сон разума рождает чудовищ”, - написал Гойя под своими офортами. Недостаток кислорода, перегруз нервной системы, застывший вопль отчаяния заставляют нас видеть гиену огненную.

• Как справедливо определяет диалектика, большое количество непременно переходит в плохое качество.

• Каждый, кто пришел в этот мир, отмечен печатью обреченности.

• Диамат определяет материю как философскую категорию для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущения. Но в ощущениях мы имеем дело с объективной реальностью в виде земного притяжения, света, звука, динамических и тактильных воздействий и так далее, то есть, с физическими процессами, где материя кажет себя, оставаясь тайной за семью печатями. Так что за саму материю мы принимаем ее образ. Можно предположить, что постичь до конца материю так же нереально, как нереально постичь абсолютную истину.

• Исаак Ньютон заявил: “Гипотез не измышляю”. Но гипотеза по определению научное предположение. Тогда возникает вопрос, что же ученый проверял в эксперименте? Мэтр явно погорячился. Просто ему везло, что его априорные утверждения хорошо (по тому времени) подтверждались практическими результатами. А постановочные вопросы рождались непорочным зачатием.

• Истинный ученый не доверяет гипотезам. Истинность каждого нового предположения он проверяет с помощью эксперимента, спланированного по результатам предыдущих предположений.

• “Физический вакуум”, - это что-то, напоминающее ломоносовский флогистон. Это воображаемая часть пространства, в пределах которой абсолютно ничего нет.
• Пока существуют гравитация, магнетизм, свет, космические потоки и другие материальные проявления, предполагать возможность объема, где они не присутствуют, было бы непростительным заблуждением.

• Судьба. Нам удобно думать, что судьба – это нечто неотвратимое, запланированное к исполнению специально для нас. На самом деле все выглядит иначе. Нашу судьбу определяют наши собственные устремления, пристрастия, верные или ошибочные решения и действия. Не зря говорится, что человек сам ищет приключения на свою голову. Тот, кто часто ходит в горы, погибает под лавиной только потому, что оказался здесь и сейчас. А собственно лавине совершенно безразлично, родился ли он под счастливой звездой, беден или богат, двигали ним благородный порыв или низменные побуждения. Итак, судьба – это то, что уже произошло, история жизненного этапа. А что же тогда будущее? Будущее – это рок, заложниками которого мы с определенной степенью вероятности окажемся.

• Трагедия, которая постигла страну после Октябрьской революции, состояла в том, что принадлежащие стране ресурсы и культурные ценности присвоили себе люди, не причастные к их сотворению. Трагедия народа после краха социализма состояла в том, что созданные им и обобществленные богатства присвоили себе люди, стоящие очень далеко от созидания материальных и культурных ценностей. Эта вакханалия присвоения чужого будет продолжаться и впредь, пока человечество не выработает систему государственного устройства, при которой достижения ума и рук человеческих будет принадлежать тем, кто к этому причастен.

• Судьба, фортуна, случайность – по сути одно и то же понятие, отображающее беззащитность человека перед непредвиденным.

• Умирают не от возраста. Умирают от физического и морального износа. Другое дело, что с возрастом сильно падает собственная обороноспособность.

• О смерти. Смерть – самый надежный механизм мироздания. За бесконечные годы бытия не известно ни одного случая, чтобы она мимо кого-то прошла стороной. Даже сын божий не избежал этой участи. Жизнь в своих проявлениях многообразна, сложна и великолепна. Смерть неотвратима и однозначна как стоп-сигнал или конечный выключатель.

• Человек не может вообразить себе ничего такого, что не было бы похоже на то, что он однажды видел или слышал. По сему – Бог есть.

• Сезонное обострение застарелых и вновь обретенных недугов вызывает эмоциональный и творческий стресс. Угнетение психики, в свою очередь, приносит физическое недомогание. Замкнутый круг! Но выход есть: полное погружение в ауру философских размышлений.

• Гнев – мгновенная психическая реакция. Это что-то подобное выстрелу, когда курок уже нажат. Гнев нельзя предотвратить, его можно только пытаться загладить последующими разумными действиями.

• Жизнь человека подобна ручью на крутом склоне. Зародившись в леднике, он убыстряет свой бег, прихотливо изменяя направление, обходит препятствия, ныряет в ложбины, прячется в зарослях и, наконец, вырвавшись на равнину, впадает в полноводную реку, растворяясь в ее могучем движении.

• Это очень удивительно: природа дает человеку зубы и одновременно кариес для их уничтожения. Или в живой природе все также двоично, как и в неживой?

• Годы жизни испаряются подобно водам бегущей на равнину светлой и быстрой реки. Постепенно река мелеет, превращается в болото, которому тоже суждено усохнуть. О человек! Не упусти животворные воды своей реки, спеши жить!

• У людей разные взгляды на один и тот же предмет. Поэт воодушевляется и видит золотой рог Луны. Ученый спокойно наблюдает тень Земли на теле своего спутника.

• Опасность, которую ожидаешь, дает возможность спланировать противодействие. Неожиданная опасность на мгновение ослепляет, и подвластна лишь холодному и решительному уму.

• В наступлении ночи есть что-то мистическое и вероломное. Вместе с сумерками в душу проникает ощущение страха и приближающейся опасности. Особенно остро мы это переживаем, находясь в одиночестве.

• История подобна пространственной картине: на переднем плане все недавние события и фигуранты, а чем дальше к горизонту, тем более расплывчатые очертания, которые завершаются светлой дымкой на срезе пространства.

• Любая новация, каждое, сколько - ни будь серьезное, изобретение становится преступлением перед традицией, посягательством на установившийся порядок вещей. Поэтому талантливые одиночки, перед которыми открылась тайна, оказываются на первых порах отверженными обществом, не понятыми собственной средой и глубоко израненными равнодушием окружения. И лишь после того, как идея становится достоянием многих и посмеянием для ретроградов, к автору приходят признание, почет и материальные блага. Конечно, если он до этого доживет. Легкая судьба у не персонифицированных новаций, достижений коллективов, особенно, когда триумфу предшествуют ожидания и информация общества. Когда авторов много, завистники демобилизуются.

• Стая подчиняется общей – коллективной – воле, которую она делегирует своему вожаку. Лидер, не вооруженный волей стаи – пустое место. Вожак стада баранов, лишенный этого своего статуса, умирает. Двигаясь во главе ведомой им массы, он никогда не удаляется от нее на расстояние.

• Стало модным утверждать: мысль способна материализоваться. На самом деле, фиксируя события, сознание прогнозирует их развитие. И когда ожидаемое происходит, возникает иллюзия материализации мысли. Наблюдая скоростные мотогонки, на крутом вираже мы мысленно выбрасываем лидера за бордюр, и когда это в действительности происходит, испытываем угрызение совести за соучастие в трагедии. Мысль не желает материализовываться – это хорошо усвоили те, кто собирался выиграть автомобиль в лотерее.

• В мире людей, как и в остальной природе, действуют жесткие и неумолимые законы. Прогресс цивилизации достигнет апогея тогда, когда все, независимо от положения в иерархии, придут к консенсусу в понимании и толковании этих законов.

• Непрерывное усложнение подвигает систему к хаосу, взрыву и неопределенности. Затем хаос рождает нечто новое, отличающееся устойчивостью в новом цикле функционирования. Пример тому дал распад системы социализма. На очереди американская система ценностей.

• Революции разъединяют людей на две стороны от баррикад. Контрреволюции делают то же, но меняют местами разъединенных. Вопрос, что же приведет людей к единению остается вечно открытым. Безусловно, это не изобилие и не всеобщее благополучие. Подвинуть человечество к единению может только реальная угроза вселенской катастрофы, когда ни у кого не останется шансов на спасение в одиночку. Отсюда задача для науки: вычислить и спрогнозировать такую катастрофу. Какое-то время страх глобальной катастрофы внушала ядерная опасность, но она постепенно превратилась в привычку.

• Верующие – это люди конечного мировосприятия. Уверовав в однажды принятую парадигму, они больше не беспокоят свой разум сомнениями, не терзают душу осознанием смысла жизни и своего предназначения в этом мире, и при этом отдают себя полностью во власть предписаний судьбы.

• Люди уверовали в Бога – Творца, который сопровождает нас по жизни и постоянно озабочен нашими проблемами и состоянием нашего духа. Но получает право на жизнь и другая гипотеза. Наш Создатель подарил миру некую изначальную модель и заложил в нее программу свободного саморазвития. При такой постановке вопроса Homo Sapiens может претендовать на роль ведущего звена в богоизбранной системе и при этом осознавать, что от его ответственных действий зависит будущее жизни на Земле и, возможно, во Вселенной. Тогда противодействие алгоритму свободного развития в природе – наш самый большой грех.

• Логический эксперимент. Если Господь Бог создал женщину из ребра Адама, тогда возникает вопрос, был ли пуп у Евы, и если был, то для чего? Что касается этого предмета у Адама, то вопрос тоже продолжает быть открытым. Если все же согласиться с тем, что у Евы не было практической необходимости в этой детали человеческого тела, то нужно отдать должное ее женской изобретательности, позволившей с помощью весьма простой уловки обратить внимание Адама к своему прекрасному телу.


Афоризмы – кристаллы познания

• Прошлое и будущее – светлые времена. Мрачное время – современность.

• Первая брачная ночь второй раз не бывает.

• Неравенство – продукт коллективной деятельности людей. Равенство – идея, рожденная интеллектом и тяжело пробивающая себе дорогу в жизни.

• Все, что недосягаемо и недоступно, то вечно. Все, что доступно и прикасаемо, изнашивается, блекнет, постепенно умирает физически и в сознании человека.

• Познать себя – значит покончить с собой.

• Знание рождает уверенность в действиях.

• Бороться следует с причинами. Борьба со следствиями напоминает войну с ветряными мельницами.

• Сон – это работа подсознания в режиме калейдоскопа при отключенных каналах обратной связи сознания.

• Мысль подобна выстрелу. А поражает цель замысел – этот бронебойный снаряд намерений.


Трудно идти по жизни несколькими путями одновременно.
Пифагор.
• Человек! Все-таки в этом слове звучит нечто великолепное и из ряда вон выходящее.

• Душа человека содрогается и испытывает мистический страх перед душой Вселенной.

• Избыток ощущений гасит мысль. Избыток желаний приглушает совесть. Преувеличенные страхи парализуют волю.

• Мечта – это виртуальное путешествие в страну грез, желаний и самообмана.

• Все в этом мире имеет свою причину. Если причина не известна, мы говорим о чуде.

• Когда гроза разговаривает с небом, нас охватывает чувство обреченности.

• Судьба не играет по установленным правилам. Рано или поздно она вознаграждает достойных и предает суду злонамеренных. Но где и когда она это сделает, никому не ведомо.

• Верить без доказательств – значит соглашаться, не зная.

• Молодость не опытна, и поэтому бесстрашна. Приобретенный жизненный опыт дает человеку чувство осознанного страха и оберегает его от безрассудной отваги.

• Наиболее тяжко переживают горе те, кто познал до этого счастье. Ибо велика и ничем не измерима дистанция между этими двумя понятиями: счастье – несчастье.

• Страх перед неведомым делает нас рабами перед ликом смерти.

• Обычно мы восхищаемся тем, что выходит за рамки наших представлений о превосходном.

• Истинное произведение искусства не бывает лучшим или худшим. Оно самодостаточно. А его восприятие определяют время и вкусы.

• Прекрасен миг, которого душа желает, и совершенно только то, чего она увидеть ожидает.






Известное известно немногим. Аристотель.
• Основные постулаты теоретической механики, названные законами Ньютона, на самом деле законами не являются. Это лишь научные допущения типа “раз муж бьет – значит любит”.

• Все в этом мире имеет свою полевую ауру. Даже старый ржавый гвоздь.

• Бесконечность, беспредел, свобода без ограничений – воображаемые состояния, на пути которых стоят физика, здравый смысл и законы бытия.

• Наше сознание постоянно ищет смысл в случайном совпадении событий и обстоятельств.

• Ирония – родная сестра философии. Улыбаясь, она говорит о том, в чем мы безнадежно заблуждаемся.

• Люди обычно много знают об окружающих. И почти ничего о себе.

• Самолюбие – это архимедов рычаг, в любую минуту готовый приподнять Землю.

• Самое чувствительное и болезненное для человека – это отсутствие внимания к нему как индивидууму и интерес к тому, что он думает и делает. Поэтому проблески внимания и интереса к его персоне человек воспринимает как исполнение самых потаенных желаний своей души.

• Признаки истинного интеллигента: сомнения, терпимость, скромность бытовых запросов и готовность понести чужую ношу.

• Отрицание политики есть та же политика или избранная линия поведения, что тоже не что иное, как политика

• Опыт Швеции демонстрирует миру, что король и социализм могут быть совместимы, если лояльны друг к другу, и если народ, в свою очередь, лоялен к ним обоим.


Фабрика откровений

• Великими людей делает большой ум, которым движет честолюбие. Мы не говорим здесь о тех, кому помогает сам Бог.

• Кто мы, откуда пришли и зачем – тайна за семью печатями.

• Каждый, кто пришел в этот мир, отмечен печатью обреченности.

• Природа ставит заслон любому беспределу, тем самым реализуя закон предельных состояний.

• Узнавая, мы погружаемся в бездну незнания.

• Логический ряд случайностей обнаруживает закономерность.

• Любая постигнутая истина – дочь прозрения.

• Граница возможного одновременно есть граница невозможного.

• Обоснованная гипотеза становится банальной истиной.

• Чем дальше в лес, тем больше вероятность заблудиться.

• Относительность движения была известна задолго до Эйнштейна: если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе.

• Случайным бывает только то, чего мы не ожидаем. Все происходящее в природе имеет свой первоначальный замысел. И человек в этом плане – не исключение.

• Случай – это стечение обстоятельств и зачастую предложение воспользоваться возможностью.

• Создание семьи есть эксперимент. И как всякий эксперимент позволяет выявить надежность выбранной модели.

• Наши изъяны уравновешиваются нашими устремлениями к совершенству. Вот где скрывается секрет нашего нравственного здоровья!

• Спать – значит расставаться на время с этим миром, будучи уверенным на скорое возвращение. Умирать – значит уходить навсегда. Умирать легко тому, кому этот свет постыл.

• Времена меняются. И мысли послушно изменяют свой радиус – вектор.

• Абсолютного одиночества не бывает. С нами неразлучно наше второе Я, с которым можно побеседовать обо всем, если, конечно, никто не мешает. От него также невозможно отвязаться в тяжкие минуты жестокой бессонницы.

• Не следует искать смысл жизни как таковой. Ибо смысл – это дитя жизни. Все, что живет и функционирует, продуцирует смысл.

• Ум человеческий более расположен к гаданию. Поэтому так возросло доверие к предсказаниям астрологов.

• Когда все можно, это не свобода, а дисбаланс бытия, беспредел, которым непременно воспользуются силы зла.

• Каждый человек – это весь мир в миниатюре с некоторыми отличительными признаками. В то же время весь мир – это человечество, но уже без отличительных признаков, как единая и уникальная общность.

• Продлевать жизнь человеку значит отодвигать драматическую развязку в его битве за выживание. Если же априори совершенствовать условия жизни, то долголетие придет непроизвольно и постепенно.

• Игнорировать опасность более опасно, чем сама опасность, поскольку она получает возможность приумножить свой разрушительный потенциал.

• Незнание – залог здоровья и козырная карта обывателя.

• Любовь – экзотический плод жизни. Она цветет, зреет, румянится, наливается прозрачным нектаром, превращается в зрелый плод, который под конец сморщивается и усыхает, оставляя стойкое ко времени семя, ради которого и стоило жить.

• Можно предположить, что сон – это образ, рожденный сознанием в ответ на стеснение души и плоти. “Сон разума рождает чудовищ”, - написал Гойя под своими офортами. Недостаток кислорода, перегруз нервной системы, застывший вопль отчаяния заставляют нас видеть гиену огненную.

• Бег на длинные и короткие дистанции несовместим с раздумьем. Эту роскошь может позволить себе только бег трусцой – бег, который не бредит финишем, бег ради бега.

• Организм человека подвержен неблагоприятному воздействию на него погоды и времени суток. Что это? Заложенный Творцом механизм расшатывания нашего здоровья, или это индикатор того, насколько оно уже подорвано?

• После сорока любая перемена воспринимается как напоминание о быстротечности нашей жизни.

• Когда человеку за семьдесят, он уже ни чем не рискует. Теперь каждый верный шаг – это его звездный час.

• Как справедливо определяет диалектика, большое количество непременно переходит в плохое качество.

• Движение является относительным только в системе физических объектов. Движение отдельно взятого физического субъекта всегда абсолютно. Отсюда следует, что движение, как таковое, есть абсолютный физический процесс.

• Дорога в Храм Природы вымощена консервными банками и зелеными штампами экологических служб.

• Когда человек хочет сказать что-нибудь скверное, трудно ему отказать в этом удовольствии.


© Вадим Сыромясский. Натуральная философия. 2007