Царь Хазарского Каганата пишет

Анатолий Штаркман
 Царь Хазарского Каганата пишет…
(По книге Анатолия Штаркмана "Хазарские этюды")

Письмо царя Хазарского Каганата дошло к нам в двух редакциях: краткой и распространённой. Краткая версия, опубликованная Исааком Акришем в 1577 году в Константинополе, хранится в библиотеке колледжа Церкви Христа в Оксфорде.* Пространная версия, найденная в архиве караима Абрама Фирковича, находится в Публичной библиотеке С-Петербурга. «Некоторые учёные считают их ловкими фальшивками, однако взгляд этот несправедлив и основывается на предвзятом отношении к евреям».**
В письме на иврите выдающегося дипломата Ибн-Шапрута из Кордова к Хазарскому Каганату отразились боль и тоска еврея на чужбине, мечта о национальном доме. «Я делал всё это не из честолюбия, а только вследствие искреннего желания узнать правду: действительно ли есть на земле место, где гонимый Израиль имеет свою власть, где он никому не подчинён. И если бы я знал, что это правда, я отказался бы от всех своих почестей, бросил бы свой высокий пост, оставил бы свою семью и шёл бы по горам и долинам в то место, где живёт господин мой, царь иудейский. Я увидел бы его величие, его славу и окружающую его свиту, увидел бы, как живёт спокойно остаток Израиля – тогда бы я излил бы свою душу в благодарность Богу, который не отнял своего милосердия от бедного народа своего…. Ибо уже долгое время ожидает избавления народ наш, скитаясь из страны в страну. Лишённые чести, униженные в изгнании, мы ничего не можем отвечать, говорящим нам: у каждого народа есть своё царство, а у нас нет на земле и следа царства».
В ответ Ибн-Шапрут получает письмо от царя Хазарского Каганата, написанное тоже на языке иврит. «У меня записано, что когда мои предки были ещё малочисленны, Всесвятой, благословен Он, дал им силу, мощность и крепость. Они вели войну за войной со многими народами, которые были могущественнее и сильнее их. С помощью Божией они прогнали их и заняли их страну, а некоторых заставили платить дань до настоящего дня. В стране, в которой я живу, жили прежде В-н-нтр (Хунногундуры). Наши предки, хазары, воевали с ними. В-н-нтр были более многочисленны, так многочисленны, как песок у моря, но не могли устоять перед хазарами. Они оставили свою страну и бежали, а те преследовали их, пока не настигли их, до реки по имени «Дуна» (Дунай). До настоящего дня они расположены на реке «Дуна» и по близости от Кустандины, а хазары заняли их страну до настоящего времени. После того ушли поколения, пока не появился один царь, которого имя было Булан. Он был человек мудрый и боящийся Бога, раб Господа, уповавший всем сердцем на своего творца. Он удалил из страны гадателей и идолопоклонников, и искал защиты и покровительства у Бога. Ему явился ангел во сне и сказал ему: «О Булан! Господь послал меня к тебе сказать: «О сын мой! Я услышал моленье твоё, и вот благословлю тебя, распложу тебя и очень, очень умножу тебя, и продолжу царство твоё до тысячи поколений и предам в руку твою всех врагов твоих».
Он встал утром и возблагодарил Господа и стал ещё более почить его и служить ему. И явился ему ангел вторично и сказал ему: «О сын мой! Я увидел твоё поведение и одобрил твои дела. Я знаю, что ты будешь всей душой и всей силою твоей следовать за мною. Я хочу дать тебе закон и правило, если ты будешь соблюдать эти мои заповеди и законы, я благословлю тебя и умножу тебя. Он отвечал ангелу, который говорил с ним: «О, господин мой! Ты знаешь помыслы моего сердца и расследовал нутро моё, ты знаешь, что возложил своё упованье только на тебя. Народ, над которым я царствую, люди неверующие. Я не знаю, поверят ли они или нет. Если на меня снизошло милосердие твоё, явись к такому-то князю, который есть среди них». Всесвятой, благословен Он, исполнил желание (его) и явился к тому человеку во сне. Он встал утром, пошёл и рассказал это царю, а царь собрал всех князей и рабов и весь свой народ и изложил перед ним всё это. Они приняли (новую) веру, пошли и стали под покровительством Шехины (пребыванье Божье, слава Господня) Этому уже 340 лет».*
Факт принятия хазарами иудейской религии всегда возбуждал и возбуждает интерес мировой науки. Многие российские, в том числе и советские в прошлом, не могут примириться, что на территории будущей России длительное время существовала империя иудейского мировоззрения под именем Хазарский Каганат. Большая Советская Энциклопедия вообще не признаёт иудейской религии в Хазарском Каганате и утверждает, что правящая верхушка хазар приняла в конце 8 века караимское вероисповедование.*
Если принять, что Ибн Шапрут писал еврейскому царю Иосифу зрелым человеком, а родился он в 915 году и умер около 970, то время переписки можно отнести к 950 – 960 годам.**
Иосиф, царь Хазарского Каганата, называет себя в письме «могучим царём, которого не обращают в бегство (никакие) войска и не заставляет отступать назад вид никаких полчищ», в его словах нет и намёка об опасностях Каганату. Арабский географ Ибн Хаукаль в 970 году сообщает, что норманны (русы) в 968/9 годах «ограбили Болгар, Хазаран, Итиль и Семендер и отправились тотчас в Рум и Андалус».* Следовательно, письмо Иосифа написано раньше, отнесём с какой-то округлённой точностью к 965 году. Это значит, что принятие иудейской религии в Хазарском Каганате произошло около 625 года (965-340=625).
Советский историк Артамонов не может в это поверить: «Эта дата совершенно невероятна, она или вставлена в текст позднейшим переписчиком письма, или воспроизведена им ошибочно – вместо 340 надо читать 240». Впрочем, аргументация Артамонова по этому поводу аналогична его восклицанию: «Невозможно допустить, чтобы сын византийского императора женился на иудейке». (пр. авт.: речь идёт о женитьбе Константина Копронима, заметьте, не на хазарке, а на иудейке.) Цитата эта не опровергает сомнение Артамонова, но довольно ярко отражает его мировоззрение. Попытаемся цифру 340 оправдать статистикой и арифметикой. Первым иудейским царём Хазарского Каганата, как уже указывалось, был Булан, вторым – его сын Обадия. «После него воцарился его сын Езекия и сын того Маннасия; после него воцарился Ханука, брат Обадия, и его сын Исаак, (затем) его сын Завулон, его сын Моисей, его сын Нисси. Его сын Аарон, его сын Менахем, его сын Бениамин, Аарон и я, Иосиф, сын царя Аарона, царь сын царя, (царский) сын из царских сыновей. Чужой не может сидеть на престоле моих предков, но (только) сын садится на престол своего отца. Таков наш обычай и обычай наших предков с того самого дня, как они находятся на (этой) земле, в отношение которой да благоволит воцаряющий всех царей навсегда сохранить мой царский престол до конца всех поколений». Царь Иосиф перечисляет 14 царей. За исключением одного случая, когда брат Обадия Ханука стал царём, сын-наследник менял отца. Средняя продолжительность на престоле порядка 24 лет – цифра вполне реальная. Олег правил 33 года, Игорь – тоже 33, Иван Грозный – 37, Пётр Первый – 36, Александр Первый – 36, Николай Первый – 30…. Если принять сторону Артамонова, то на одного хазарского царя приходится всего 17 лет правления.
Милорад Павич в духе восточной сказки так описывает процедуру коронации. «Когда хотят назначить кагана, приводят избранника и начинают душить его куском шёлка до тех пор, пока его дыхание почти совсем не прервётся, и тогда спрашивают: «Как долго ты желаешь править?» - а он отвечает: «Столько-то и столько-то». Если он умрёт до истечения этого срока, то ничего страшного. Если нет, то его убивают, как только кончается им самим отмеренный срок».*
Семнадцать лет (240 : 14 = 17.) очень небольшой срок для жаждущего править царя-наследника. Нужно верить царю Хазарского Каганата Иосифу, а не советскому историку Артамонову или вторящему ему Павичу даже со ссылкой на Иуду Халеви.*
Слова в письме «пока не появился один царь, которого имя было Булан» можно трактовать, что, во-первых, Булан был пришелец среди хазар, во-вторых, он был «раб Господа, уповавший всем сердцем на своего творца» ещё до принятия официально иудейской религии. То есть, он мог быть не хазаром, а полукровкой, евреем из хазар (мать еврейка) во главе военного союза племён аль-Хазрай и объединённого еврейского аль-Каганат из города Ятриб или главарём иммиграционной арабо-еврейской волны из Аравийского полуострова во времена истребительных войн в начале правления Мухаммеда. Он настолько был связан с евреям, что во сне к нему мог явиться только еврейский ангел. Принятие любой другой религии оттолкнуло бы от него евреев, и тогда вряд ли империя могла бы возникнуть.
К вождю пролетарской революции Владимиру Ильичу Ленину, дед которого по фамилии Бланк был евреем, тоже пришёл ангел, помахал былыми крылышками и сказал, чтобы он заключил союз с еврейским Бундом, партией наиболее угнетённого народа Российской империи. Если бы этого не случилось, не было бы ни революции 1917 года, ни империи под названием Союз Советских Социалистических Республик. Хазарский Булан, что в переводе якобы с тюркского – Олень, имел и еврейское имя Сабриель (Сабра). Сегодня сабрами (одно из значений с иврита – мудрец) называют уроженцев Израиля.
Мусульмане, набрав силу и ограбив в окрестностях неорганизованные племена (и народы) решили поживиться за счёт еврейских и хазарских племён к северу от Дербенда. В военном отношении это было возможным, воспользовавшись проходом через узкий проход в районе Дербенд, по-арабски «Баб-ал- Абваб» - Ворота ворот. Они несколько раз проходили эти ворота, пытаясь взять Семендер (Беленжер) – раннюю столицу Хазарского Каганата, но им это не удавалось. Наконец, в 651 году мусульмане потеряв убитыми 4000 человек, потерпели крупное поражение. Армия Хазарского Каганата была уже сформирована и оснащена современным артиллерийским вооружением – баллистами и катапультами. Учитывая этот исторический факт, Артамонов, противореча самому себе, признаёт, «что в таком случае историю самостоятельного Хазарского Каганата надо вести с 651 года». Это уже ближе к истине, но за один год армия не создаётся. Царь Иосиф прав. Возникновение сильного иудейского Хазарского Каганата следует отнести к 630-640 годам, и было не внезапным событием, а постепенным переходом количеством изгоняемых евреев из Аравийского полуострова, Византийской империи, Персии в новое качество жизни, в государственное объединение. Это и были ручьи и реки, впадающие в Хазарский Каганат.
И сразу же возникает вопрос. Что такое хазарская культура, которую так упорно ищут археологи на территории России. «Поиски потомков хазар до сих пор остаются безуспешными потому, что они нигде не сохранились. Малоубедительными остаются и поиски следов хазарской культуры, в частности, в языках и религии их соседей».*
Милорад Павич в доступной для широкого читателя объясняет: «Так недавно один грек вместо того, чтобы сказать о ком-то, что тот хазар, выразился следующим образом: «В Каганате называют будущими евреями тех, которые говорят по-хазарски. В Хазарском государстве можно встретить учёных евреев, греков или арабов, которые очень хорошо знакомы с прошлым хазар, с их книгами и памятниками. Они отзываются о них с похвалой, и их знания весьма подробны, некоторые из них даже пишут о хазарской истории, однако самим хазарам это не разрешено, они не имеют права рассказывать и писать книги о собственном прошлом».
Основатель русской школы востоковедения В. В. Григорьев (1816-1881) писал в 1876 году: «Необыкновенным явлением в средние века был народ хазарский. Окруж1нный племенами дикими и кочующими, он имел все преимущества стран образованных: устроенное правление, обширную цветущую торговлю и постоянное войско. Когда величайшее безначалие, фанатизм и глубокое невежество оспаривали друг у друга владычество над Западной Европой, держава Хазарская славилась правосудием и веротерпимостью, и гонимые за веру стекались в неё отовсюду. Как светлый метеор ярко блистала она на мрачном горизонте Европы и погасла, не оставив никаких следов своего существования».*
В девятнадцатом веке российский историк Григорьев не мог предвидеть, что уже в следующем столетии Каганат вернётся к себе на родину в Израиль, и существование его полностью подтвердит демократические устои и религиозную терпимость Хазарского Каганата.
«Народ Хазарский» - как это понять? Артур Кестлер назвал свою книгу «Тринадцатое колено» не потому, что появилось новое еврейское колено, а потому, что история еврейского народа получила дальнейшее развитие на территории, называемой Хазарским Каганатом. Народ, имена которых нам известны сегодня, в том числе и русский, на территории Хазарского Каганата только зарождались. Мистика ли? Хазарский Каганат переводится с иврита возвращающийся Каганат. Возвращение на иврите - ;;;; – возвращение. На определённом этапе история еврейского народа в пути к себе на родину коснулась хазарских племён и навечно оставила их в мировой памяти.