И открылась дверь...

Виктор Свиридов
       
       За прошедший год я понял, что хочу в МВТУ им. Баумана. Я уже не тот прошлогодний безответственный юноша, запросто отказывающийся от ВУЗа ради лишнего года привычной домашней жизни. Теперь я точно знаю чего хочу. За спиной три года работы на производстве, даже в шахте успел поработать. Одно время это казалось очень мужественным и романтичным занятием. Ты одет в жесткую, как панцирь, брезентовку. На тебе самоспасатель, аккумулятор, каска с фонарём. Спуск под землю: клеть, чуть приподнявшись с замков, в свободном падении летит вниз. Секунд через пять-шесть визжат тормоза и полёт замедляется… Штрек, грунтовые воды под ногами, плесень на стойках, похожая на пышные растения, покрытые морозным инеем. Выработки, иногда настолько низкие, что спускаясь на нижний горизонт по рештакам, т.е. сидя на жопе, скребёшь каской по кровле. (И это было нарушением всех правил безопасности). Но в один прекрасный момент я осознал, что всю жизнь там работать не хотел бы. Не хотелось бы и в армию, откуда от старших товарищей приходили далеко нерадостные письма.
       Оказывается я хочу в МВТУ им. Баумана. Ведь уже прогремел апрель 1961 года, и кто-то подсказал мне, что Бауманский готовит спецов для космоса и авиации. Итак – лето 1961 года. В это время в Москву приехало много интинских ребят в надежде поступить хоть в какой-нибудь ВУЗ. Они во время экзаменов регулярно общались меж собой, морально поддерживая друг друга. Многие из них подали документы в Горный, надеясь, что дети шахтёрского города получат некие льготы. (Мне отец прямо сказал: захочешь – и ты в Горном институте). Но я не хотел в Горный, а хотел именно в Бауманский и готовился к поступлению туда очень даже основательно...
       Поселился я в коммуналке на Проспекте Мира, из которой мы когда-то уехали в Инту. Эта жилплощадь осталась за нашей семьёй по "брони", как было положено тем, кто по договору уезжал покорять крайний север.
       
       Итак, некий абитуриент (я) самостоятельно готовится к поступлению в ВУЗ. Тогда мне даже показалось бы нелепым, чтобы родители бросили свои дела и сидели рядом с сыном из-за его экзаменов. Жил я шикарно: один в двух комнатах. Эти две комнаты в трёхкомнатной коммунальной квартире нам дали совсем незадолго до отъезда в Инту. В третьей комнате жила соседка Нина Витольдовна с сыном Женькой, (тридцатилетним холостяком, бабником и вечным студентом).
       Хоть я готовился к экзаменам очень серьёзно, но отметки почему-то получил далеко не отличные. Четыре экзамена сдал на «хор», один на «уд».
       Мои экзамены кончились, и завтра, несмотря на воскресение(!), в институте должны были вывесить списки зачисленных студентов. Я уже лёг спать и заснул. А около полуночи раздался звонок и Нина Витольдовна впустила в дом развесёлую компанию интинцев. Большинство из них срезалось уже на первых порах, но ребята продолжали околачиваться в Москве, не торопясь отбыть на север. И они решили навестить меня, зная о моём «одиноком» существовании. С самыми благими намерениями: морально поддержать меня перед возможным завтрашним фиаско, – они ввалились ко мне в комнату и стали совать мне водку прямо в койку. Рюмок у меня тогда не было, водку наливали прямо в чашки. Закуска – полбатона «отдельной» колбасы. (Может кто помнит? Это была колбаса второго сорта по рубль-семьдесят коп.)
       Чашка за чашкой… Чувствую, пора остановиться. Обижать ребят тоже нельзя. И я стал незаметно выплёскивать свою водку под кровать, не думая, что от этого пропахнет весь дом.
       Утром Нина Витольдовна встретила меня словами: «Ну и пили же вы вчера, раз до сих пор вся квартира водкой воняет!!!»
       Возразить было нечего, я сконфужено молчал. Уже надо было ехать в институт, узнавать конечный результат. Уверенности в зачислении не было, т.к. по основным предметам у меня только четвёрки. Правда, я с рабочим стажем, а это тогда учитывалось в плюс. Моё настроение шарахалось от отчаяния к надежде и наоборот. Тут-то хитрый «холявщик» Женька и говорит: «Что-нибудь от вчерашнего осталось? Надо выпить за удачу, чтоб коленки не тряслись!»
       Действительно, ребята оставили почти целую бутылку водки и ещё столько же какого-то зелёного, тягучего, очень сладкого, а потому противного ликера, который не полез в глотку даже нашим интинским выпивохам! Я поддался на Женькину провокацию и мы с ним тяпнули по стакану водки. В этот момент на кухню вплыла Нина Витольдовна и сказала, что и ей вдруг тоже захотелось выпить за моё будущее поступление, только не водки, а чего-нибудь слабенького, сладенького. Я, от чистого сердца, налил ей чашку ликёра, считая его сладеньким, а значит слабеньким. И она, пожелав мне удачи, разом выпила всю чашку. Уже через минуту она запричитала, что земля уходит из под ног, что её напоили… И срочно ушла спать. А я, в состоянии некой отрешённости, поехал в институт. Руки-ноги мои уже не дрожали, но дышать я старался только носом.
       У вывешенных счастливых списков толпились вчерашние абитуриенты, пытаясь увидеть свой номер. (В списках ставился только номер экзаменационного листа, без фамилии) Свой номер 1502 я увидел сразу, он стоял вторым сверху после номера 1500. Ура, меня приняли МВТУ! Не зря пили за поступление!...

       И вдруг я понял, что ОТКРЫЛАСЬ ДВЕРЬ в совершенно новую жизнь...
...........................................................
Киноиллюстрация мои съёмки той поры..."Студенты шестидесятых":
http://video.mail.ru/inbox/vs43s/6/28.html
 К сожалению, теперь перед показом роликов "впаривают" рекламу. Моей вины в этом нет. Если есть терпение - надо ждать пару минут.